Лэпбук как интерактивное средство экологического воспитания младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 14.07.2023

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Белая, Е. В. Лэпбук как интерактивное средство экологического воспитания младших школьников / Е. В. Белая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104879/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор рассматривает возможность применения лэпбука для экологического воспитания младших школьников. Описывает творческий процесс коллективного изготовления учениками лэпбука «Зелёная планета». При такой работе комплекс экологических знаний преподносится в доступной, увлекательной форме. Такое современное, интерактивное средство не только побуждает интерес к познанию окружающего мира, но и формирует у младших школьников устойчивую мотивацию к бережному отношению к природе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, лэпбук, экология, окружающий мир.

Мир — это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.

Н. Н. Моисеев

Экологическое воспитание является одной из важнейших проблем современности, так как обусловлено кризисным состоянием природы.

Богатый материал по теории и практике экологического воспитания у младших школьников раскрыт в работах: Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой, И. Д. Зверевым, А. Н. Захлебным, И. Т. Суравегиной и др.

Целью экологического воспитания определяют «формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности» [2, с. 20].

При экологическом воспитании детей акцент делается на воспитание бережного отношения к природе и объектам природы, знакомство с различными животными и растениями, а также уход за ними. Безусловно, всё это играет огромную роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде у младших школьников.

Успех во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес к окружающему миру. Младшие школьники усваивают комплекс экологических знаний быстро и легко, если эти знания преподносятся в доступной, интересной и увлекательной форме. Одной из таких форм является использование технологии «лэпбук» (в переводе с английского lapbook — наколенная книга).

Впервые термин «лэпбук» был введен американской писательницей Тэмми Дюби, которая использовала его как средство систематизации информации для домашнего обучения своих детей. А вот как средство педагогического воздействия его применила Татьяна Пироженко. По её мнению, лэпбук представляет собой папку, содержащую познавательную информацию, занимательные игры и упражнения по определенной теме. [3]

Таким образом, лэпбук — это современное, интерактивное средство, направленное на развитие творческого потенциала в рамках изучаемой темы, не только расширяющего кругозор, но и формирующего умения и навыки.

В начальной школе с 1-го класса проводится работа по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира, а также на классных часах. Используются различные формы организации занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические, проектные и творческие работы.

Тема «Экология» прослеживается во всех классах. В 3-м классе по предмету «Окружающий мир» (А. А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России») ученики изучают большой блок тем с экологической направленностью. Рассмотрим разделы, способствующие экологическому воспитанию младших школьников:

— «Как устроен мир» (темы «Что такое экология», «Природа в опасности!»);

— «Эта удивительная природа» (темы «Воздух и его охрана», «Берегите воду!», «Охрана растений», «Охрана животных»);

— «Наша безопасность» (тема «Экологическая безопасность»);

— «Чему учит экономика» (тема «Экономика и экология»).

Изучив с учениками 3-го класса темы по окружающему миру, я провела классный час, посвященный празднику «День Земли» (ежегодно отмечается во многих странах мира 22 апреля). Познакомила учеников с историей создания этого праздника, основателем которого является американский биолог Джон Мортон, а также с глобальными экологическими проблемами. Обсудили, чем каждый из нас можем помочь нашей планете Земля.

Итоговой формой работы по теме «Экология» являлось создание лэпбука. С этим интерактивным средством я познакомила учеников ещё в 1 классе. Первое совместное создание лэпбука вызвало большой восторг и очень понравилось всем детям.

Этапы создания лэпбука:

1) выбор темы;

2) обсуждение плана;

3) создание макета;

4) создание шаблона лэпбука.

Определившись с темой лэпбука (решили назвать «Зелёная планета»), надо было составить план. В ходе обсуждения были выделены основные пункты плана:

— Сортировка мусора и сроки разложения отходов в почве;

— Правила поведения на природе;

— Красная книга Приднестровья. Заповедник Ягорлык;

— Сезонные явления природы, характерные для разного времени года;

— Игры и задания на экологическую тему (загадки, стихи, пословицы, ребусы, кроссворды, пазлы, задачи и др.).

Я предложила ученикам разделиться на три группы. Дети выбрали руководителя. Предложенные пункты плана мы распределили по группам.

Следующим этапом было создание макета. Детям необходимо было подумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Игры, задания и тексты — всё это должно разместиться на различных элементах: в конвертах разных форм, кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, карточках и т. д. Руководителям групп я выдала обычный лист бумаги формата А-4, сложенный пополам. Посовещавшись в группах, руководители нарисовали макет будущего лэпбука, который будет состоять из трех частей.

Когда весь материал был собран, каждой группе я выдала папку. Ученики приступили к практической части. Работа закипела. Каждый учащийся был вовлечен в увлекательную деятельность. В конце урока, руководители представили свою работу всему классу. Все папки я собрала и сшила друг с другом. Так получился наш красочный лэпбук!

E:\downloads\P30710-103318.jpg

Таким образом, творческая работа при создании лэпбука на экологическую тематику формирует устойчивую мотивацию к бережному отношению к природе.

Литература:

  1. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 162–164.
  2. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования.-М., 1980 г.С.20.
  3. Пироженко, Т. Это интересно! Лэпбуки. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
  4. Пономарева, И. Н. О реализации экологического образования в современных условиях // Экология и культура.- Красноярск: КГПИ, 1991–87.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, окружающий мир, бережное отношение, интерактивное средство, окружающая среда, природа, работа, создание макета, увлекательная форма, устойчивая мотивация.


Похожие статьи

Формирование экологических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством деятельности детского движения «Эколята-дошколята»

В статье авторы описывают использование новых форм и приемов в экологическом воспитании дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с целью формирования правильного отношения к окружающему миру, к людям, к природе и к самому себе.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе

Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе

В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного мет...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников. Обосновывается необходимость использо-вания проектов экологической направленности. В качестве одного из эффективных средств пред...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС

В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык пон...

Похожие статьи

Формирование экологических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством деятельности детского движения «Эколята-дошколята»

В статье авторы описывают использование новых форм и приемов в экологическом воспитании дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с целью формирования правильного отношения к окружающему миру, к людям, к природе и к самому себе.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе

Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе

В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного мет...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников. Обосновывается необходимость использо-вания проектов экологической направленности. В качестве одного из эффективных средств пред...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС

В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык пон...

Задать вопрос