Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Герина, Н. С. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры / Н. С. Герина, Л. Б. Пыпкина, Л. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5218/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы анализируют эффективность воспитательного воздействия при интегрированных образовательных событиях.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; дошкольники: интеграция; образовательные события; педагогическая коллаборация.

Введение. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашей стране определена в законе об образовании, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, национальным проектом «Образование». Духовно-нравственный кризис последних лет поразил такую социальную прослойку как образование. Наиболее значимым фактором, негативно влияющим на развитии современной системы российского образования, стало копирование зарубежного опыта без учета этноса и ментальности. Заметное снижение российских культурных, духовных и национальных ценностей приводит к появлению у детей нравственной «инвалидности». Сейчас как никогда необходимо говорить о России как духовной составляющей, объединяющей национальные чувства, гордость за свою страну.

Изучение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования показывает, что роль духовной, нравственной культуры в воспитании остается важной проблемой в трудах многих ученых-исследователей. Наиболее известные труды Н. А. Бердяева, И. Ф. Бережной, В. И. Водовозова, Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина, М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, К. П. Победоносцева, С. А. Рачинского, B. C. Соловьева, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, П. А. Флоренского, С. Т. Шацкого и др.

Данная проблема широко рассматривается в научных работах современных психологов и педагогов: Г. Н. Волкова, И. Ф. Гончарова, И. Ф. Исаева, С. Ф. Ивановой, Н. С. Махиной, В. М. Меньшикова, В. А. Радченко, В. А. Сластенина, А. Г. Пашкова, А. Н. Ходусова, В. Д. Шадрикова, Ю. И. Юдина и др.

Интересным является исследование В. А. Радченко, где автор доказывает реально существующий факт актуальности проблемы духовно-нравственного, социокультурного светского, этического, морального, образования ребенка в современной системе образования [3].

О. С. Ильина раскрывает понятие духовно-нравственного воспитания как целостность нравственных категорий, а именно «нравственное сознание», «нравственные чувства», «нравственные мотивы», «нравственное поведение» [2].

О. А. Андриенко приходит к выводу, что к духовно-нравственному развитию дошкольника относится развитие эмоциональной сферы, а целью педагогической деятельности в этом направлении должно быть формирование жизненно важных чувств и качеств личности [1].

В. В. Черкашина выделяет основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников: развивающего образования; социально-педагогического партнерства; интеграции образовательного процесса; личностно-ориентированного подхода; принцип культуросообразности [4].

Изучив степень разработанности проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, нами было сформулирована цель исследования -

разработать и апробировать воспитательную системудуховно-нравственного воспитания дошкольников средствами народной и православной культуры в коллаборации педагогов дошкольной образовательной организации.

Объект исследования — духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Предмет исследования — воспитательная система на основе народной и православной культуры.

Задачи: смоделировать воспитательную систему духовно-нравственного воспитания; разработать содержание ее структурно-функциональных компонентов; описать процесс апробации воспитательной системы духовно-нравственного воспитания.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «ЦРР — детский сад № 12» г. Воронежа. Участвовали дошкольники разных групп в возрасте 4–6 лет. Методы исследования наблюдение и эксперимент во время проведения образовательных событий.

Результаты и их обсуждение

В МБДОУ «ЦРР — детский сад № 12» система духовно-нравственного воспитания детей строится через приобщение к культурному наследию русского народа. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках обогащают ребенка духовно.

Чтобы познакомить детей с культурным наследием нашего народа, в детском саду организован музей «Русская горница», где можно познакомиться с крестьянской культурой и бытом, с предметами старины, с русским народным костюмом. А в группе № 11 организован мини-музей «Русская изба», экспонаты которого собираются в течение 8 лет. В 2019–2020 учебном году воспитателем в мини-музее проведено открытое занятие-экскурсия для детей подготовительной группы «Добро пожаловать в русскую избу», а также открытое образовательное мероприятие «Русская изба. Как жили наши предки?».

Инструктором по физической культуре с целью духовно-нравственного воспитания детей проводится большое количество подвижных народных игр. В 2019–2020 учебном году проведено открытое образовательное мероприятие «Давайте поиграем! Русские народные игры Воронежской губернии».

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играют народные праздники, В 2018–2019 учебном году проведены следующие праздники: спортивно-музыкальный праздник «Широкая Масленица»; спортивный праздник на воздухе «Иван Купала»; открытое образовательное мероприятие, посвященное Дню Победы «Поклонимся Великим тем годам» с экскурсией в Музей Славы и возложением цветов к братской могиле.

В 2019–2020 учебном году педагоги подготовили и провели: спортивно-музыкальный праздник «Благодатный Покров»; спортивно-музыкальный праздник «Широкая Масленица»; открытое образовательное мероприятие «Праздник птиц»; «Наша Армия сильна» музыкально-спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества, с привлечением родителей; развлечение в подготовительной группе «Мамины руки, нет их теплее»; «Колядки» театрализованное представление для детей младших групп.

Особое место в нашем детском саду занимает ознакомление детей с православной культурой. На основании договора о социальном партнерстве № 15 т 21.09.2018г. с Воронежской Духовной Семинарией и с согласия родителей в детском саду регулярно проводятся занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы. Эти занятия проводят педагоги совместно с воспитанниками Воронежской Духовной Семинарии. Ежегодно проходит экскурсия для детей подготовительной к школе группы в Успенский храм, причастие воспитанников, а в образовательной организации проходит праздник «Рождество Христово», куда приглашаются не только студенты и преподаватели Воронежской Духовной Семинарии, но и студенты с преподавателям ВГПГК, и депутаты Воронежской областной думы. Стало традицией проводить открытое образовательное мероприятие «Светлая Пасха» и участвовать в благотворительной акции «Белый цветок».

В 2019–2020 учебном году педагоги подготовили воспитанников сада для участия в окружном этапе международного конкурса «Красота Божьего Мира — 2019» и заняли II место в номинации «Рисую с мамой».

Распространение опыта и демонстрацию достижений в данном направлении педагоги реализуют на научных конференциях, семинарах, районных и городских методических объединениях. Итогом проводимой деятельности стало участие педагогов в научно-практическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», организатор ГБУ ДПО «ИРО».

Литература:

  1. Андриенко О. А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы. Научен вектор на Балканите. 2019. Т.3. № 1(3), с.2–4
  2. Ильина О. С. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017, № 3 (43), с. 4–6.
  3. Радченко, В. А. Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации / В. А. Радченко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 27–35. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68623/ (дата обращения: 01.05.2020).
  4. Черкашина В. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях // Поволжский педагогический поиск. 2014. № 4 (10). С. 143–146.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, детский сад, духовно-нравственное воспитание дошкольников, открытое образовательное мероприятие, Воронежская Духовная Семинария, воспитательная система, культурное наследие, подготовительная группа, православная культура, спортивно-музыкальный праздник.

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание, дошкольники: интеграция, образовательные события, педагогическая коллаборация

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Задать вопрос