Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Авторы: Буюклыу Наталья Николаевна, Вершинина Елена Александровна, Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 19.11.2014
Статья просмотрена: 3368 раз
Библиографическое описание:
Буюклыу, Н. Н. Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Н. Буюклыу, Е. А. Вершинина, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6619/ (дата обращения: 22.12.2024).
XXI век по праву можно считать веком экологии. Экологическое образование и воспитание в последние годы стало не просто желательным, а необходимым. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате — понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент.
В условиях модернизации российской системы образования приоритетной задачей является обеспечение ее нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического образования детей, являющегося инновационной составляющей системы образования.
Реализация ведущей методической идеи «Зачем учить, чему учить, как учить?» требует разработки и научного обоснования целостного категориально-понятийного аппарата системы экологического образования детей.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.
Специфика младшего школьного возраста также состоит в осуществлении активных действий ребенка в процессе познания окружающего мира.
Формирование у детей мотивации к овладению экологическими знаниями вырастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности обучающихся. Классные часы, уроки, путешествие по экологической тропе, спецкурсы, кружки, проекты, видеосюжеты — одни из направлений деятельности по экологическому воспитанию.
Цель работы — изучить содержание экологического воспитания как фактор развития мотивации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Исторический анализ проблемы показал, что методика экологического образования детей как самостоятельное научное направление в педагогике стала интенсивно развиваться в 70–80-е годы XX века. Этот период характеризуется появлением гуманистической парадигмы общественного сознания, согласно которой экологическая составляющая образовательного процесса рассматривается как приоритетная функция культуры.
Необходимо отметить, что впервые трактовка понятия «экологическое образование» была дана на межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды [6, с.21]. С этого момента начинает активно развиваться инновационная тенденция, ориентированная на целостное рассмотрение системы экологического образования детей и предполагающая рассмотрение понятий «экологическое обучение» и «экологическое воспитание» в русле единого категориально-понятийного аппарата, отражающего сущность понятия «экологическое образование». Отличительной особенностью данной тенденции является усиление внимания к формированию экологической культуры личности как итогового прогнозируемого результата экологического образования.
Наиболее продуктивной, на наш взгляд, является точка зрения Д. И. Зверева, который под экологическим образованием понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью» [3, с.118].
В настоящее время сформировалась система непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста, поэтому понятие «экологическое образование» необходимо рассматривать в широком педагогическом смысле по отношению ко всей системе экологического образования и в предметнопедагогическом смысле по отношению к отдельным ее составляющим, в том числе и к экологическому образованию дошкольников [10, с.110-111].
Понятие «экологическое образование детей» рассматривается в научных работах Л. В. Моисеевой, Н. А. Рыжовой, Т. А. Серебряковой и др., где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов.
Экологическое образование детей объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [12, с.216].
Можно сказать, что экологическое обучение детей должно включать в себя следующие компоненты [4]:
1) ознакомление детей с общими представлениями о взаимоотношениях и взаимодействии общества и окружающей среды, передачу нужных для этого сведений и умений;
2) формирование у детей системы экологических представлений с элементами научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности;
3) формирование мировоззрения детей, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие;
4) формирование у детей возраста готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется возможность ее восстановления.
В условиях современного социума особую актуальность приобретает научная позиция С. Н. Николаевой, которая определяет цель экологического воспитания как «становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления» [10, с.122]. Это позволило прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания детей ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанноправильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы» [9, с.11].
Реализация целей экологического образования предусматривает [5, с.116]:
1) воспитание у детей норм отношения к природной среде, экологической ответственности за ее состояние;
2) выработку у детей убеждения в важности природоохранительной деятельности, формирование у них соответствующих умений и навыков;
3) формирование у детей потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
4) воспитание гуманного отношения ко всему живому, высокой культуры поведения при общении с природой через понимание специфики живого организма;
5) воспитание ценностных ориентаций личности ребенка, экологически мотивированного поведения детей в природе.
Третья составляющая категориально-понятийной формулы — дефиниция экологическое развитие детей.
А. В. Михеев выделяет три ведущие цели экологического развития детей: развитие интеллектуальной сферы (стремление к анализу экологической ситуации); развитие эмоциональной сферы (способность к эстетическому восприятию и оценке состояния окружающей среды); развитие волевой сферы (потребность в личном участии в практических делах и защите окружающей среды) [10, с.136].
Реализация целей экологического развития предусматривает следующее [8, с.255]:
1) формирование познавательного интереса к природе;
2) создание условий для формирования представлений об окружающем мире в детском возрасте;
3) развитие у детей способности видеть красоту природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Таким образом, достижение целей экологического развития детей способствует их общему развитию средствами природы, формированию экологически целесообразного взаимодействия детей с природой; становлению начал экологической культуры.
Принятые в обществе нормы отношения к природе приобретают для ребенка ценность в том случае, если ребенок не просто заучивает эти нормы, а осознает и переживает значимость их соблюдения в практической природоохранной деятельности.
Искреннее, заботливое, бережное отношение к живым объектам рождает чувства ответственности и беспокойства за жизнь тех, чье существование может оказаться зависимым от действий ребенка. Он проникается не абстрактной любовью к природе вообще, а деятельной заботой о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.
Осознание потребности в экологически направленной деятельности ведет к активности детей и формированию у них, в конечном итоге, экологического сознания. Г. А. Маркова полагает, что чувственно-предметная деятельность детей является основой единства человека с природой.
Таким образом, завершающим этапом становления в детском возрасте начал экологической культуры является формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Важным структурным компонентом экологического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является формирование мотивации у детей. Это обусловлено тем, что для успешного освоения экологических знаний дети должны быть сами мотивированы на процесс изучения экологический знаний.
Ученые рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения и деятельности. Потребность является важным компонентом мотивационной сферы и отражает направленность активности ребенка, т. е. всякая деятельность начинается с потребностей. Познавательная потребность дошкольников, согласно исследованиям Л. И. Божович, проявляется как потребность в серьезной, социально значимой деятельности, в том числе имеющей экологическую направленность [4].
Другой важный аспект мотивационной сферы — мотив, который придает любой деятельности более действенный характер. В качестве мотивов могут выступать предметы окружающего мира, представления, идеи, чувства и переживания — одним словом, все то, в чем нашла воплощение потребность дошкольника. Еще одна сторона мотивационной сферы — интерес. Чтобы возбудить интерес, полагал А. Н. Леонтьев, нужно создать мотив. С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес — мотив деятельности ребенка. Познавательный интерес дошкольника — это стремление узнавать новое об окружающем мире, о предметах и явлениях, желание вникать в их сущность [12, с.237].
Развитие устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей является первым этапом становления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Развитие познавательного интереса происходит одновременно с развитием любознательности и наблюдательности. Ряд исследователей (О. Н. Лазарева, Т. А. Маркова, Н. Г. Лаврентьева и др.) считают, что познание окружающего мира необходимо ребенку для ориентации во внешней среде и является потребностью ребенка, выражающейся в эмоциональном отношении к природе, в желании узнать неизвестное. Целенаправленно организованная познавательная деятельность дошкольников в природе является психолого-педагогическим механизмом развития экологического сознания как системообразующего компонента экологической культуры [2, с.238].
Овладение системой знаний, умений и навыков является вторым этапом становления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста [12, с.240].
Исследователями доказана возможность воспитания у дошкольников гуманных чувств (З. А. Абдулов, Г. В. Платонов, И. А. Комарова и др.); эмоциональной отзывчивости (М. К. Ибрагимова, Г. В. Кирикэ, С. Г. Якобсон и др.); бережного отношения к природе (И. А. Княжева, Ф. Я. Паланчик, Н. И. Цуканова и др.); направленности на гармонизацию взаимоотношений между человеком и природой (Г. А. Маркова, Т. А. Пономаренко, В. Н. Котырло и др.).
Следует также отметить, что опыт «экологического отношения» к природе выделяется у многих исследователей как компонент экологической культуры дошкольников (Л. Я. Лавриненко, Г. А. Макарова, Н. А. Рыжова и др.). Обобщая взгляды ученых на формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, приведем характеристики такого опыта: наличие системы экологических знаний; ответственное отношение к природе; опыт активной экологически целесообразной деятельности.
Принятые в обществе нормы отношения к природе приобретают для ребенка ценность в том случае, если ребенок не просто заучивает эти нормы, а осознает и переживает значимость их соблюдения в практической природоохранной деятельности [1, с.200].
Искреннее, заботливое, бережное отношение к живым объектам рождает чувства ответственности и беспокойства за жизнь тех, чье существование может оказаться зависимым от действий ребенка. Он проникается не абстрактной любовью к природе вообще, а деятельной заботой о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.
Осознание потребности в экологически направленной деятельности ведет к активности детей и формированию у них, в конечном итоге, экологического сознания. Г. А. Маркова полагает, что чувственно-предметная деятельность дошкольников является основой единства человека с природой [12, с.255-256].
Таким образом, завершающим этапом становления в дошкольном возрасте начал экологической культуры является формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Системный анализ вопроса формирования категориально-понятийного аппарата экологического образования дошкольников позволил нам сформулировать следующее определение.
Целью экологического образования в дошкольном возрасте является развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков и формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, что способствует достижению итогового положительного результата — становлению начал экологической культуры.
С помощью форм и методов экологического воспитания возможно решение задач экологического образования младших школьников.
Таблица 1
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников [10, с.116-117]
Задачи работы |
Формы и методы |
1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе. |
Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках. Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира. |
2. Воспитывать положительное отношение к миру природы. |
Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы. |
3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений). |
Проводить: а) экскурсии в природу; б) ежедневные наблюдения за природой; в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями. |
4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними). |
Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво). |
5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений. |
Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др. |
Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В. С. Мухина: «Младший школьник — это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель» [11, с.206].
Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств экологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают [2, с.256]:
- обучение детей правилам ухода (практические методы);
- наблюдения за развитием и ростом (наглядные);
- творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»), чтение художественной литературы (словесные) и др.
В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Ухаживая за растениями и животными в уголке природы, дети запоминают порядок полива, ухода, дозировку пищи. При этом они обращают внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит — нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову — не хватает кислорода, листья у растения завяли — не хватает воды или света.
В последствие у детей формируется представление о влиянии деятельности человека на объекты природы (как позитивном, так и негативном).
Заключение
Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.
В ходе теоретического анализа работ Т. А. Бобылевой, Л. Д. Бобылевой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Салеевой и др. было выявлено, что экологическое воспитание — одно из важных направлений личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель экологического воспитания — воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика, воспитываем пытливых, любознательных, великодушных людей,понимающих, что человек — это часть природы и от того, какой она будет, как мы ее сбережем, зависит здоровье человека, т. е. Его жизнь.
Литература:
1. Акимова Т. Д., Хаскин В. В. Экология: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ. — 3-е изд., 2006. — 430с.
2. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология особи, популяции и сообщества: В 2 т. — М.: Мир, 2009., Т.1. — 660 с.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М., 2005. — 388с.
4. Гордеева Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного университета.- 2010. — № 3- С.46–54.
5. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.:ВАКО, 2008.-240с.
6. Комов С. В. Введение в экологию: десять общедоступных лекций. Учебное пособие / С. В. Комов. — Екатеринбург: УрГУ, 2008. — 82с.
7. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. — М.:ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
8. Основы экологии: Учеб. пособие. — Донецк: ДонГАУ, 2009. — 459с.
9. Создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Из опыта работы О. В. Преловской, воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 с.Ленинское». — Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. — 32 с.
10. Соколова Н. А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис....канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с.
11. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 144с.
12. Шпотова Т. В. Цвет природы: Пособие для восп. и родителей по формированию основ эколог. культуры у детей 5-ти лет/ Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. — М.: Просвещение, 2009. — 560с.