В статье рассматривается система экологического воспитания обучающихся начальных классов, приводятся примеры приемов и методов экологического обучения. Особое внимание уделяется особенностям проведения экологических занятий, направленных на осознание обучающимися важности сохранения окружающей природы и бережного отношения к ней.
Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, экологическое обучение, экологические проблемы, начальное общее образование.
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.
В. А. Сухомлинский
Согласно ФГОС НОО, образовательный процесс в начальной школе должен быть направлен в том числе и на формирование личностных универсальных учебных действий экологической направленности: «…необходимо формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [3].
Сегодня, начиная с первого класса, школьники приступают к изучению предмета «экология», на котором они знакомятся с тем, как все живые организмы связаны между собой и с окружающей средой. На самом первом занятии по этому предмету школьники узнают, что «экология» происходит от греческого слова «ойкос», которое в переводе обозначает «дом» или «жилище». Таким образом, мы даем понять ребенку, что вся планета — это наш общий дом и мы все хотим, чтобы в нем было чисто, уютно и безопасно.
Знакомство ребенка с экологией начинается с его ближайшего окружения, когда он наблюдает за природой, деревьями, растениями, птицами и животными, дышит чистым воздухом, общается с другими людьми. Уже на этом первом этапе очень важно, чтобы ребенок понял, что он должен жить в гармонии с окружающей средой и соблюдать определенные законы. Эти несложные законы сформулировал биолог и эколог Барри Коммонер, который в простой и доступной форме объяснил основные принципы сохранения окружающей среды.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон: «Всё должно куда-то деваться».
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Знание этих законов и осознание их смысла позволяет детям сформировать правильные представления об окружающей среде и узнать, что необходимо сделать для ее сохранения.
В период обучения в начальных классах учитель должен, во-первых, сформировать у ребенка определенный объем теоретических знаний по экологии, а во-вторых, научить ребенка правильным способам самостоятельного взаимодействия с окружающей средой. В своей работе по экологическому воспитанию учителю начальных классов необходимо учитывать естественную любознательность детей и их эмоциональность. Для ребенка желание помочь «братьям нашим меньшим» является абсолютно нормальным, главное в этом процессе направить его энергию в правильное русло, т. е. не просто научить беречь природу, а уметь делать это экологически грамотно.
Тема заботы о природе изучается в младшей школе не только на уроках экологии, но и на занятиях по таким предметам как «окружающий мир», «литературное чтение», «русский язык», «технология», «изобразительное искусство», много времени отводится экологическому образованию и воспитанию в рамках внеурочной деятельности.
Работая в начальной школе уже не один год, я сформулировала для себя два главных условия успешности экологического воспитания:
- Экологическое воспитание обучающихся — это не только проведение отдельных экологических акций и мероприятий, оно должно иметь системный характер на протяжении всей начальной школы.
- Максимальное вовлечение младших школьников в природоохранную деятельность, соотносимую с их возрастом.
Немаловажную роль в процессе экологического воспитания младших школьников играют их родители. Поэтому очень важно привлекать родителей для участия в совместных экологических мероприятиях. Для примера можно привести наш опыт по благоустройству пришкольного участка. Каждой весной дети вместе с родителями облагораживают участок под окнами своего класса: высаживают цветы и ухаживают за ними. С наступлением осени, в октябре, на этой же территории проводится субботник (см. рис. 1).
Рис. 1. Благоустройство пришкольного участка
Еще один резерв для развития экологического образования и воспитания содержит в себе региональный компонент образовательной программы. Для реализации этого направления используется проектная деятельность, которая учит школьников работать в команде и помогает раскрыть свой творческий потенциал. В качестве тем для своих проектов ребята все чаще выбирают природу родного края или историю родного села (см. рис. 2). Такая работа помогает воспитать из школьников заботливых хозяев своей малой Родины и стать активными помощниками взрослых в сохранении и приумножении ее богатств.
Рис. 2. Темы проектов младших школьников МОУ «Кизильская школа № 2»
Тема экологии дает хорошую возможность проявить свое творческие способности и для учителя, выйдя за рамки проведения традиционных занятий. Максимально погрузить детей в природную среду и сделать их настоящими исследователями. Например, специально для того, чтобы провести один из уроков окружающего мира по теме «зимующие птицы» мы с классом на автобусе отправились в лес. За время этого маленького путешествия дети не только смогли понаблюдать за птицами, но и развесили для них кормушки, которые специально для этого урока изготовили с родителями заранее (см. рис. 3). А еще в лесу дети встретили настоящего Деда Мороза, который похвалил детей за добрые дела и подарил им подарки.
Рис. 3. Проведение урока по окружающему миру в зимнем лесу
Расположения школы в непосредственной близости к природе дает свои преимущества для экологического воспитания. Можно организовать экскурсии с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе или провести познавательные игры на свежем воздухе, например, «Найди дерево по его приметам». Близкое расположение школы к реке Урал позволяет проводить наглядные уроки на темы «круговорот воды в природе», «охрана водоемов от загрязнений», «методы очистки воды». В рамках внеурочной деятельности проводятся традиционные праздники: «Золотая осень», «Проводы зимы», «Весна-красна», «Встречаем лето».
Таким образом, конечной целью экологического образования и воспитания в младшей школе является формирование у ребенка экологически ответственного поведения, которое будет направлено на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных богатств.
Литература:
- Агаларова П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. — № 12.-2007
- Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. — Москва: «ЦГЛ» 2003
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
- Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. // Начальная школа. — № 10.-2000