Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества
Автор: Нехаева Светлана Ивановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 03.09.2023
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Нехаева, С. И. Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества / С. И. Нехаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 59-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8581/ (дата обращения: 23.11.2024).
Месяц |
Календарно-обрядовые праздники |
Нравственно-эмоциональное развитие |
Народные промыслы |
Нравственно-экологическое развитие |
|
Сентябрь |
«Осень, осень, в гости просим» (беседа) |
1. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (беседа). 2. «Счастливая зыбка» (беседа) |
__________ |
«Хлеб — всему голова» (занятие) |
|
Октябрь |
«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой» (беседа) |
1. «Друг за дружку держаться — ничего не бояться» (беседа) |
«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие) |
«Осенняя ярмарка» (развлечение) |
|
Ноябрь |
«В гостях у бабушки Арины» (занятие) |
1. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (беседа) 2. «Кто живёт в нашем доме» (беседа) |
«Краса ненаглядная» (беседа) |
__________ |
|
Декабрь |
«С Новым годом, со всем родом!» (посиделки) |
1. «Любишь кататься, люби и саночки возить» (беседа). 2. «Эти мудрые русские сказки» (занятие) |
____________ |
«Декабрь год кончает, а зиму начинает» (беседа) |
|
Январь |
______________ |
1. «Жадная душа — без дна ушат» (беседа). 2. «Русские потешки» (беседа) |
«Хороший город Городец» (занятие) |
«Гуляй, да присматривайся» (беседа) |
|
Февраль |
__________ |
1. «Друга нет — так ищи, а нашёл, так береги» (беседа). 2. «Отгадайте — ка загадки!» (беседа) |
«Русская матрёшка» (занятие) |
«Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обытый?» (беседа) |
|
Март |
«Ой ты, Масленица» (праздник) |
«Нет милее дружка, чем родная матушка» (беседа) |
«Хохломские чудеса» (занятие) |
«Евдокия — веснянка» (занятие) |
|
Апрель |
«Пасха» |
«Небылица в лицах, небывальщина» (беседа) |
«Дымковская игрушка» (беседа) |
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (занятие) |
|
Май |
_________ |
«Победа в воздухе не вьется, а руками достаётся» (беседа) |
__________ |
«Весна красна цветами» (КВН) |
|
Месяц |
Тема беседы |
Цель беседы |
Содержание |
Литература |
Сентябрь |
Календарно — обрядовые праздники:Осень, осень, в гости просим» |
Закрепить представление детей об осеннем времени года. Познакомить с поговоркой об осени, вспомнить знакомые загадки. Развивать речь, память. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе |
1. «Осень, осень, в гости просим» — беседа. 2. Знакомство с поговоркой «Сентябрь лето кончает, а осень начинает». 3. Вспомнить с детьми знакомые загадки об осени. 4. Слушание: русская народная мелодия «Камаринская». 5. РНС «Мужик и медведь» (беседа) |
1. И. В. Чупаха «Здоровый ребенок в здоровом социуме», ст. 44, 264. 2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 67, 220. |
Нравственно — эмоциональное развитие: «Доброе слово лечит, а худое калечит» |
Учить детей эмоционально воспринимать произведения устного народного творчества. Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощение. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Как аукнется, так и откликнется» через РНС «Гуси — лебеди». Развивать диалогическую речь |
1. Знакомство с пословицей «Доброе слово лечит, а худое калечит». 2. Игра «Подбери нужные слова». 3. РНС «Гуси — лебеди» (просмотр мультфильма, пересказ). 4. РНИ «Кто с нами?». |
1. В. И. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 11. 2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 374. |
|
Нравственно — эмоциональное развитие: «Счастливая зыбка» |
Поддерживать положительное эмоциональное отношение. Развивать интерес к колыбельным песням. Формировать знания детей о традициях русского народа. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений. Словарная работа: колыбель, зыбка, люлька |
1. Беседа с детьми о семье. 2. Разучивание пословицы «У матери — дитя, у кошки — котя, всякому мило своё дитя». 3. Знакомство с предметами обихода — люлькой. 4. Знакомство с колыбельной песней: Баю — бай, баю — бай, ты собачечка не лай, Петушок, не кричи, нашу Катю не буди. 5. Рисование «Моя семья» |
1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 75. 2. В. Н. Волчкова «Изобразительная деятельность в старшей группе», ст. 70. |
|
Нравственно-экологическое развитие: комплексное занятие «Хлеб — всему голова» |
Закрепить знания детей о том, что хлеб — одно из самых главных богатств в России, его очень трудно вырастить. Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей, выращивающих хлеб. Познакомить со старинными орудиями труда — цепом и серпом. Отражать знания о сельскохозяйственном труде в последующих играх |
1. Беседа «Хлеб — всему голова». 2. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда. 3. Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом. 4. Пословицы и поговорки о хлебе «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». 5. РНИ «Пахари и жнецы». 6. Лепка баранок и калачей (из теста) |
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 24. 2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1996г. , ст. 69. «Занятия тестопластикой в кружке». 3. Журнал «Ребенок в детском саду» 2004г. , ст. 36 |
|
Октябрь |
Календарно — обрядовые праздники: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой» |
Познакомить детей с народным календарно — обрядовым праздником — Капустница. Подвести детей к пониманию нравственного урока: «Хвастовство до добра не доводит» через РНИ «Капуста». Развивать интерес к русскому народному творчеству. |
1. Беседа по пословице «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой». 2. Разучивание считалки: Среди белых голубей Где — то скачет воробей, Воробышек, пташечка, Серая рубашечка! Откликайся поскорей, Вылетай — ка, не робей. 3. РНИ «Капуста». 4. РНС «Заяц — хваста» (пересказ с детьми) |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 69. 2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 373. |
Нравственно — эмоциональное развитие: «Друг за дружку держаться — ничего не бояться» |
Воспитывать у детей чувство взаимовыручки и поддержки. Проявлять интерес к правилам поведения, выражать своё отношение к поступкам героев сказки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех» через РНС «Крылатый, мохнатый да масляный». Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (как бы я помог героям сказки?) |
1. Беседа о взаимовыручке и поддержке. 2. Знакомство с пословицами и поговорками о взаимовыручке и поддержке «Друг за дружку держаться — ничего не бояться», «Нет друга — ищи, а нашёл — береги», «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех», «Друзья — больше чем братья родные» — через игру — драматизацию. 3. РНС «Крылатый, мохнатый да масляный» (иллюстрации, чтение) |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 70, 223. |
|
Октябрь |
Народные промыслы: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всехгостей приглашу» (занятие) |
Дать детям представление о строительстве изб на Руси. Познакомить с внутренним убранством избы. Вызвать интерес к пословицам, поговоркам, прибауткам о народном быте и гостеприимстве. Учить отгадывать загадки о предметах крестьянского труда и быта. Познакомить с народным инструментом — ложкой. Развивать познавательный интерес, любознательность |
1. Беседа «Русь деревянная». 2. Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. 3. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. 4. Знакомство с народным музыкальным инструментом — русской ложкой. 5. Обучение игре на ложках. |
1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 23. |
Нравственно — экологическое развитие: «Осенняя ярмарка» (развлечение) |
Вызвать радость от восприятия произведений народного искусства. Воспитывать чувство гордости за русский народ. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности |
1. «Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ» — беседа о ярмарке. 2. Чтение пословиц, поговорок, закличек. 3. Инсценировка РНП «Голубчик мой Ванюша». 4. Театрализованное представление «Ярмарка» |
1. «Планета детства — планета творчества», ст. 108. |
|
Ноябрь |
Нравственно — эмоциональное развитие: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». |
Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях. Подвести детей к пониманию нравственного урока «В согласии жить — никто не одолеет» через РНС «Зимовье». Воспитывать дружеские отношения между детьми. Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу |
1. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» — беседа. 2. Разучивание пословиц «Сядем рядком, да потолкуем ладком», «Ссора до добра не доводит». 3. РНС «Зимовье» (кукольный театр). |
1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 32. 2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 152. |
Ноябрь |
Народные промыслы: «Краса ненаглядная» (беседа) |
Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Подвести детей к пониманию нравственного урока «За вину умный винит себя, а глупый — другого» через РНС «Лиса и кувшин» |
1. Беседа о русских народных промыслах: вологодские кружева, дымковские игрушки, гончарные изделия, гжель, художественная резьба и роспись по дереву, хохлома. 2. Дидактическая игра «Как называется?». 3. Знакомство с РНС «Лиса и кувшин» (настольный театр, пересказ). |
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие детей в старшей группе», ст. 48. 2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 189. |
Нравственно — эмоциональное развитие: «Кто живёт в нашем доме» (беседа) |
Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание знать больше о своей семье (познакомить с составом многопоколенной семьи: бабушки и дедушки, мать и отец, дядюшки и тётушки, дети — братья и сёстры). Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, учить понимать, что взрослые — это первые помощники и защитники детей |
1. Беседа «Кто живёт в нашем доме». 2. Сочиняем сказку «Невероятные приключения взрослых и детей». 3. Разучивание поговорки «Маленький да удаленький». 4. Докучная сказка «Тётушка Арина» (чтение, знакомство). 5. РНИ «У дядюшки Трофима». |
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 9. 2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 247. 3. Т. А. Бударина «Знакомство с народным творчеством», ст. 378 |
|
Календарно — обрядовые праздники: «В гостях у бабушки Арины» (итоговое занятие по пройденному материалу за первый квартал) |
Поддерживать положительное эмоциональное отношение, прививать любовь к русскому народному фольклору: отгадывать загадки, читать пословицы и поговорки, играть в народные игры. Углубить представления о русской избе как о памятнике русской деревянной архитектуры. Воспитывать интерес к старине |
1. Закрепить знания потешек, пословиц, поговорок, загадок о русском народном быте и гостеприимстве. 2. Аппликация «Русская изба». 3. «Весёлые музыканты» — игра на ложках. 4. Игра «Что нам осень принесла?». 5. РНИ «Заря — заряница». |
1. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 30. 2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 337. |
|
Декабрь |
Нравственно-экологическое развитие: «Декабрь год кончает, а зиму начинает» (беседа) |
Познакомить детей с характерными особенностями декабря, используя соответствующие пословицы и поговорки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Не хлебом единым жив человек» через РНС «Снегурочка» |
1. Беседа по пословице «Декабрь год кончает, а зиму начинает». 2. Разучивание колядки «Коляда, коляда всех зовёт за ворота». Щедровки: Щедровочка щедровала, Под оконцем ночевала, Чи баран, чи овца, Подавайте блинца, Не кусайте, не ломайте, А по целому давайте. Щедрый вечер, ой добрый вечер. 3. «Весёлые музыканты» — игра на ложках. 4. РНС «Снегурочка» (мультфильм, беседа) |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 73. 2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 116. |
Нравственно — эмоциональное развитие: «Любишь кататься, люби и саночки возить» (беседа) |
Воспитывать любовь и уважение к труду, желание трудиться и оказывать посильную помощь, стремиться стать умелым. Учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний |
1. «Любишь кататься, люби и саночки возить» — беседа. 2. Игра — инсценировка «Труд кормит, а лень портит». 3. РНС «Пастушья дудочка» (настольный театр). 4. «Сделал дело — гуляй смело» — игра на дудочке |
1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 110. 2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 42. |
|
«Эти мудрые русские сказки!» (занятие) |
Расширять знания детей о величайшем богатстве русской народной культуры — о сказке. Развивать интерес к народным сказкам. Воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями |
1. Викторина по сказкам. 2. «Угадай сказку» (мимика, жесты). 3. Конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу — Ягу. 4. «Придумываем сказки». |
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 45. |
|
Календарно-обрядовые праздники: «С Новым годом со всем родом!» (посиделки) |
Познакомить детей с традициями празднования Нового года на Руси. Учить ценить прошлое. Развивать духовность, проявлять интерес к истории русского народа, к жизни народа в разные времена |
1. Разыгрывание сценок колядования. 2. Рассказ воспитателя об обычае колядования. 3. Загадывание загадок. 4. РНИ «Бабка Ёжка», «Прялица», «Башмачник» |
1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 155, 338, 344. |
|
Январь |
Нравственно-экологическое развитие: «Гуляй, да присматривайся» (беседа) |
Расширить представления детей о зимнем времени года. Познакомить с характерными особенностями января, приметами. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе |
1. Беседа о характерных особенностях января. 2. Разучивание пословицы «Январь — году начало, зиме — середина». 3. Знакомство с приметами января: «Если на Крещение будет ясная и холодная погода — к засушливому лету, а пасмурная и снежная — к обильному урожаю». 4. РНС «Мороз Иванович» О. Одоевского |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 76, 226. |
Нравственно — эмоциональное развитие: «Жадная душа — без дна ушат» (беседа) |
Воспитывать дружеские отношения между детьми. Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях — поиск компромисного решения, умение считаться не только с собственными желаниями. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Жадность не доводит до добра» через РНС «Всё золотое» |
1. Ситуация «Подружки поссорились…». 2. Разучивание пословицы «Жадная душа — без дна ушат». 3. Игра «Если бы…» психологический тренинг. 4. РНС «Всё золотое» (чтение воспитателя). |
1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 51. 2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 175. |
|
Народные промыслы: комплексное занятие «Хороший город Городец». |
Познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городец, с изделиями городецких мастеров. Воспитывать эмоционально — оценочное отношение к изделиям народных умельцев. Учить рисовать узор из бутонов и листьев по мотивам городецкой росписи |
1. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. 2. «Какова пряха, такова на ней и рубаха» — повторение пословиц и поговорок о мастерстве. 3. Рисование «Городецкие узоры». 4. Пение частушек. 5. «Весёлые музыканты» — игра на ложках и дудочке |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры», ст. 76. 2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 57. |
|
Январь |
Нравственно-эмоциональное развитие: «Русские потешки» (беседа) |
Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества — потешкам. Добиваться правильного произношения звуков при рассказывании потешек. Закрепить знания детей о творчестве художника — иллюстратора Ю. Васнецова. При изображении героев потешек передавать характерные особенности |
1. «Русские народные потешки» — рассказ скоморохов. 2. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова. 3. «Моя любимая потешка» — рисунки детей. 4. РНИ «Дударь», «Дедушка — рожок» |
1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 26. 2. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 150, 154. |
Февраль |
Нравственно-экологическое развитие: «Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?» (беседа) |
Познакомить детей с особенностями последнего месяца зимы — февраля. |
1. Беседа о характерных особенностях февраля. 2. Разучивание пословицы «Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?». 3. Знакомство с приметами февраля: «Утром кричит синица — к морозу», «Снег прилипает к деревьям — к теплу». 4. РНС «Два Мороза» (чтение воспитателя) |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 77, 229. |
Нравственно-эмоциональное развитие: «Друга нет — так ищи, а нашёл, так береги» (беседа) |
Закрепить понятие «друзья». Учить понимать значение слов «знакомые», «друзья». Понимать значение пословицы о дружбе, связать значение пословицы с определённой ситуацией. Учить ценить дружбу, беречь её. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Учить любви и бережному отношению ко всему живому: растениям, птицам, животным и т. д. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Собака — преданный друг человека» через мордовскую сказку «Как собака друга искала» |
1. Беседа «Какого человека можно назвать другом?». 2. Разучивание пословицы «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Человек без друга, что дерево без корней». 3. Игра «Узнай своих друзей по голосу». 4. Сказка «Как собака друга искала» (чтение, рассматривание иллюстраций). |
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 13. 2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 9. 3. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 306. |
|
Февраль |
Народные промыслы: «Русская матрёшка» (комплексное занятие) |
Воспитывать интерес к народному творчеству, дать представление о том, как народные мастера делали игрушки. Познакомить с историей русской матрёшки, научить создавать образ матрёшки, используя ткань |
1. «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам идёт Матрёшка» — рассказ об истории возникновения матрёшки. 2. Рассказывание детьми стихотворений о матрёшке. 3. Аппликация «Весёлая матрёшка». 4. «Хоровод матрёшек» |
1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 118. 2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 144. 3. М. А. Гусакова «Аппликация в детском саду», ст. 144 |
Нравственно — эмоциональное развитие: «Отгадайте — ка загадки!» (беседа) |
Познакомить с мудростью русского народа — загадками. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки. Показать, что загадки может сочинять любой человек. Развивать мышление, фантазию |
1. «Русские загадки — это поэзия народного языка» — беседа. 2. «В ярко — красном колпаке, он с бубенчиком в руке, развесёлая игрушка, а зовут её…» (петрушка). 3. Придумывание загадок |
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 53. 2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 84. 3. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6, 2001г. , ст. 79 |
|
Март |
Нравственно — эмоциональное развитие: «Нет милее дружка, чем родная матушка» (беседа) |
Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме. Вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Мама — слово святое» через нанайскую народную сказку «Айога». Учить передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности (детали костюма, цветовая гамма) |
1. Беседа о маме. 2. Рассказы детей из личного опыта «Как я помогаю маме». 3. Разучивание пословицы «Нет милее дружка, чем родная матушка». 4. Чтение сказки «Айога». 5. Рисование «Мамочка милая, мама моя». |
1. О. Л. Князева «Приобщение к истокам народной культуры», ст. 79. 2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 76. 3. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 65. |
Март |
Календарно — обрядовые праздники: «Ой ты, Масленица» (праздник) |
Познакомить детей с календарно — обрядовым праздником — Масленицей. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Прививать любовь к традиционным праздникам. Развивать понимание названий праздников |
1. «Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!» — скоморохи приглашают всех на праздник. 2. Чтение детьми приговорок «Масленица загорела», «А мы Масленицу ожидали». 3. Игры, аттракционы — для шутки, для смеха! Направо — забава, налево — потеха! |
1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 157, 210. |
Народные промыслы: «Хохломские чудеса» (занятие) |
Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством — хохломской росписью. Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров. Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением |
1. «Путешествие по дивному миру Хохломы» — беседа, рассматривание выставки изделий хохломских мастеров. 2. Разучивание пословицы «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера». 3. «Золотая хохлома» — роспись посуды. 4. Игра «Хохломские стулья» |
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2002 г. , ст. 55. |
|
Нравственно-экологическое развитие: «Евдокия — весновка» (занятие) |
Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям через русский фольклор. Воспитывать у детей любовь к природе, научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через фольклор. Развивать познавательный интерес, эмоционально — художественную отзывчивость к культурному наследию русского народа |
1. «Евдокия — весновка» — весенние приметы. 2. «Весенний календарь»: заклички о птицах. 3. Инсценировка отрывка сказки «По щучьему велению». 4. «Федул — тепляк надул», «Радион землю талой водой питает», «Делу — время, потехе — час» — потешный фольклор. |
1. «Планета детства — планета творчества», ст. 78. |
|
Апрель |
Нравственно-эмоциональное развитие: «Небылица в лицах, небывальщина» (беседа) |
Развивать у детей творческое воображение, познакомиться с жанром небылицы. Учить детей отличать реальную ложь от юмористической фантазии. Самостоятельное придумывание детьми небылиц |
1. Знакомство с русскими народными небылицами: Катя — Катя — Катюха Оседлала петуха, Петух заржал, На базар побежал. Заучивание небылицы. 2. «Угадайте, где мы были?» — самостоятельное придумывание небылиц детьми. 3. Докучная сказка «Шёл я как — то через мост» (рассказ воспитателя) |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 83, 246. 2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 58. 3. Т. С. Комарова «Народное искусство», ст. 77. |
Нравственно-экологическое развитие: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (занятие) |
Познакомить детей с весенними полевыми работами. Воспитывать любовь и уважение к труженикам села. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения её результатов: посев семян. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости. |
1. Рассказ воспитателя о весенних полевых работах. 2. Разучивание пословицы «Пришла весна, тут уж не до сна». 3. Самостоятельный посев детьми семян редиса, моркови. |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к народной культуре», ст. 84. |
|
Народные промыслы: «Дымковская игрушка» (беседа) |
Приобщать детей к исконно русскому промыслу — изготовлению глиняных игрушек. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к быту и обычаям России. учить видеть выразительность формы игрушки. Продолжать упражнять детей в лепке из целого куска глины игрушки по замыслу |
1. «Мастера Дымки» — рассказ педагога. 2. Игра «Что может рассказать нам игрушка?». 3. Лепка «Уточки». 4. РНС «Смоляной бычок» (настольный театр). |
1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 192. 2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 60. |
|
Календарно-обрядовые праздники: «Пасха» |
Познакомить детей с традициями русского народа через календарно — обрядовый праздник Пасха. Подвести детей к пониманию того, что они также являются носителями русской народной культуры. Воспитывать детей в национальных традициях |
1. Рассказ воспитателя о празднике Пасха. 2. Разучивание календарной песни: Завивайся вербочка, завивайся пушистая. Мы к тебе пришли со яичками, со куличками. Яички — то красные, Кулички — то съедобные!». 3. РНИ «Верба — вербочка», «Солнышко — вёдрышко» |
1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 168, 235, 360, 363. |
|
Май |
Нравственно-эмоциональное развитие: «Победа в воздухе не вьется, а руками достаётся» (беседа) |
Развивать интерес к истории своей страны. Познакомить с Георгием Победоносцем — небесным покровителем княжеской семьи и русского воинства. Воспитывать уважение к героям — воинам, защитникам Родины. Развивать воображение, творчество при выполнении заданий продуктивного характера — рисования |
1. Рассказ воспитателя о воинах — защитниках Отечества. 2. Знакомство снародным музыкальным наследием — слушанье духовного стихотворения о святом Георгии Победоносце. 3. Рассматривание репродукции иконы Георгия Победоносца. 4. Рисование «Воины — защитники Отечества». 5. РНС «Каша из топора» |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре», ст. 85. 2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», ст. 109, 134. 3. «100 великих имён в литературе» |
Нравственно — экологическое развитие: «КВН «Весна красна цветами» |
Воспитывать у детей любовь к природе. Научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через русский фольклор. Выявить уровень знаний детей |
1. Соревнование команд: Игра для эрудитов «Весна в окно стучится». 1 тур: «Вопрос — ответ». 2 тур: «Вставь пропущенное слово». 3 тур: «Загадки — отгадки». Финальный тур. 2. Украинская народная песня «Веснянка». 3. Награждение. 4. Чаепитие |
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 85. 2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2004г. , ст. 33. |