Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Лэпбук как интерактивное средство экологического воспитания младших школьников

Педагогика
14.07.2023
261
Поделиться
Библиографическое описание
Белая, Е. В. Лэпбук как интерактивное средство экологического воспитания младших школьников / Е. В. Белая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104879/.


В статье автор рассматривает возможность применения лэпбука для экологического воспитания младших школьников. Описывает творческий процесс коллективного изготовления учениками лэпбука «Зелёная планета». При такой работе комплекс экологических знаний преподносится в доступной, увлекательной форме. Такое современное, интерактивное средство не только побуждает интерес к познанию окружающего мира, но и формирует у младших школьников устойчивую мотивацию к бережному отношению к природе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, лэпбук, экология, окружающий мир.

Мир — это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.

Н. Н. Моисеев

Экологическое воспитание является одной из важнейших проблем современности, так как обусловлено кризисным состоянием природы.

Богатый материал по теории и практике экологического воспитания у младших школьников раскрыт в работах: Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой, И. Д. Зверевым, А. Н. Захлебным, И. Т. Суравегиной и др.

Целью экологического воспитания определяют «формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности» [2, с. 20].

При экологическом воспитании детей акцент делается на воспитание бережного отношения к природе и объектам природы, знакомство с различными животными и растениями, а также уход за ними. Безусловно, всё это играет огромную роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде у младших школьников.

Успех во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес к окружающему миру. Младшие школьники усваивают комплекс экологических знаний быстро и легко, если эти знания преподносятся в доступной, интересной и увлекательной форме. Одной из таких форм является использование технологии «лэпбук» (в переводе с английского lapbook — наколенная книга).

Впервые термин «лэпбук» был введен американской писательницей Тэмми Дюби, которая использовала его как средство систематизации информации для домашнего обучения своих детей. А вот как средство педагогического воздействия его применила Татьяна Пироженко. По её мнению, лэпбук представляет собой папку, содержащую познавательную информацию, занимательные игры и упражнения по определенной теме. [3]

Таким образом, лэпбук — это современное, интерактивное средство, направленное на развитие творческого потенциала в рамках изучаемой темы, не только расширяющего кругозор, но и формирующего умения и навыки.

В начальной школе с 1-го класса проводится работа по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира, а также на классных часах. Используются различные формы организации занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические, проектные и творческие работы.

Тема «Экология» прослеживается во всех классах. В 3-м классе по предмету «Окружающий мир» (А. А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России») ученики изучают большой блок тем с экологической направленностью. Рассмотрим разделы, способствующие экологическому воспитанию младших школьников:

— «Как устроен мир» (темы «Что такое экология», «Природа в опасности!»);

— «Эта удивительная природа» (темы «Воздух и его охрана», «Берегите воду!», «Охрана растений», «Охрана животных»);

— «Наша безопасность» (тема «Экологическая безопасность»);

— «Чему учит экономика» (тема «Экономика и экология»).

Изучив с учениками 3-го класса темы по окружающему миру, я провела классный час, посвященный празднику «День Земли» (ежегодно отмечается во многих странах мира 22 апреля). Познакомила учеников с историей создания этого праздника, основателем которого является американский биолог Джон Мортон, а также с глобальными экологическими проблемами. Обсудили, чем каждый из нас можем помочь нашей планете Земля.

Итоговой формой работы по теме «Экология» являлось создание лэпбука. С этим интерактивным средством я познакомила учеников ещё в 1 классе. Первое совместное создание лэпбука вызвало большой восторг и очень понравилось всем детям.

Этапы создания лэпбука:

1) выбор темы;

2) обсуждение плана;

3) создание макета;

4) создание шаблона лэпбука.

Определившись с темой лэпбука (решили назвать «Зелёная планета»), надо было составить план. В ходе обсуждения были выделены основные пункты плана:

— Сортировка мусора и сроки разложения отходов в почве;

— Правила поведения на природе;

— Красная книга Приднестровья. Заповедник Ягорлык;

— Сезонные явления природы, характерные для разного времени года;

— Игры и задания на экологическую тему (загадки, стихи, пословицы, ребусы, кроссворды, пазлы, задачи и др.).

Я предложила ученикам разделиться на три группы. Дети выбрали руководителя. Предложенные пункты плана мы распределили по группам.

Следующим этапом было создание макета. Детям необходимо было подумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Игры, задания и тексты — всё это должно разместиться на различных элементах: в конвертах разных форм, кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, карточках и т. д. Руководителям групп я выдала обычный лист бумаги формата А-4, сложенный пополам. Посовещавшись в группах, руководители нарисовали макет будущего лэпбука, который будет состоять из трех частей.

Когда весь материал был собран, каждой группе я выдала папку. Ученики приступили к практической части. Работа закипела. Каждый учащийся был вовлечен в увлекательную деятельность. В конце урока, руководители представили свою работу всему классу. Все папки я собрала и сшила друг с другом. Так получился наш красочный лэпбук!

E:\downloads\P30710-103318.jpg

Таким образом, творческая работа при создании лэпбука на экологическую тематику формирует устойчивую мотивацию к бережному отношению к природе.

Литература:

  1. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 162–164.
  2. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования.-М., 1980 г.С.20.
  3. Пироженко, Т. Это интересно! Лэпбуки. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
  4. Пономарева, И. Н. О реализации экологического образования в современных условиях // Экология и культура.- Красноярск: КГПИ, 1991–87.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экологическое воспитание
лэпбук
экология
окружающий мир
Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 122-125):
Часть 2 (стр. 75-159)
Расположение в файле:
стр. 75стр. 122-125стр. 159

Молодой учёный