Физическая культура как способ развития творческих способностей детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.11.2019

Статья просмотрена: 2065 раз

Библиографическое описание:

Оплачко, Е. Н. Физическая культура как способ развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / Е. Н. Оплачко, Я. Н. Разинкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64197/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема развития творческих способностей детей в настоящее время является одной из крупных социальных проблем, в решении которой заинтересованы воспитатели, учителя, родители. Именно сейчас нам нужны люди, способные мыслить творчески, способные принимать решения, выходящие за рамки традиционных и стандартных.

Творческие возможности и способности заложены, как утверждают многие ученые, в любом ребенке. К сожалению, эти способности с ходом времени невозвратимо теряются, по этой причине нужно, как можно успешнее развивать их в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст является, как известно, весьма благоприятным периодом в развитии ребенка, периодом впитывания, накопления и усвоения. Он является этапом прогрессивных изменений во всех сферах жизни, периодом насыщенного психического развития. В это время отмечается интенсивное развитие такой функции, как воображение. Поэтому этот период является весьма благоприятным для развития творческих способностей, творческого мышления.

В ходе анализа научной литературы, мы пришли к выводу, что творческие способности — это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой — либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [6].

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. Такого мнения придерживается, например, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта. Он выявил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [4]. Дети, обладающие таким типом мышления, при решении проблем не концентрируют все свои силы на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям для того, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Суть творчества, как считает С. Медника, состоит в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций [5]. По мнению Д. Б. Богоявленской основным показателем творческих способностей является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [1].

Мы считаем, что творческие способности детей можно с успехом развивать на уроках физической культуры.

Манукян С. П. говорил: — «Физическая культура — совершенно особая образовательная область, не похожая ни на одну другую, потому что освоение материала зависит здесь не только от умственных и психологических особенностей ребенка, но и от его чисто анатомических, биологических, физиологических свойств, которые нельзя ни воспитать, ни изменить путем тренировки, ибо они врожденные» [7].

Основными условиями, обеспечивающими развитие творческих способностей ребенка на занятиях физической культурой, как мы считаем, могут быть:

  1. Ориентация на индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста и дифференциация предлагаемых им заданий и упражнений.
  2. Взаимообучение на уроке. Оно позволяет решить как минимум три задачи. Во-первых, обучая друга, ребенок осознает сущность процедуры, технику выполнения упражнения, что содействует наилучшему освоению моторного воздействия. Во-вторых, такое обучение может помочь сформировывать инструкторские способности. В-третьих, оно содействует оптимизации преподавания в уроках. Наряду с этим не следует забывать, что взаимообучение содержит в себе и большой воспитательный потенциал. Оно развивает ощущение сопереживания удачам и неудачам друга, ответственность, и т. д.
  3. Установление в процессе обучения субъект-субъектных отношений, в результате чего складываются положительные, добрые отношения с учениками.
  4. Создание благоприятного психологического климата на занятиях, создание эмоциональной обстановки обучения. При таком условии ребенок может полностью раскрыться, проявить свой творческий потенциал.
  5. Включение ребенка в значимую для него деятельность, привлечение учащихся к осуществлению ими прямых обязанностей капитанов команд, физоргов, дежурных.
  6. Использование комплекса упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников. В большинстве своем реализация этого условия сводится к тому, что урок физической культуры превращается в сплошную игру. Однако, как мы считаем, такая организация занятий ошибочна. Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших задач дидактики».

Поэтому при сохранении общей структуры урока необходимо в зависимости от поставленных целей использовать элементы игровых технологий. При этом игра — это не развлечение, а игра — это специальное упражнение, позволяющее активизировать творческую деятельность детей.

Чтобы в начале урока дети сразу же включились в работу, нужно тщательно продумать, чем их можно заинтересовать. Начало, должно быть таким, чтобы оно захватило ребят своей яркостью, необычностью, заинтриговало детей, дало толчок к мыслительной деятельности, настроило их на получение нового материала. Так, например, в подготовительной части урока предлагаем применить комплексы ОРУ с предметами и без предметов. Эти упражнения школьники самостоятельно придумывают дома. Намного интересней для ребят будет делать упражнения под популярную, ритмичную музыку, также возможен вариант, что эта мелодия будет подобрана детьми. Комплекс ОРУ готовит школьников к предстоящей нагрузке в основной части урока.

В основной части урока будем использовать работу в парах или группах, что тоже будет способствовать развитию творческого мышления (например, у ученика-игрока команды развивается способность «видеть» товарища на площадке, ощущать, либо предугадать планы партнеров, обладать способностью их осуществить, придумать необычную комбинацию и тд.)

В ходе объяснения учитель может использовать прием ассоциации. Так, например, в первом классе, когда изучаем строевые упражнения, мы предлагаем спросить учеников: «Зачем нам нужны построения и перестроения?». В ходе обсуждения этого вопроса дети должны убедиться в важности строевых команд. Можно привести в пример ситуацию на дороге: несколько машин едут по дороге, внезапно одна из них тормозит. В данной ситуации дети быстро находят правильный ответ и понимают значимость строевых команд. Такая форма общения учителя с учениками лучше всего соответствует желаниям и потребностям детей. Каждому ребенку хочется блеснуть своими знаниями и «придумками». Но есть и такие ученики, которые ленятся думать и просто копируют движения соседа. Для таких учеников мы рекомендуем давать индивидуальные задания. Они выполняют их на уроке самостоятельно, в помощь им можно предложить карточки — задания (например, придумать мини-кроссворд на спортивную тематику).

В заключении хочется отметить, что урок физической культуры, более чем какой-либо иной урок, скрывает в себе для ребят восторг: само движение — удовольствие для растущего организма. И в случае, если педагог грамотно организует урок, то ребята не посиживают, замерзая, на лавках вдоль стенки. Такой творческий, интересный урок физической культуры — для них огромная радость. Так должно быть. Это соответствует физиологии и психологии ребят, так же, как стремление к новому и необычному.

Качество образования — это новое качество жизни, которое предстоит создать новым поколениям. В. Г. Белинский говорил: «Дети — гости настоящего и хозяева будущего». И от того, каким будет образование в современной школе, зависит, будут ли наши дети жить в перспективной стране.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Учитель — ученик: Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми/ Д. Б. Богоявленская. — Научный редактор № 13, 1999. — 160 с.
  2. Волков Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом/ Л. В. Волков. — М., 2008.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выгодский. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей/ В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 с.
  5. Кофман П. К. Настольная книга учителя физической культуры/ П. К. Кофман. — М.: Физкультура и спорт, 2008.
  6. Максименко A. M. Основы теории и методики физической культуры/ А. М. Максименко. — М.: Физкультура и спорт, 2009.
  7. Манукян С. П. Актуальные проблемы современной педагогики/ С. П. Манукян. — Пособие: Самиздат, 2003 г. — 65 с.
  8. Маслоу А. Х. Теория человеческой мотивации/ А. Х. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. 77–105 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-х томах, том 2/ С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989г.
  10. Теплов Б. М. Способности и одаренность/ Б. М. Теплов.- М.: Психология. 1948г.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ребенок, способность, младший школьный возраст, урок, комплекс ОРУ, основная часть урока, творческая способность детей, творческое мышление, ученик.


Похожие статьи

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников

Педагогические технологии как фактор развития интеллектуального потенциала у детей среднего школьного возраста на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников

Педагогические технологии как фактор развития интеллектуального потенциала у детей среднего школьного возраста на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос