Развитие идей экологического образования у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.09.2017

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Развитие идей экологического образования у детей младшего школьного возраста / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2699/ (дата обращения: 22.12.2024).



Для реализации идей экологического образования в интересах устойчивого развития взяты такие направления как: урочная и внеурочная деятельность, кружковая работа, дополнительное образование, элективные курсы, конференции. Это актуально и для начальной школы.

Еще в апреле 1996 года была утверждена концепция перехода России на модель устойчивого развития, в которой образование рассматривалось как важнейший фактор устойчивого развития. Затем в марте 2005 года министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования в интересах устойчивого развития.

Л. П. Симонова предлагает содержание образования в области окружающей среды разделить по классам на основании отдельных взаимосвязанных блоков [1].

1 класс. Методы изучения окружающей среды. Многообразие предметов и явлений окружающей среды.

2 класс. Городская (сельская) среда и человек.

3 класс. Взаимоотношения человека и природных сообществ.

4 класс. Взаимоотношения человека с окружающей средой.

Реализация развивающихся задач способствует развитию познавательных способностей детей; мышления; восприятия; памяти, внимания и речи; познавательного интереса. У учеников вырабатываются умения правильно строить предложения при ответе на вопросы учителя; давать полные ответы; выделять главные мысли в тексте учебника; пересказывать текст по логически законченным частям; использовать записи в тетради для ответов с места и у доски; анализировать рисунки; составлять описание условий жизни людей.

На примере изучения курса «окружающий мир» с уклоном на экологическое образование реализуются воспитательные задачи. К важнейшим из них относятся: формирование бережного отношения к окружающей среде; пробуждение у учащихся интереса к предмету, к знаниям о природе нашей Родины и края, желание вырабатывать в себе высокие моральные качества; формирование активности и самостоятельности на уроке; воспитание прилежания, привлечение учащихся к оценке своих знаний; пробуждение понимания красоты природной среды, чувства уважения; обучение давать нравственную оценку поступкам людей.

Особенностью подачи учебного материала является реализациям деятельностного подхода для каждого урока. Деятельность важна для качественного усвоения и познания содержания предмета учениками начальной школы. Именно в процессе деятельности отрабатываются общеучебные и специальные умения.

Помимо указанных педагогических условий для организации деятельности, тренировочных упражнений на каждый урок необходимо оборудование как общее (например, карты, атлас), так и специальное. Среди специального оборудования могут быть самодельные дидактические материалы, фрагменты контурных карт, плакаты, схемы, таблицы, различные предметы для проведения практических работ.

Наряду с предметной велико значение при изучении истории иллюстративной наглядности, компьютерной презентации. Это не только иллюстрации из учебника, но и дополнительный иллюстративный материал: репродукции скульптурных произведений, картин В. М. и А. М. Васнецовых, И. Н. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана и других художников. Учитель проводит с учащимися анализ данных репродукций. Демонстрируются фрагменты видеофильмов, организуется прослушивание аудиозаписей.

Подавляющее большинство уроков в начальной школе с уклоном на экологию являются комбинированными, в меньшей степени представлены уроки изучение нового и повторительно-обобщающие.

Уроки повторения и обобщения (три-четыре на протяжении всего курса) проходят в соответствии с рекомендациями методических пособий, с привлечением вопросов и заданий к разделам учебной книги, пособия, дидактического материала, примерной и рабочей программы [2, С.16].

Использование соответствующих педагогических условий формирования экологического образования у младших школьников характеризуется через развивающее обучение.

Развивающее обучение — обучение, в котором развитие личности служит главной целью и результатом всего процесса, а не является его сопутствующим продуктом. Концепция развивающего обучения противостоит знаниево-ориентированной концепции, согласно которой целью и результатом обучения выступают усвоение знаний, овладение умениями навыками [3].

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л. С. Выготского. Свое дальнейшее обоснование она получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, Н. А. Мельчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи т. е. психические процессы. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий.

К концу 4-го класса учащиеся должны иметь представление:

‒ о том, как изучают окружающий мир;

‒ о связи между деятельностью человека и природой;

‒ владеть общеучебными умениями (в рамках изученного): пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

‒ доказывать (устно) высказываемые утверждения;

‒ описывать (устно) объекты (явления) природы;

‒ пользоваться учебной и дополнительной литературой.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и знания учебника и нацеленные на умение объяснять мир.

Предметный курс «Окружающий мир» рассматривает темы: «страницы истории Отечества», «Природа России», «Родной край — часть большой страны», «Жизнь города и села», «Современная Россия», «что такое Родина», «Что мы знаем о Москве», «Россия на карте».

Говоря о технологии формирования экологических знаний устойчивого развития у младших школьников, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволит учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни.

Различные исследователи разрабатывают концепции экологического образования в условиях устойчивого развития.

На данный момент применяются педагогические технологии экологического образования младших школьников по предмету «Окружающий мир», факультативных курсов:

  1. Комплексные экскурсии в природу в младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. Применение основного метода исследовательской деятельности на экскурсиях — наблюдения. Они позволяют устанавливать связи между объектами природы и условиями среды их обитания.
  2. Этические беседы по экологии. Воспитывать чувства, отношения — это значит словом и делом вызывать у детей соответствующую реакцию, намеренно создавая определенную ситуацию или используя естественную обстановку. Именно участие в беседе, индивидуальной или коллективной, дает ребенку возможность понять целесообразность выбора того или иного образца поведения.
  3. Задания по экологии. Воспитание и обучение достигает названных целей при умелом направлении деятельности ребенка.
  4. Экологические игры. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут.
  5. Практическая деятельность младших школьников. Лишь в поступках и поведении человека находит свое выражение нравственная позиция личности, ее моральная сущность, ее отношение к обществу и природе.

Данные технологии представляют собой систему занятий, включающих в себя различные организационные формы обучения (урок истории, уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-КВНы, викторины, этно- исторические праздники, экскурсии) с использованием наиболее эффективных методов и приёмов (беседа, моделирование, наблюдение, игровой метод), и направленная на последовательное, системное формирование как отдельных компонентов исторического образования, так и исторической культуры в целом [4, С.78].

Содержание экологического образования — на пути становления, и для каждого педагога имеется возможность внести свой вклад в экологизацию системы учебных предметов, в разработку оптимальной модели обучения, воспитания и развития младших школьников. Необходимость разработки оптимальной модели экологического образования осознают многие педагоги. Но что такое модель и какую модель избрать для обучения, воспитания и развития детей? Вопросы эти отнюдь не простые, на которые надо еще искать ответы.

Литература:

  1. Симонова JI. П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / JI.П.- Симонова — М., 2011.-160 с.
  2. Долбаева К. Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. / К. Ж. Долбаева // Начальная школа. — 2013. — № 6.-С.21–33.
  3. Рябкова Г. В. Тенденции развития экологического образования школьников: вторая половина XX — начало XXI в. [Текст]: автореферат дис. кандидата педагогических наук (13.00.01) / Казань, 2008. -217 с.
  4. Пазова Р. И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики [Текст]: автореферат дис. кандидата педагогических наук (13.00.01) / Пятигорск, 2010. -184 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» [Режим доступа] http://минобрнауки.рф (дата обращения 05.07.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, взаимоотношение человека, класс, обучение, окружающий мир, учебный материал.

Похожие статьи

Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Задать вопрос