Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 846 раз

Библиографическое описание:

Малеева, С. П. Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников / С. П. Малеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/154/ (дата обращения: 16.12.2024).

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. В МБ ДОУ «Детский сад № 247» работает кружок «Мы живем в России». Программа кружка — это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели — воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложной образование — чувство любви к своему Отечеству.

Результатом освоения данной программы является обеспечение социально — воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, нравственно — патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Цель: воспитание гуманной, духовно — нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

-          Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;

-          Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

-          Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как столице России;

-          Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово; воспитывать гражданско-патриотические чувств через изучение государственной символики России.

-          Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных дидактических принципов:

·           Принцип личностно — ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;

·           Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;

·           Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстраций. Фотографий пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;

·           Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

·           Принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

·           Принцип сотрудничества ближайшего социального окружения (семья, сверстники, сотрудники ДОУ).

Эффективному усвоению содержания программы способствует тематическое планирование. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину о России.

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях

Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Родная природа. Любовь к родной природе — одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с природой дети получают общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально. Бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России, расширяют представление об их значении. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины — Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируется представление о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством. Формируется у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, дети учатся любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Для обобщения и систематизации знаний детей по программе был проведен итоговый КВН «Мы — россияне».

КВН «Мы — россияне»

Программное содержание: 1. Обобщить и систематизировать знания о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия народов, населяющих РФ, название народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы: Атрибуты для проведения викторины, эстафеты, изображения гербов и флагов, изделия народных промыслов.

Ход занятия

Звучит песня «Звезда Россия (Хохлома)»

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, а КВН на тему: «Мы — россияне». В игре участвуют 2 команды, оценивать игру будет жюри. Команды, поприветствуйте друг друга.

Команда «Васильки»

Василек — цветок России, Он как небо, синий — синий.

Любит русская душа васильковые глаза. Л. Осипова

Команда «Ромашки»

Мы — ромашковое поле, символ русского раздолья

Но совсем не горячи ромашки белые лучи. Л. Осипова

В-ль: Мы живем в стране, у которой        удивительно красивое имя — Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название? (Ребенок читает стихотворение)

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Много чудесных стран на земле, везде живут люди, Но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Родина — значит родная, как отец и мать; Родина — место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у человека одна.)

Начнем нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется …. Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России — город…Москва.

Самая известная река России…Волга.

Санкт — Петербург основал… Петр 1.

Мы живем в городе… Новокузнецке.

Как называются жители Новокузнецка… новокузнечане.

Как называется район, в котором мы живем… Новоильинский.

Жителей Района называют …новоильинцы.

Назовите улицы города, названные в честь героев Великой Отечественной войны… Покрышкина, Рокоссовского, 11 Гвардейской Армии, Маршала Жукова, Герасименко, Черемнова, Красилова.

Река, протекающая в Новокузнецке… Томь.

Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.

Конкурс 1. «Государственные символы» каждой команде вручается конверт с изображением гербов и флагов разных стран, надо внимательно рассмотреть и выбрать символы нашего государства.

—Где можно увидеть государственный флаг?

—Что изображено на гербе РФ?

Конкурс 2. «Народы России» Много разных народов живет в России, каждый народ имеет свою культуру, традиции, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним, кто живет в России. (Русские, татары, чуваши, башкиры, мордва, евреи, якуты, ненцы, нанайцы, орочи, шорцы) Команды по очереди называют народы, кто последним называет, тот и побеждает.

Словесная игра «Он, она, они» (Русский- русская- русские, татарин — татарка — татары и т. д.)

Физминутка. Сейчас мы отдохнем, хоровод мы заведем. Хоровод «Во поле береза стояла»

Конкурс 3. «Народные промыслы» Наша страна издревле славилась своими мастерами. Приглашаю на ярмарку, где представлены изделия декоративно — прикладного творчества.

—Эй, честные господа, скорей пожалуйте сюда,

Как у нас ли тары бары, всяки разные товары.

Наша ярмарка необычная, а загадочная. Разгадайте — ка загадки, отыщите здесь отгадки:

Эта роспись — просто чудо. Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком, манит русским васильком. (Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок, на плошке. (Хохлома)

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах. (Дымковская игрушка)

 

Ой, звенит, она звенит, Всех в округе веселит.

А всего — то две струны Ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай — ка — Это наша…. Балалайка.

Послушайте звучание балалайки.

В этой молодице прячутся девицы, Каждая сестрица — для меньшей — темница.

Красные щечки, пестрые платочки, хлопают в ладошки веселые… матрешки.

На память о России, в качестве сувенира, зарубежные гости приобретают себе матрешек. Жюри оценивает каждую разгаданную загадку.

Конкурс 4. «Спортивный» Когда вы вырастите, встанете на защиту Родины, какими качествами должен обладать защитник Отечества? (Быть сильным, смелым, ловким, быстрым, мужественным)

Проводится эстафета «Кольцеброс»

Конкурс 5. «Пословицы о Родине» Русский народ придумал много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Вспомним эти пословицы. (Команды по очереди называют пословицы, жюри подсчитывает баллы)

Конкурс 6. «Знаменитые россияне» Богата наша Родина талантами. Сколько замечательных людей прославили Россию своим творчеством, героизмом, трудом! Вспомните и назовите наших знаменитых соотечественников.

Писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой;

Композиторы: П. И. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский — Корсаков;

Ученые: М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, К. Э. Циолковский;

Полководцы: А. В. Суворов, М. Кутузов, К. К. Рокоссовский;

Спортсмены: В. Третьяк, М. Сафин, А. Карпов, С. Хоркина, А. Кабаева.

Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.

Жюри подводит итоги КВН, награждает победителей. Все участники получают приз — конфеты фабрики «Россия».

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Ребенок, родная природа, Родина, детский сад, Москва, родная семья, родная страна, родной город, Русский народ.

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Задать вопрос