Приоритеты и ориентиры биолого-экологического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 30.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Коробова, К. С. Приоритеты и ориентиры биолого-экологического образования / К. С. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116808/ (дата обращения: 16.08.2024).



В последние годы учёные выражают серьёзную озабоченность по поводу проблем взаимодействия техносферы и биосферы. В условиях повышенного риска различных кризисов — геополитических, социальных, экологических — необходимо выработать стратегию, направленную на комплексное и устойчивое управление этими взаимодействиями.

Биологическое образование существенно отстаёт от развития биологической науки, что усложняется текущей реформой средней и высшей школы. Статус биологической науки и биолого-экологического образования должен претерпеть значительные изменения по ряду причин. Во-первых, беспрецедентные биологические открытия последних десятилетий, такие как получение трансгенных растений, клонирование организмов, расшифровка генома человека и использование стволовых клеток в медицине, радикально изменяют наши представления о природе, расширяя и направляя их в новое русло. Во-вторых, в ближайшие годы ожидается прорыв в медицине — появление принципиально новых технологий. Манипуляции с геномом человека ведут к изменению биоразнообразия, что требует не только соблюдения научной этики, но и государственного контроля за внедрением научных открытий через систему нормативно-правовых актов. Третья проблема — реальная угроза глобального экологического кризиса. В этой связи необходимо усилить внимание к биологической науке и образованию, что объясняется низким уровнем грамотности большинства населения в этой области. За биологическую неграмотность ответственны система образования, наука и менеджмент, и необходимо определить объём необходимых знаний, а также разработать новые обучающие технологии.

Таким образом, необходимость усиления статуса биологической науки и образования обусловлена не только масштабными открытиями и их воздействием на общество, но и необходимостью преодоления экологических вызовов и повышения общей грамотности населения в биологических науках.

Основные приоритеты должны включать:

  1. Воспитание у специалистов ответственности за собственные решения и действия, включая последствия внедрения научных открытий в практику. Это предполагает осознание важности каждого решения и его влияния на окружающую среду и общество в целом.
  2. Обучение прогнозированию последствий принятых решений и действий для природы, общества и человека. Необходимо развивать навыки анализа и прогнозирования, чтобы минимизировать негативные воздействия и способствовать устойчивому развитию.
  3. Изучение законов развития и воспитания человеческих потребностей с точки зрения условий сохранения природы и общества. Важно понимать, как человеческие потребности и поведение влияют на экологическое равновесие и как можно адаптировать их для гармоничного сосуществования.
  4. Воспитание понимания того, что природа является невосполнимой ценностью, жизнь — уникальным явлением, а человек — частью биосферы, которая может существовать только в рамках её законов. Коэволюционное развитие общества и природы должно основываться на приоритете природных законов, а разрушение природных и культурных ценностей считается безнравственным.
  5. Обучение умению применять полученные знания в повседневной жизни. Это включает в себя практическое применение экологических и биологических знаний для улучшения качества жизни и сохранения окружающей среды. [1, с 11]
  6. Создание нового научно-образовательного направления — интегрированной биологии. Это направление должно объединять различные аспекты биологических наук и экологического образования, создавая целостное понимание взаимосвязей в биосфере и влияния человека на неё.

Профессионалы, не связанные непосредственно с биологией, также нуждаются в биологических знаниях и умении их применять. Это важно для вычленения биологических и экологических рисков в их профессиональной сфере и быту. Важным аспектом является получение ситуационного опыта, так как в критической ситуации человек действует на основе умений, а не теоретических знаний. Навыки прогнозирования и личная ответственность: необходимо обучать навыкам прогнозирования последствий принимаемых решений и их влияния на биосферу и качество жизни. Это способствует воспитанию личной ответственности и осознанию экологических рисков.

Междисциплинарный подход в принятии решений: Система принятия решений в профессиональной сфере, связанной с взаимодействием с природой, не должна быть узковедомственной. Важно принимать решения на междисциплинарной основе, включая экологический менеджмент, что позволит учитывать более широкий спектр факторов и последствий.

Формирование целостной картины мира: Учащиеся должны понимать, что биосфера и планета представляют собой системы. Важно формировать у них картину мира, соответствующую современному уровню знаний, так как, по признанию школьников, такая картина сейчас у них отсутствует. Развитие критического мышления: Обучение должно научить мыслить, рассуждать, выдвигать гипотезы, сопоставлять и анализировать альтернативы, аргументировать свою точку зрения и решать проблемы, а не просто выбирать готовые решения. Важно устанавливать связи между полученной информацией и личным опытом. [2, с 1]

Эмоциональное вовлечение в процесс обучения: Использование инновационных методов и форм обучения должно затрагивать не только разум, но и чувства и эмоции учащихся. Это позволит сделать процесс обучения более эффективным и глубоким.

Превентивный подход в подготовке специалистов: Система подготовки специалистов должна быть направлена на осознанное предотвращение, а не только на ликвидацию последствий взаимодействия человека и природы. Экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением, что требует соответствующего изменения подходов и методов обучения. [3, с. 6]

Одним из важнейших факторов успешного экологического образования является создание атмосферы, способствующей развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Важно привить им умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду, а также получать удовольствие от общения с природой.

Именно в школьном возрасте закладываются основы систематических знаний, формируются и развиваются черты характера, волевые качества и нравственные устои ребёнка. Дети с большим энтузиазмом изучают материал, который непосредственно связан с их жизнью и ближайшим окружением. С интересом они наблюдают за природой родного края, следят за погодой и сезонными изменениями. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем быстрее проявляется её результативность.

Дети познают мир с открытой душой и сердцем. То, как они будут относиться к этому миру, станут ли они хозяевами, любящими и понимающими природу, напрямую зависит от их образа жизни в детстве, а значит, от педагогов, организующих и участвующих в их обучении и воспитании.

Вопрос экологического образования и воспитания требует интеграции всех форм и видов учебной и внеурочной деятельности детей. В нашей школе накоплен значительный опыт и сформирована система работы по экологическому воспитанию обучающихся.

В урочное время у детей постепенно формируется система знаний об окружающем мире и ценностное отношение к нему, поскольку учебный материал по всем предметам обладает значительным потенциалом в этом направлении.

Особое удовольствие детям доставляет постоянное наблюдение за изменениями в природе и работа с календарём. Эти виды деятельности не только способствуют формированию экологического сознания, но и развивают у детей чувство ответственности и заботы о природе.

Когда мы отправляемся на экскурсии или прогулки, дети продолжают наблюдать за сезонными изменениями в природе. В школе проводится множество разнообразных мероприятий: единые уроки, тематические занятия, праздники, которые не только расширяют кругозор учеников, но и формируют их экологическое мировоззрение и культуру. [4, с 7]

В нашей школе для учащихся регулярно организуются выставки рисунков и поделок. Эти мероприятия способствуют развитию творческих способностей и познавательной активности, а также учат видеть красоту в повседневной жизни. Для создания поделок дети используют природные материалы, что позволяет им взаимодействовать с природой, ощущать её разнообразие и богатство.

Литература:

  1. Ангеловская, С. К. О применении проектного подхода в системе экологического воспитания обучающихся профессиональной образовательной организации / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — №: 2. — С. 96–101.
  2. Волкова, О. Н. Экологический туризм как интегративный компонент экологического просвещения населения / О. Н. Волкова // Экосистемы. — 2021. — № 27. — С. 139–145.
  3. Гладкова, О. В. Экологическое образование, журналистика и просвещение / О. В. Гладкова, Е. А. Гладков // 30 лет Программе «Шаг в будущее»: юбилейный сборник научно-методических трудов. — Москва: Региональная общественная организация «Научно-техническая ассоциация «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2020. — С. 338–344.
  4. Захарова, В. А. Экологическое поведение современной молодежи: общероссийские и региональные тенденции / В. А. Захарова. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. — 280 с. — ISBN 978–5–466–01486–0
Основные термины (генерируются автоматически): биологическая наука, природа, ребенок, экологическое образование, биосфера, личная ответственность, окружающая среда, повседневная жизнь, профессиональная сфера, процесс обучения.


Похожие статьи

Задать вопрос