Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рудых, С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада / С. Г. Рудых. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3683/ (дата обращения: 03.12.2024).

Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учат их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.

У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растёт интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.

Преступая к работе по данной теме, мы провели обследование детей. Анализ результатов диагностики показывал, что у большинства воспитанников слабые представления о живой и неживой природе, об явлениях природы, особенностях внешнего строения живых организмов, их потребностях; дети в полной мере могут устанавливать условия, необходимые для жизни растений и т. д. Также наблюдались слабые эмоциональные проявления или они вообще отсутствуют при общении с животными и растениями. У детей не было интереса, они не проявляли сочувствия к попавшим в беду; не стремились удовлетворить потребности живого организма, проявить гуманные чувства к живому.

Поэтому перед нами встала задача — познакомить детей с живой и неживой природой, сезонными изменениями, домашними и дикими животными, с особенностями внешнего строения живых организмов, научить бережно относиться к природе, так как впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека не только к природе, но и к другим людям, к Родине и родному краю.

Была поставлена цель: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Определены следующие задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах;

  2. Воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты;

  3. Формировать у воспитанников навыки бережного отношения к природе.

Материал, предлагаемый детям для усвоения, располагался «по спирали», от простого к сложному, благодаря чему удалось сочетать последовательность и цикличность его изучения, сохранять достаточно высокий уровень активности детей и постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. При реализации работы использовали следующие методы и формы работы: наблюдения, работа с мнемотаблицами, экскурсии, целевые прогулки, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения, эвристические беседы, работа с перфокартами, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, словесные игры, элементы подвижных игр, «экологическая тропа», викторины, КВНы, кроссворды.

Опыт работы включал в себя 3 этапа:

Первый этап предполагал первоначальное обследование детей, которое было направлено на выявление актуального уровня представлений детей, умений, отношений.

Методы проведения обследования — это диагностические карты, дидактические игры, рассматривание картин, также наблюдения за детьми во время экскурсий, индивидуальных поручений, дежурств в уголке природы, участия в экспериментальной работе, при рассматривании экспериментальных объектов.

Второй этап предполагал формирование экологических представлений и промежуточную диагностику.

Данный этап состоял из трёх блоков:

  • Первый блок посвящён знакомству детей 4–5 лет с понятиями живой и неживой природы: дети узнают о диких и домашних животных, знакомятся с комнатными растениями и способами ухода за ними. Знакомясь с объектами неживой природы, узнают о сезонных изменениях и взаимосвязях между ними.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-следственное мышление, они легко запоминают то, что видят, поэтому для работы по экологическому воспитанию мы остановились на следующих методах и формах работы: наблюдения, работа с мнемотаблицами, экскурсии, целевые таблицы, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения. Предпочтение было отведено нетрадиционным формам работы — игры с сюрпризными моментами и интегрированной непосредственно образовательной деятельности, где дети имеют возможность закрепить знания и в своих творческих работах показать знания о природе.

  • Второй блок посвящён расширению и обобщению знаний детей 5–6 лет об объектах живой и неживой природы.

Методы и формы работы расширяются, добавляются эвристические, работа с перфокартами, словесные игры, беседы, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, элементы подвижных игр, «экологическая тропа».

  • Третий блок предполагает уточнение и систематизацию представлений детей 6–7 лет об объектах живой и неживой природы.

Методы и формы работы расширяются, вводятся викторины, КВНы, кроссворды.

Экологические представления дети получали из сказок, мифов и легенд, наблюдений, игр, опытов, музыки, рисования. Парадоксальные факты, необычные сведения, использование фольклорного материала вызывали у детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и неживым компонентам природной среды. Приём удивления использовался как средство активизации познавательной деятельности, как инструмент для формирования устойчивых интересов.

Третий этап — мониторинг.

Формирование позитивного отношения к природе, стремление её оберегать, достигалось в ходе бесед «Чудо рядом с тобой», «По тропинке в лес пойдём», что позволило скорректировать имеющиеся у дошкольников первоначальные представления о лесе и его обитателях, о взаимосвязях между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса. Через беседы формировались новые экологические знания, в том числе и о нормах поведения в лесу, побуждали детей к размышлениям, учили анализировать свои и чужие поступки, воспитывали эмоциональную отзывчивость, развивали наблюдательность дошкольников.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного. Перед нами стояла задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Мы использовали как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества и проводились в двух направлениях:

  • педагог — родитель;

  • педагог — ребёнок — родитель.

Прежде, чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, её микроклимат). Важно было проводить работу дифференцированно, объединить родителей. Использовали и словесные ситуации, которые предлагали родителям обсудить дома с детьми.

Например, «На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их»:

  • Дайте оценку этому поступку.

  • Как бы Вы поступили?

  • Что надо делать, когда встречаете птиц?

  • Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

  • Надо ли помогать птицам? Как?

  • Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

  • Рассказывали о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывали их родителям;

  • Давали советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома;

  • Напоминали родителям о том, что дети должны знать цель труда;

  • Советовали родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовать их, создавали совместные экологические плакаты.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

В итоге вместе с родителями был сделан вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.

Таким образом, наш опыт работы показал, что желаемого результата в экологическом воспитании детей можно добиться при хорошо спланированном воспитательно-образовательном процессе и тесном сотрудничестве с родителями.


Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду (Текст)/А. К. Бондаренко. — М.,1991.

  2. Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение (Текст) /Ю. Р. Васильев. — М.,1997.

  3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой (Текст)/ С. А. Веретенникова. — М.,1980.

  4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями (Текст)/ В. А. Дрязгунова. — М.,1981.

  5. Дыбина О. В. Что было до… (Текст)/О. В. Дыбина. — М.,1999.

  6. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных (Текст)/ Е. И. Золотова. — М.,1988.

  7. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки (Текст)/ Ю. Г. Илларионова. — М.,1985.

  8. Козлова С. А. Мой мир (Текст)/ С. А. Козлова. — М.,2000.

  9. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду (Текст)/ Н. В. Коломина — М.,2003.

  10. Азбука экологии (Текст)/Н. Н. Кондратьева. — СПб., 1996.

  11. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми (Текст)/Л. П. Молодова. — Минск,1996.

  12. Николаева, С. И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве (Текст)/С. И. Николаева. — М.,1995.

  13. Рыжова Н. А. Волшебница вода (Текст)/Н. А. Рыжова. — М.,1997.

  14. Рыжова Н. А. Невидимка воздух (Текст)/ Н. А. Рыжова. — М., 1997.

  15. Смирнова В. Тропинка в природу (Текст)/В. Смирнова. — СПб..2003.

  16. Элиот Д. Детская энциклопедия (Текст)/Д. Элиот. — М.:Росмэн,1994.


Основные термины (генерируются автоматически): неживая природа, ребенок, родитель, форма работы, живой, природа, работа, экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста