Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Буйских, Т. О. Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования / Т. О. Буйских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107810/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сегодня влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду огромно, и к сожалению, в большинстве своём оно несёт негативные последствия. В связи с этим возникает острая необходимость в переосмыслении ряда педагогических и воспитательных позиций школьного образования.

Исходя из приоритетных направлений современного образования, которые все чаще затрагивают экологические проблемы, согласно ФГОС и Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области мы на базе МОУ «СОШ № 37» г. Магнитогорска стараемся организовывать целенаправленную работу по экологическому воспитанию школьников. Данная работа осуществляется не только в рамках урочной системы, но и во внеурочной деятельности, которая способствует формированию основ экологической культуры, развитию опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Ни для кого не является секретом тот факт, что одинаковых детей нет. Ребята все разные и со своими интересами: кто-то активный и шумный, кто-то любит рисовать и мастерить руками, а кого-то с трудом можно оторвать от социальных сетей. Поэтому передо мной, как пред педагогом, встала непростая задача — выстроить работу обучающихся так, чтобы каждый из них смог реализовать свои потребности и раскрыть свои таланты в рамках экологической деятельности.

Планирование и составление программы внеурочной деятельности проходило с учётом основных интересов и потребностей ребят. После обсуждения было принято решение разделить всю экологическую работу на несколько основных направлений.

Первое направление — сбор макулатуры. В период проведения акции проводилось информирование обучающихся школы, а также их родителей о необходимости внимательнее относится к бумаге, картону, коробкам и другим остаткам различных материалов, которые они выкидывают на улицу или сжигают на собственных участках. Мы предварительно узнали, куда можно сдавать макулатуру в нашем городе, а также стоимость, по которой принимают 1 килограмм бумаги. Как выяснилось, многие жители нашего города даже не владеют данной информацией, поэтому одним из направлений работы ребят стало просвещение и информирование граждан о том, где и как можно сдать макулатуру с выгодой для себя. Данная информация оглашалась на линейках в школе и размещалась в социальных сетях (см. рис. 1).

Проведение акции по сбору макулатуры в МОУ «СОШ № 37»

Рис. 1. Проведение акции по сбору макулатуры в МОУ «СОШ № 37»

Второе направление нашей деятельности заключалось в изготовление кормушек для птиц. Материалом для кормушек послужили остатки стройматериалов, обрезки и остатки бумаги, в том числе и цветной, картонные коробки и многое другое. Мастерить кормушки оказалось делом не только общественно и экологически полезным, но и увлекательным, творческим процессом (см. рисунок 2). Как подметили мои ученики: «Птичкам должно быть непросто вкусно, но и красиво!» Все сделанные кормушки ребята развесили в районе нашей школы, в этом деле они проявили настоящую ответственность, так как постоянно следили и пополняли кормушки свежим кормом.

Сбор материала для изготовления кормушек

Рис. 2. Сбор материала для изготовления кормушек

Третий вид нашей работы, заключался в создании и размещении постов экологического содержания в социальных сетях. Информацией для них служили наши действия по сбору макулатуры, изготовлению кормушек, снятию полезных видеороликов. Всю информацию мы размещали на своих страничках в различных социальных сетях, а также в официальной группе школы.

Экологическая работа оказалась не только полезной и интересной, но и принесла реальные результаты, о которых ребята с гордостью и удовольствием рассказывали на школьных мероприятиях и линейках. Я как педагог считаю, что очень важно поддерживать детский интерес и стимулировать его. Поэтому, когда представилась возможность принять участие в городском конкурсе социального проектирования, я сразу предложила ребятам оформить все наработки в виде социального проекта. Ребята восприняли данную идею с воодушевлением. На мой взгляд, детям крайне важно в подростковом возрасте быть в центре внимания и делиться своими достижениями с окружающими.

Для участия в городском конкурсе социального проектирования «Активное пространство» мы с группой наиболее активных и инициативных обучающихся разработали проект «Берегите эту землю», объединив в нём все наши направления. Основная идея проекта заключалась в минимизировании вредного воздействия на окружающую среду и ознакомлении общественности с экологическими проблемами, актуальными для нашего города (см. рис. 3).

Защита проекта «Берегите эту землю»

Рис. 3. Защита проекта «Берегите эту землю»

В рамках проекта мы предложили вырученные от сбора макулатуры деньги передавать в приюты для животных. Описали и продемонстрировали как картон, бумагу, различные коробки можно использовать вторично и делать кормушки для птиц, которым так необходима помощь в зимнее время, особенно когда в городах мало ягодных деревьев, которые служат основным источником пищи для них. Проблему недостаточной информированности граждан города об экологических проблемах, мы решили с помощью познавательной серии постов и видеороликов в социальных сетях.

Наш проект достиг своей цели, так как информационный контент был оценён большим количеством людей, о чём свидетельствуют положительные отзывы и комментарии. Члены жюри конкурса также высоко оценили наши старания, присудив нашей команде призовое место. Полученный результат безусловно стал для обучающихся толчком к еще большему интересу изучения экологических проблем и процессов современного общества. Ребята и сегодня продолжают работать в этом направлении и открывать для себя новые способы помощи окружающей среде!

Литература:

  1. Данилова М. З. Занимательная экология [Текст] // Воспитание школьников. — 2010. — № 5. — С.25–33.
  2. Зачем собирают макулатуру и что из нее делают? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vtormarket-samara.ru/info/24-zachem-sobirayut-makulaturu-i-chto-iz-nee-delayut
  3. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/26c/26c72db1f339ae8da752b1d684543874.pdf
  4. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
  5. Экологические сказки. Пособие для учителей 1–6 классов [Текст] / Сост. Г. А. Фадеева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 57 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изготовление кормушек, окружающая среда, сбор макулатуры, внеурочная деятельность, городской конкурс, кормушка, направление, проблема, ребята, сеть, социальное проектирование, экологическая работа.


Похожие статьи

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Экологическое воспитание как одно из современных направлений в дошкольном образовании

Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Нравственно-правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Гражданское воспитание как составная часть всестороннего развития молодёжи

Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников

Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы

Похожие статьи

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Экологическое воспитание как одно из современных направлений в дошкольном образовании

Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Нравственно-правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Гражданское воспитание как составная часть всестороннего развития молодёжи

Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников

Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы

Задать вопрос