Развитие идей экологического образования у детей младшего школьного возраста
Авторы: Токарев Алексей Алексеевич, Федорова Галина Алексеевна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 23.09.2017
Статья просмотрена: 299 раз
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Развитие идей экологического образования у детей младшего школьного возраста / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2699/ (дата обращения: 22.11.2024).
Для реализации идей экологического образования в интересах устойчивого развития взяты такие направления как: урочная и внеурочная деятельность, кружковая работа, дополнительное образование, элективные курсы, конференции. Это актуально и для начальной школы.
Еще в апреле 1996 года была утверждена концепция перехода России на модель устойчивого развития, в которой образование рассматривалось как важнейший фактор устойчивого развития. Затем в марте 2005 года министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования в интересах устойчивого развития.
Л. П. Симонова предлагает содержание образования в области окружающей среды разделить по классам на основании отдельных взаимосвязанных блоков [1].
1 класс. Методы изучения окружающей среды. Многообразие предметов и явлений окружающей среды.
2 класс. Городская (сельская) среда и человек.
3 класс. Взаимоотношения человека и природных сообществ.
4 класс. Взаимоотношения человека с окружающей средой.
Реализация развивающихся задач способствует развитию познавательных способностей детей; мышления; восприятия; памяти, внимания и речи; познавательного интереса. У учеников вырабатываются умения правильно строить предложения при ответе на вопросы учителя; давать полные ответы; выделять главные мысли в тексте учебника; пересказывать текст по логически законченным частям; использовать записи в тетради для ответов с места и у доски; анализировать рисунки; составлять описание условий жизни людей.
На примере изучения курса «окружающий мир» с уклоном на экологическое образование реализуются воспитательные задачи. К важнейшим из них относятся: формирование бережного отношения к окружающей среде; пробуждение у учащихся интереса к предмету, к знаниям о природе нашей Родины и края, желание вырабатывать в себе высокие моральные качества; формирование активности и самостоятельности на уроке; воспитание прилежания, привлечение учащихся к оценке своих знаний; пробуждение понимания красоты природной среды, чувства уважения; обучение давать нравственную оценку поступкам людей.
Особенностью подачи учебного материала является реализациям деятельностного подхода для каждого урока. Деятельность важна для качественного усвоения и познания содержания предмета учениками начальной школы. Именно в процессе деятельности отрабатываются общеучебные и специальные умения.
Помимо указанных педагогических условий для организации деятельности, тренировочных упражнений на каждый урок необходимо оборудование как общее (например, карты, атлас), так и специальное. Среди специального оборудования могут быть самодельные дидактические материалы, фрагменты контурных карт, плакаты, схемы, таблицы, различные предметы для проведения практических работ.
Наряду с предметной велико значение при изучении истории иллюстративной наглядности, компьютерной презентации. Это не только иллюстрации из учебника, но и дополнительный иллюстративный материал: репродукции скульптурных произведений, картин В. М. и А. М. Васнецовых, И. Н. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана и других художников. Учитель проводит с учащимися анализ данных репродукций. Демонстрируются фрагменты видеофильмов, организуется прослушивание аудиозаписей.
Подавляющее большинство уроков в начальной школе с уклоном на экологию являются комбинированными, в меньшей степени представлены уроки изучение нового и повторительно-обобщающие.
Уроки повторения и обобщения (три-четыре на протяжении всего курса) проходят в соответствии с рекомендациями методических пособий, с привлечением вопросов и заданий к разделам учебной книги, пособия, дидактического материала, примерной и рабочей программы [2, С.16].
Использование соответствующих педагогических условий формирования экологического образования у младших школьников характеризуется через развивающее обучение.
Развивающее обучение — обучение, в котором развитие личности служит главной целью и результатом всего процесса, а не является его сопутствующим продуктом. Концепция развивающего обучения противостоит знаниево-ориентированной концепции, согласно которой целью и результатом обучения выступают усвоение знаний, овладение умениями навыками [3].
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л. С. Выготского. Свое дальнейшее обоснование она получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, Н. А. Мельчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи т. е. психические процессы. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий.
К концу 4-го класса учащиеся должны иметь представление:
‒ о том, как изучают окружающий мир;
‒ о связи между деятельностью человека и природой;
‒ владеть общеучебными умениями (в рамках изученного): пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);
‒ доказывать (устно) высказываемые утверждения;
‒ описывать (устно) объекты (явления) природы;
‒ пользоваться учебной и дополнительной литературой.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и знания учебника и нацеленные на умение объяснять мир.
Предметный курс «Окружающий мир» рассматривает темы: «страницы истории Отечества», «Природа России», «Родной край — часть большой страны», «Жизнь города и села», «Современная Россия», «что такое Родина», «Что мы знаем о Москве», «Россия на карте».
Говоря о технологии формирования экологических знаний устойчивого развития у младших школьников, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволит учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни.
Различные исследователи разрабатывают концепции экологического образования в условиях устойчивого развития.
На данный момент применяются педагогические технологии экологического образования младших школьников по предмету «Окружающий мир», факультативных курсов:
- Комплексные экскурсии в природу в младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. Применение основного метода исследовательской деятельности на экскурсиях — наблюдения. Они позволяют устанавливать связи между объектами природы и условиями среды их обитания.
- Этические беседы по экологии. Воспитывать чувства, отношения — это значит словом и делом вызывать у детей соответствующую реакцию, намеренно создавая определенную ситуацию или используя естественную обстановку. Именно участие в беседе, индивидуальной или коллективной, дает ребенку возможность понять целесообразность выбора того или иного образца поведения.
- Задания по экологии. Воспитание и обучение достигает названных целей при умелом направлении деятельности ребенка.
- Экологические игры. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут.
- Практическая деятельность младших школьников. Лишь в поступках и поведении человека находит свое выражение нравственная позиция личности, ее моральная сущность, ее отношение к обществу и природе.
Данные технологии представляют собой систему занятий, включающих в себя различные организационные формы обучения (урок истории, уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-КВНы, викторины, этно- исторические праздники, экскурсии) с использованием наиболее эффективных методов и приёмов (беседа, моделирование, наблюдение, игровой метод), и направленная на последовательное, системное формирование как отдельных компонентов исторического образования, так и исторической культуры в целом [4, С.78].
Содержание экологического образования — на пути становления, и для каждого педагога имеется возможность внести свой вклад в экологизацию системы учебных предметов, в разработку оптимальной модели обучения, воспитания и развития младших школьников. Необходимость разработки оптимальной модели экологического образования осознают многие педагоги. Но что такое модель и какую модель избрать для обучения, воспитания и развития детей? Вопросы эти отнюдь не простые, на которые надо еще искать ответы.
Литература:
- Симонова JI. П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / JI.П.- Симонова — М., 2011.-160 с.
- Долбаева К. Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. / К. Ж. Долбаева // Начальная школа. — 2013. — № 6.-С.21–33.
- Рябкова Г. В. Тенденции развития экологического образования школьников: вторая половина XX — начало XXI в. [Текст]: автореферат дис. кандидата педагогических наук (13.00.01) / Казань, 2008. -217 с.
- Пазова Р. И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики [Текст]: автореферат дис. кандидата педагогических наук (13.00.01) / Пятигорск, 2010. -184 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» [Режим доступа] http://минобрнауки.рф (дата обращения 05.07.2017).