Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
03.09.2023
43
Поделиться
Библиографическое описание
Нехаева, С. И. Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества / С. И. Нехаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 59-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8581/.


Месяц

Календарно-обрядовые праздники

Нравственно-эмоциональное развитие

Народные промыслы

Нравственно-экологическое развитие

Сентябрь

«Осень, осень, в гости просим» (беседа)

1. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (беседа).

2. «Счастливая зыбка» (беседа)

__________

«Хлеб — всему голова» (занятие)

Октябрь

«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой» (беседа)

1. «Друг за дружку держаться — ничего не бояться» (беседа)

«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие)

«Осенняя ярмарка» (развлечение)

Ноябрь

«В гостях у бабушки Арины» (занятие)

1. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (беседа)

2. «Кто живёт в нашем доме» (беседа)

«Краса ненаглядная» (беседа)

__________

Декабрь

«С Новым годом, со всем родом!» (посиделки)

1. «Любишь кататься, люби и саночки возить» (беседа).

2. «Эти мудрые русские сказки» (занятие)

____________

«Декабрь год кончает, а зиму начинает» (беседа)

Январь

______________

1. «Жадная душа — без дна ушат» (беседа).

2. «Русские потешки» (беседа)

«Хороший город Городец» (занятие)

«Гуляй, да присматривайся» (беседа)

Февраль

__________

1. «Друга нет — так ищи, а нашёл, так береги» (беседа).

2. «Отгадайте — ка загадки!» (беседа)

«Русская матрёшка» (занятие)

«Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обытый?» (беседа)

Март

«Ой ты, Масленица» (праздник)

«Нет милее дружка, чем родная матушка» (беседа)

«Хохломские чудеса» (занятие)

«Евдокия — веснянка» (занятие)

Апрель

«Пасха»

«Небылица в лицах, небывальщина» (беседа)

«Дымковская игрушка» (беседа)

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (занятие)

Май

_________

«Победа в воздухе не вьется, а руками достаётся» (беседа)

__________

«Весна красна цветами» (КВН)

Месяц

Тема беседы

Цель беседы

Содержание

Литература

Сентябрь

Календарно — обрядовые праздники:Осень, осень, в гости просим»

Закрепить представление детей об осеннем времени года. Познакомить с поговоркой об осени, вспомнить знакомые загадки. Развивать речь, память. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе

1. «Осень, осень, в гости просим» — беседа.

2. Знакомство с поговоркой «Сентябрь лето кончает, а осень начинает».

3. Вспомнить с детьми знакомые загадки об осени.

4. Слушание: русская народная мелодия «Камаринская».

5. РНС «Мужик и медведь» (беседа)

1. И. В. Чупаха «Здоровый ребенок в здоровом социуме», ст. 44, 264.

2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 67, 220.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Учить детей эмоционально воспринимать произведения устного народного творчества. Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощение. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Как аукнется, так и откликнется» через РНС «Гуси — лебеди». Развивать диалогическую речь

1. Знакомство с пословицей «Доброе слово лечит, а худое калечит».

2. Игра «Подбери нужные слова».

3. РНС «Гуси — лебеди» (просмотр мультфильма, пересказ).

4. РНИ «Кто с нами?».

1. В. И. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 11.

2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 374.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Счастливая зыбка»

Поддерживать положительное эмоциональное отношение. Развивать интерес к колыбельным песням. Формировать знания детей о традициях русского народа. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений. Словарная работа: колыбель, зыбка, люлька

1. Беседа с детьми о семье.

2. Разучивание пословицы «У матери — дитя, у кошки — котя, всякому мило своё дитя».

3. Знакомство с предметами обихода — люлькой.

4. Знакомство с колыбельной песней:

Баю — бай, баю — бай, ты собачечка не лай,

Петушок, не кричи, нашу Катю не буди.

5. Рисование «Моя семья»

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 75.

2. В. Н. Волчкова «Изобразительная деятельность в старшей группе», ст. 70.

Нравственно-экологическое развитие: комплексное занятие «Хлеб — всему голова»

Закрепить знания детей о том, что хлеб — одно из самых главных богатств в России, его очень трудно вырастить. Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей, выращивающих хлеб. Познакомить со старинными орудиями труда — цепом и серпом. Отражать знания о сельскохозяйственном труде в последующих играх

1. Беседа «Хлеб — всему голова».

2. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда.

3. Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом.

4. Пословицы и поговорки о хлебе «Хочешь есть калачи — не сиди на печи».

5. РНИ «Пахари и жнецы».

6. Лепка баранок и калачей (из теста)

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 24.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1996г. , ст. 69. «Занятия тестопластикой в кружке».

3. Журнал «Ребенок в детском саду» 2004г. , ст. 36

Октябрь

Календарно — обрядовые праздники: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой»

Познакомить детей с народным календарно — обрядовым праздником — Капустница. Подвести детей к пониманию нравственного урока: «Хвастовство до добра не доводит» через РНИ «Капуста». Развивать интерес к русскому народному творчеству.

1. Беседа по пословице «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой».

2. Разучивание считалки:

Среди белых голубей

Где — то скачет воробей,

Воробышек, пташечка,

Серая рубашечка!

Откликайся поскорей,

Вылетай — ка, не робей.

3. РНИ «Капуста».

4. РНС «Заяц — хваста» (пересказ с детьми)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 69.

2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 373.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Друг за дружку держаться — ничего не бояться»

Воспитывать у детей чувство взаимовыручки и поддержки. Проявлять интерес к правилам поведения, выражать своё отношение к поступкам героев сказки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех» через РНС «Крылатый, мохнатый да масляный». Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (как бы я помог героям сказки?)

1. Беседа о взаимовыручке и поддержке.

2. Знакомство с пословицами и поговорками о взаимовыручке и поддержке «Друг за дружку держаться — ничего не бояться», «Нет друга — ищи, а нашёл — береги», «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех», «Друзья — больше чем братья родные» — через игру — драматизацию.

3. РНС «Крылатый, мохнатый да масляный» (иллюстрации, чтение)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 70, 223.

Октябрь

Народные промыслы: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всехгостей приглашу» (занятие)

Дать детям представление о строительстве изб на Руси. Познакомить с внутренним убранством избы. Вызвать интерес к пословицам, поговоркам, прибауткам о народном быте и гостеприимстве. Учить отгадывать загадки о предметах крестьянского труда и быта. Познакомить с народным инструментом — ложкой. Развивать познавательный интерес, любознательность

1. Беседа «Русь деревянная».

2. Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве.

3. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

4. Знакомство с народным музыкальным инструментом — русской ложкой.

5. Обучение игре на ложках.

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 23.

Нравственно — экологическое развитие: «Осенняя ярмарка» (развлечение)

Вызвать радость от восприятия произведений народного искусства. Воспитывать чувство гордости за русский народ. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности

1. «Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ» — беседа о ярмарке.

2. Чтение пословиц, поговорок, закличек.

3. Инсценировка РНП «Голубчик мой Ванюша».

4. Театрализованное представление «Ярмарка»

1. «Планета детства — планета творчества», ст. 108.

Ноябрь

Нравственно — эмоциональное развитие: «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях. Подвести детей к пониманию нравственного урока «В согласии жить — никто не одолеет» через РНС «Зимовье». Воспитывать дружеские отношения между детьми. Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу

1. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» — беседа.

2. Разучивание пословиц «Сядем рядком, да потолкуем ладком», «Ссора до добра не доводит».

3. РНС «Зимовье» (кукольный театр).

1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 32.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 152.

Ноябрь

Народные промыслы: «Краса ненаглядная» (беседа)

Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Подвести детей к пониманию нравственного урока «За вину умный винит себя, а глупый — другого» через РНС «Лиса и кувшин»

1. Беседа о русских народных промыслах: вологодские кружева, дымковские игрушки, гончарные изделия, гжель, художественная резьба и роспись по дереву, хохлома.

2. Дидактическая игра «Как называется?».

3. Знакомство с РНС «Лиса и кувшин» (настольный театр, пересказ).

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие детей в старшей группе», ст. 48.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 189.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Кто живёт в нашем доме» (беседа)

Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание знать больше о своей семье (познакомить с составом многопоколенной семьи: бабушки и дедушки, мать и отец, дядюшки и тётушки, дети — братья и сёстры). Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, учить понимать, что взрослые — это первые помощники и защитники детей

1. Беседа «Кто живёт в нашем доме».

2. Сочиняем сказку «Невероятные приключения взрослых и детей».

3. Разучивание поговорки «Маленький да удаленький».

4. Докучная сказка «Тётушка Арина» (чтение, знакомство).

5. РНИ «У дядюшки Трофима».

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 9.

2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 247.

3. Т. А. Бударина «Знакомство с народным творчеством», ст. 378

Календарно — обрядовые праздники: «В гостях у бабушки Арины» (итоговое занятие по пройденному материалу за первый квартал)

Поддерживать положительное эмоциональное отношение, прививать любовь к русскому народному фольклору: отгадывать загадки, читать пословицы и поговорки, играть в народные игры. Углубить представления о русской избе как о памятнике русской деревянной архитектуры. Воспитывать интерес к старине

1. Закрепить знания потешек, пословиц, поговорок, загадок о русском народном быте и гостеприимстве.

2. Аппликация «Русская изба».

3. «Весёлые музыканты» — игра на ложках.

4. Игра «Что нам осень принесла?».

5. РНИ «Заря — заряница».

1. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 30.

2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 337.

Декабрь

Нравственно-экологическое развитие: «Декабрь год кончает, а зиму начинает» (беседа)

Познакомить детей с характерными особенностями декабря, используя соответствующие пословицы и поговорки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Не хлебом единым жив человек» через РНС «Снегурочка»

1. Беседа по пословице «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

2. Разучивание колядки «Коляда, коляда всех зовёт за ворота». Щедровки:

Щедровочка щедровала,

Под оконцем ночевала,

Чи баран, чи овца,

Подавайте блинца,

Не кусайте, не ломайте,

А по целому давайте.

Щедрый вечер, ой добрый вечер.

3. «Весёлые музыканты» — игра на ложках.

4. РНС «Снегурочка» (мультфильм, беседа)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 73.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 116.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Любишь кататься, люби и саночки возить» (беседа)

Воспитывать любовь и уважение к труду, желание трудиться и оказывать посильную помощь, стремиться стать умелым. Учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний

1. «Любишь кататься, люби и саночки возить» — беседа.

2. Игра — инсценировка «Труд кормит, а лень портит».

3. РНС «Пастушья дудочка» (настольный театр).

4. «Сделал дело — гуляй смело» — игра на дудочке

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 110.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 42.

«Эти мудрые русские сказки!» (занятие)

Расширять знания детей о величайшем богатстве русской народной культуры — о сказке. Развивать интерес к народным сказкам. Воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями

1. Викторина по сказкам.

2. «Угадай сказку» (мимика, жесты).

3. Конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу — Ягу.

4. «Придумываем сказки».

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 45.

Календарно-обрядовые праздники: «С Новым годом со всем родом!» (посиделки)

Познакомить детей с традициями празднования Нового года на Руси. Учить ценить прошлое. Развивать духовность, проявлять интерес к истории русского народа, к жизни народа в разные времена

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Рассказ воспитателя об обычае колядования.

3. Загадывание загадок.

4. РНИ «Бабка Ёжка», «Прялица», «Башмачник»

1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 155, 338, 344.

Январь

Нравственно-экологическое развитие: «Гуляй, да присматривайся» (беседа)

Расширить представления детей о зимнем времени года. Познакомить с характерными особенностями января, приметами. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе

1. Беседа о характерных особенностях января.

2. Разучивание пословицы «Январь — году начало, зиме — середина».

3. Знакомство с приметами января: «Если на Крещение будет ясная и холодная погода — к засушливому лету, а пасмурная и снежная — к обильному урожаю».

4. РНС «Мороз Иванович» О. Одоевского

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 76, 226.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Жадная душа — без дна ушат» (беседа)

Воспитывать дружеские отношения между детьми. Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях — поиск компромисного решения, умение считаться не только с собственными желаниями. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Жадность не доводит до добра» через РНС «Всё золотое»

1. Ситуация «Подружки поссорились…».

2. Разучивание пословицы «Жадная душа — без дна ушат».

3. Игра «Если бы…» психологический тренинг.

4. РНС «Всё золотое» (чтение воспитателя).

1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 51.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 175.

Народные промыслы: комплексное занятие «Хороший город Городец».

Познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городец, с изделиями городецких мастеров. Воспитывать эмоционально — оценочное отношение к изделиям народных умельцев. Учить рисовать узор из бутонов и листьев по мотивам городецкой росписи

1. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.

2. «Какова пряха, такова на ней и рубаха» — повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

3. Рисование «Городецкие узоры».

4. Пение частушек.

5. «Весёлые музыканты» — игра на ложках и дудочке

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры», ст. 76.

2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 57.

Январь

Нравственно-эмоциональное развитие: «Русские потешки» (беседа)

Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества — потешкам. Добиваться правильного произношения звуков при рассказывании потешек. Закрепить знания детей о творчестве художника — иллюстратора Ю. Васнецова. При изображении героев потешек передавать характерные особенности

1. «Русские народные потешки» — рассказ скоморохов.

2. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова.

3. «Моя любимая потешка» — рисунки детей.

4. РНИ «Дударь», «Дедушка — рожок»

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 26.

2. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 150, 154.

Февраль

Нравственно-экологическое развитие: «Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?» (беседа)

Познакомить детей с особенностями последнего месяца зимы — февраля.

1. Беседа о характерных особенностях февраля.

2. Разучивание пословицы «Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?».

3. Знакомство с приметами февраля: «Утром кричит синица — к морозу», «Снег прилипает к деревьям — к теплу».

4. РНС «Два Мороза» (чтение воспитателя)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 77, 229.

Нравственно-эмоциональное развитие: «Друга нет — так ищи, а нашёл, так береги» (беседа)

Закрепить понятие «друзья». Учить понимать значение слов «знакомые», «друзья». Понимать значение пословицы о дружбе, связать значение пословицы с определённой ситуацией. Учить ценить дружбу, беречь её. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Учить любви и бережному отношению ко всему живому: растениям, птицам, животным и т. д. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Собака — преданный друг человека» через мордовскую сказку «Как собака друга искала»

1. Беседа «Какого человека можно назвать другом?».

2. Разучивание пословицы «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Человек без друга, что дерево без корней».

3. Игра «Узнай своих друзей по голосу».

4. Сказка «Как собака друга искала» (чтение, рассматривание иллюстраций).

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 13.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 9.

3. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 306.

Февраль

Народные промыслы: «Русская матрёшка» (комплексное занятие)

Воспитывать интерес к народному творчеству, дать представление о том, как народные мастера делали игрушки. Познакомить с историей русской матрёшки, научить создавать образ матрёшки, используя ткань

1. «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам идёт Матрёшка» — рассказ об истории возникновения матрёшки.

2. Рассказывание детьми стихотворений о матрёшке.

3. Аппликация «Весёлая матрёшка».

4. «Хоровод матрёшек»

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 118.

2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 144.

3. М. А. Гусакова «Аппликация в детском саду», ст. 144

Нравственно — эмоциональное развитие: «Отгадайте — ка загадки!» (беседа)

Познакомить с мудростью русского народа — загадками. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки. Показать, что загадки может сочинять любой человек. Развивать мышление, фантазию

1. «Русские загадки — это поэзия народного языка» — беседа.

2. «В ярко — красном колпаке, он с бубенчиком в руке, развесёлая игрушка, а зовут её…» (петрушка).

3. Придумывание загадок

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 53.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 84.

3. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6, 2001г. , ст. 79

Март

Нравственно — эмоциональное развитие: «Нет милее дружка, чем родная матушка» (беседа)

Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме. Вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Мама — слово святое» через нанайскую народную сказку «Айога». Учить передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности (детали костюма, цветовая гамма)

1. Беседа о маме.

2. Рассказы детей из личного опыта «Как я помогаю маме».

3. Разучивание пословицы «Нет милее дружка, чем родная матушка».

4. Чтение сказки «Айога».

5. Рисование «Мамочка милая, мама моя».

1. О. Л. Князева «Приобщение к истокам народной культуры», ст. 79.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 76.

3. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 65.

Март

Календарно — обрядовые праздники: «Ой ты, Масленица» (праздник)

Познакомить детей с календарно — обрядовым праздником — Масленицей. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Прививать любовь к традиционным праздникам. Развивать понимание названий праздников

1. «Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!» — скоморохи приглашают всех на праздник.

2. Чтение детьми приговорок «Масленица загорела», «А мы Масленицу ожидали».

3. Игры, аттракционы — для шутки, для смеха!

Направо — забава, налево — потеха!

1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 157, 210.

Народные промыслы: «Хохломские чудеса» (занятие)

Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством — хохломской росписью. Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров. Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением

1. «Путешествие по дивному миру Хохломы» — беседа, рассматривание выставки изделий хохломских мастеров.

2. Разучивание пословицы «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».

3. «Золотая хохлома» — роспись посуды.

4. Игра «Хохломские стулья»

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2002 г. , ст. 55.

Нравственно-экологическое развитие: «Евдокия — весновка» (занятие)

Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям через русский фольклор. Воспитывать у детей любовь к природе, научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через фольклор. Развивать познавательный интерес, эмоционально — художественную отзывчивость к культурному наследию русского народа

1. «Евдокия — весновка» — весенние приметы.

2. «Весенний календарь»: заклички о птицах.

3. Инсценировка отрывка сказки «По щучьему велению».

4. «Федул — тепляк надул», «Радион землю талой водой питает», «Делу — время, потехе — час» — потешный фольклор.

1. «Планета детства — планета творчества», ст. 78.

Апрель

Нравственно-эмоциональное развитие: «Небылица в лицах, небывальщина» (беседа)

Развивать у детей творческое воображение, познакомиться с жанром небылицы. Учить детей отличать реальную ложь от юмористической фантазии. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

1. Знакомство с русскими народными небылицами:

Катя — Катя — Катюха

Оседлала петуха,

Петух заржал,

На базар побежал.

Заучивание небылицы.

2. «Угадайте, где мы были?» — самостоятельное придумывание небылиц детьми.

3. Докучная сказка «Шёл я как — то через мост» (рассказ воспитателя)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 83, 246.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 58.

3. Т. С. Комарова «Народное искусство», ст. 77.

Нравственно-экологическое развитие: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (занятие)

Познакомить детей с весенними полевыми работами. Воспитывать любовь и уважение к труженикам села. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения её результатов: посев семян. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости.

1. Рассказ воспитателя о весенних полевых работах.

2. Разучивание пословицы «Пришла весна, тут уж не до сна».

3. Самостоятельный посев детьми семян редиса, моркови.

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к народной культуре», ст. 84.

Народные промыслы: «Дымковская игрушка» (беседа)

Приобщать детей к исконно русскому промыслу — изготовлению глиняных игрушек. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к быту и обычаям России. учить видеть выразительность формы игрушки. Продолжать упражнять детей в лепке из целого куска глины игрушки по замыслу

1. «Мастера Дымки» — рассказ педагога.

2. Игра «Что может рассказать нам игрушка?».

3. Лепка «Уточки».

4. РНС «Смоляной бычок» (настольный театр).

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 192.

2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 60.

Календарно-обрядовые праздники: «Пасха»

Познакомить детей с традициями русского народа через календарно — обрядовый праздник Пасха. Подвести детей к пониманию того, что они также являются носителями русской народной культуры. Воспитывать детей в национальных традициях

1. Рассказ воспитателя о празднике Пасха.

2. Разучивание календарной песни:

Завивайся вербочка, завивайся пушистая.

Мы к тебе пришли со яичками, со куличками.

Яички — то красные,

Кулички — то съедобные!».

3. РНИ «Верба — вербочка», «Солнышко — вёдрышко»

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 168, 235, 360, 363.

Май

Нравственно-эмоциональное развитие: «Победа в воздухе не вьется, а руками достаётся» (беседа)

Развивать интерес к истории своей страны. Познакомить с Георгием Победоносцем — небесным покровителем княжеской семьи и русского воинства. Воспитывать уважение к героям — воинам, защитникам Родины. Развивать воображение, творчество при выполнении заданий продуктивного характера — рисования

1. Рассказ воспитателя о воинах — защитниках Отечества.

2. Знакомство снародным музыкальным наследием — слушанье духовного стихотворения о святом Георгии Победоносце.

3. Рассматривание репродукции иконы Георгия Победоносца.

4. Рисование «Воины — защитники Отечества».

5. РНС «Каша из топора»

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре», ст. 85.

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», ст. 109, 134.

3. «100 великих имён в литературе»

Нравственно — экологическое развитие: «КВН «Весна красна цветами»

Воспитывать у детей любовь к природе. Научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через русский фольклор. Выявить уровень знаний детей

1. Соревнование команд:

Игра для эрудитов «Весна в окно стучится».

1 тур: «Вопрос — ответ».

2 тур: «Вставь пропущенное слово».

3 тур: «Загадки — отгадки».

Финальный тур.

2. Украинская народная песня «Веснянка».

3. Награждение.

4. Чаепитие

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 85.

2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2004г. , ст. 33.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный