Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.09.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Нехаева, С. И. Перспективный план по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование устного народного творчества / С. И. Нехаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 59-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8581/ (дата обращения: 24.12.2024).



Месяц

Календарно-обрядовые праздники

Нравственно-эмоциональное развитие

Народные промыслы

Нравственно-экологическое развитие

Сентябрь

«Осень, осень, в гости просим» (беседа)

1. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (беседа).

2. «Счастливая зыбка» (беседа)

__________

«Хлеб — всему голова» (занятие)

Октябрь

«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой» (беседа)

1. «Друг за дружку держаться — ничего не бояться» (беседа)

«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие)

«Осенняя ярмарка» (развлечение)

Ноябрь

«В гостях у бабушки Арины» (занятие)

1. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (беседа)

2. «Кто живёт в нашем доме» (беседа)

«Краса ненаглядная» (беседа)

__________

Декабрь

«С Новым годом, со всем родом!» (посиделки)

1. «Любишь кататься, люби и саночки возить» (беседа).

2. «Эти мудрые русские сказки» (занятие)

____________

«Декабрь год кончает, а зиму начинает» (беседа)

Январь

______________

1. «Жадная душа — без дна ушат» (беседа).

2. «Русские потешки» (беседа)

«Хороший город Городец» (занятие)

«Гуляй, да присматривайся» (беседа)

Февраль

__________

1. «Друга нет — так ищи, а нашёл, так береги» (беседа).

2. «Отгадайте — ка загадки!» (беседа)

«Русская матрёшка» (занятие)

«Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обытый?» (беседа)

Март

«Ой ты, Масленица» (праздник)

«Нет милее дружка, чем родная матушка» (беседа)

«Хохломские чудеса» (занятие)

«Евдокия — веснянка» (занятие)

Апрель

«Пасха»

«Небылица в лицах, небывальщина» (беседа)

«Дымковская игрушка» (беседа)

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (занятие)

Май

_________

«Победа в воздухе не вьется, а руками достаётся» (беседа)

__________

«Весна красна цветами» (КВН)

Месяц

Тема беседы

Цель беседы

Содержание

Литература

Сентябрь

Календарно — обрядовые праздники:Осень, осень, в гости просим»

Закрепить представление детей об осеннем времени года. Познакомить с поговоркой об осени, вспомнить знакомые загадки. Развивать речь, память. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе

1. «Осень, осень, в гости просим» — беседа.

2. Знакомство с поговоркой «Сентябрь лето кончает, а осень начинает».

3. Вспомнить с детьми знакомые загадки об осени.

4. Слушание: русская народная мелодия «Камаринская».

5. РНС «Мужик и медведь» (беседа)

1. И. В. Чупаха «Здоровый ребенок в здоровом социуме», ст. 44, 264.

2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 67, 220.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Учить детей эмоционально воспринимать произведения устного народного творчества. Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощение. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Как аукнется, так и откликнется» через РНС «Гуси — лебеди». Развивать диалогическую речь

1. Знакомство с пословицей «Доброе слово лечит, а худое калечит».

2. Игра «Подбери нужные слова».

3. РНС «Гуси — лебеди» (просмотр мультфильма, пересказ).

4. РНИ «Кто с нами?».

1. В. И. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 11.

2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 374.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Счастливая зыбка»

Поддерживать положительное эмоциональное отношение. Развивать интерес к колыбельным песням. Формировать знания детей о традициях русского народа. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений. Словарная работа: колыбель, зыбка, люлька

1. Беседа с детьми о семье.

2. Разучивание пословицы «У матери — дитя, у кошки — котя, всякому мило своё дитя».

3. Знакомство с предметами обихода — люлькой.

4. Знакомство с колыбельной песней:

Баю — бай, баю — бай, ты собачечка не лай,

Петушок, не кричи, нашу Катю не буди.

5. Рисование «Моя семья»

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 75.

2. В. Н. Волчкова «Изобразительная деятельность в старшей группе», ст. 70.

Нравственно-экологическое развитие: комплексное занятие «Хлеб — всему голова»

Закрепить знания детей о том, что хлеб — одно из самых главных богатств в России, его очень трудно вырастить. Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей, выращивающих хлеб. Познакомить со старинными орудиями труда — цепом и серпом. Отражать знания о сельскохозяйственном труде в последующих играх

1. Беседа «Хлеб — всему голова».

2. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда.

3. Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом.

4. Пословицы и поговорки о хлебе «Хочешь есть калачи — не сиди на печи».

5. РНИ «Пахари и жнецы».

6. Лепка баранок и калачей (из теста)

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 24.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1996г. , ст. 69. «Занятия тестопластикой в кружке».

3. Журнал «Ребенок в детском саду» 2004г. , ст. 36

Октябрь

Календарно — обрядовые праздники: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой»

Познакомить детей с народным календарно — обрядовым праздником — Капустница. Подвести детей к пониманию нравственного урока: «Хвастовство до добра не доводит» через РНИ «Капуста». Развивать интерес к русскому народному творчеству.

1. Беседа по пословице «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой».

2. Разучивание считалки:

Среди белых голубей

Где — то скачет воробей,

Воробышек, пташечка,

Серая рубашечка!

Откликайся поскорей,

Вылетай — ка, не робей.

3. РНИ «Капуста».

4. РНС «Заяц — хваста» (пересказ с детьми)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 69.

2. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 373.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Друг за дружку держаться — ничего не бояться»

Воспитывать у детей чувство взаимовыручки и поддержки. Проявлять интерес к правилам поведения, выражать своё отношение к поступкам героев сказки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех» через РНС «Крылатый, мохнатый да масляный». Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (как бы я помог героям сказки?)

1. Беседа о взаимовыручке и поддержке.

2. Знакомство с пословицами и поговорками о взаимовыручке и поддержке «Друг за дружку держаться — ничего не бояться», «Нет друга — ищи, а нашёл — береги», «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех», «Друзья — больше чем братья родные» — через игру — драматизацию.

3. РНС «Крылатый, мохнатый да масляный» (иллюстрации, чтение)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 70, 223.

Октябрь

Народные промыслы: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всехгостей приглашу» (занятие)

Дать детям представление о строительстве изб на Руси. Познакомить с внутренним убранством избы. Вызвать интерес к пословицам, поговоркам, прибауткам о народном быте и гостеприимстве. Учить отгадывать загадки о предметах крестьянского труда и быта. Познакомить с народным инструментом — ложкой. Развивать познавательный интерес, любознательность

1. Беседа «Русь деревянная».

2. Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве.

3. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

4. Знакомство с народным музыкальным инструментом — русской ложкой.

5. Обучение игре на ложках.

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 23.

Нравственно — экологическое развитие: «Осенняя ярмарка» (развлечение)

Вызвать радость от восприятия произведений народного искусства. Воспитывать чувство гордости за русский народ. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности

1. «Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ» — беседа о ярмарке.

2. Чтение пословиц, поговорок, закличек.

3. Инсценировка РНП «Голубчик мой Ванюша».

4. Театрализованное представление «Ярмарка»

1. «Планета детства — планета творчества», ст. 108.

Ноябрь

Нравственно — эмоциональное развитие: «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях. Подвести детей к пониманию нравственного урока «В согласии жить — никто не одолеет» через РНС «Зимовье». Воспитывать дружеские отношения между детьми. Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу

1. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» — беседа.

2. Разучивание пословиц «Сядем рядком, да потолкуем ладком», «Ссора до добра не доводит».

3. РНС «Зимовье» (кукольный театр).

1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 32.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 152.

Ноябрь

Народные промыслы: «Краса ненаглядная» (беседа)

Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Подвести детей к пониманию нравственного урока «За вину умный винит себя, а глупый — другого» через РНС «Лиса и кувшин»

1. Беседа о русских народных промыслах: вологодские кружева, дымковские игрушки, гончарные изделия, гжель, художественная резьба и роспись по дереву, хохлома.

2. Дидактическая игра «Как называется?».

3. Знакомство с РНС «Лиса и кувшин» (настольный театр, пересказ).

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие детей в старшей группе», ст. 48.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 189.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Кто живёт в нашем доме» (беседа)

Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание знать больше о своей семье (познакомить с составом многопоколенной семьи: бабушки и дедушки, мать и отец, дядюшки и тётушки, дети — братья и сёстры). Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, учить понимать, что взрослые — это первые помощники и защитники детей

1. Беседа «Кто живёт в нашем доме».

2. Сочиняем сказку «Невероятные приключения взрослых и детей».

3. Разучивание поговорки «Маленький да удаленький».

4. Докучная сказка «Тётушка Арина» (чтение, знакомство).

5. РНИ «У дядюшки Трофима».

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 9.

2. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 247.

3. Т. А. Бударина «Знакомство с народным творчеством», ст. 378

Календарно — обрядовые праздники: «В гостях у бабушки Арины» (итоговое занятие по пройденному материалу за первый квартал)

Поддерживать положительное эмоциональное отношение, прививать любовь к русскому народному фольклору: отгадывать загадки, читать пословицы и поговорки, играть в народные игры. Углубить представления о русской избе как о памятнике русской деревянной архитектуры. Воспитывать интерес к старине

1. Закрепить знания потешек, пословиц, поговорок, загадок о русском народном быте и гостеприимстве.

2. Аппликация «Русская изба».

3. «Весёлые музыканты» — игра на ложках.

4. Игра «Что нам осень принесла?».

5. РНИ «Заря — заряница».

1. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 30.

2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 337.

Декабрь

Нравственно-экологическое развитие: «Декабрь год кончает, а зиму начинает» (беседа)

Познакомить детей с характерными особенностями декабря, используя соответствующие пословицы и поговорки. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Не хлебом единым жив человек» через РНС «Снегурочка»

1. Беседа по пословице «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

2. Разучивание колядки «Коляда, коляда всех зовёт за ворота». Щедровки:

Щедровочка щедровала,

Под оконцем ночевала,

Чи баран, чи овца,

Подавайте блинца,

Не кусайте, не ломайте,

А по целому давайте.

Щедрый вечер, ой добрый вечер.

3. «Весёлые музыканты» — игра на ложках.

4. РНС «Снегурочка» (мультфильм, беседа)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 73.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 116.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Любишь кататься, люби и саночки возить» (беседа)

Воспитывать любовь и уважение к труду, желание трудиться и оказывать посильную помощь, стремиться стать умелым. Учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний

1. «Любишь кататься, люби и саночки возить» — беседа.

2. Игра — инсценировка «Труд кормит, а лень портит».

3. РНС «Пастушья дудочка» (настольный театр).

4. «Сделал дело — гуляй смело» — игра на дудочке

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 110.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 42.

«Эти мудрые русские сказки!» (занятие)

Расширять знания детей о величайшем богатстве русской народной культуры — о сказке. Развивать интерес к народным сказкам. Воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями

1. Викторина по сказкам.

2. «Угадай сказку» (мимика, жесты).

3. Конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу — Ягу.

4. «Придумываем сказки».

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 45.

Календарно-обрядовые праздники: «С Новым годом со всем родом!» (посиделки)

Познакомить детей с традициями празднования Нового года на Руси. Учить ценить прошлое. Развивать духовность, проявлять интерес к истории русского народа, к жизни народа в разные времена

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Рассказ воспитателя об обычае колядования.

3. Загадывание загадок.

4. РНИ «Бабка Ёжка», «Прялица», «Башмачник»

1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 155, 338, 344.

Январь

Нравственно-экологическое развитие: «Гуляй, да присматривайся» (беседа)

Расширить представления детей о зимнем времени года. Познакомить с характерными особенностями января, приметами. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе

1. Беседа о характерных особенностях января.

2. Разучивание пословицы «Январь — году начало, зиме — середина».

3. Знакомство с приметами января: «Если на Крещение будет ясная и холодная погода — к засушливому лету, а пасмурная и снежная — к обильному урожаю».

4. РНС «Мороз Иванович» О. Одоевского

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 76, 226.

Нравственно — эмоциональное развитие: «Жадная душа — без дна ушат» (беседа)

Воспитывать дружеские отношения между детьми. Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях — поиск компромисного решения, умение считаться не только с собственными желаниями. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Жадность не доводит до добра» через РНС «Всё золотое»

1. Ситуация «Подружки поссорились…».

2. Разучивание пословицы «Жадная душа — без дна ушат».

3. Игра «Если бы…» психологический тренинг.

4. РНС «Всё золотое» (чтение воспитателя).

1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 51.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 175.

Народные промыслы: комплексное занятие «Хороший город Городец».

Познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городец, с изделиями городецких мастеров. Воспитывать эмоционально — оценочное отношение к изделиям народных умельцев. Учить рисовать узор из бутонов и листьев по мотивам городецкой росписи

1. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.

2. «Какова пряха, такова на ней и рубаха» — повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

3. Рисование «Городецкие узоры».

4. Пение частушек.

5. «Весёлые музыканты» — игра на ложках и дудочке

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры», ст. 76.

2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 57.

Январь

Нравственно-эмоциональное развитие: «Русские потешки» (беседа)

Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества — потешкам. Добиваться правильного произношения звуков при рассказывании потешек. Закрепить знания детей о творчестве художника — иллюстратора Ю. Васнецова. При изображении героев потешек передавать характерные особенности

1. «Русские народные потешки» — рассказ скоморохов.

2. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова.

3. «Моя любимая потешка» — рисунки детей.

4. РНИ «Дударь», «Дедушка — рожок»

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 26.

2. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 150, 154.

Февраль

Нравственно-экологическое развитие: «Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?» (беседа)

Познакомить детей с особенностями последнего месяца зимы — февраля.

1. Беседа о характерных особенностях февраля.

2. Разучивание пословицы «Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?».

3. Знакомство с приметами февраля: «Утром кричит синица — к морозу», «Снег прилипает к деревьям — к теплу».

4. РНС «Два Мороза» (чтение воспитателя)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 77, 229.

Нравственно-эмоциональное развитие: «Друга нет — так ищи, а нашёл, так береги» (беседа)

Закрепить понятие «друзья». Учить понимать значение слов «знакомые», «друзья». Понимать значение пословицы о дружбе, связать значение пословицы с определённой ситуацией. Учить ценить дружбу, беречь её. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Учить любви и бережному отношению ко всему живому: растениям, птицам, животным и т. д. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Собака — преданный друг человека» через мордовскую сказку «Как собака друга искала»

1. Беседа «Какого человека можно назвать другом?».

2. Разучивание пословицы «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Человек без друга, что дерево без корней».

3. Игра «Узнай своих друзей по голосу».

4. Сказка «Как собака друга искала» (чтение, рассматривание иллюстраций).

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 13.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 9.

3. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 306.

Февраль

Народные промыслы: «Русская матрёшка» (комплексное занятие)

Воспитывать интерес к народному творчеству, дать представление о том, как народные мастера делали игрушки. Познакомить с историей русской матрёшки, научить создавать образ матрёшки, используя ткань

1. «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам идёт Матрёшка» — рассказ об истории возникновения матрёшки.

2. Рассказывание детьми стихотворений о матрёшке.

3. Аппликация «Весёлая матрёшка».

4. «Хоровод матрёшек»

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 118.

2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 144.

3. М. А. Гусакова «Аппликация в детском саду», ст. 144

Нравственно — эмоциональное развитие: «Отгадайте — ка загадки!» (беседа)

Познакомить с мудростью русского народа — загадками. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки. Показать, что загадки может сочинять любой человек. Развивать мышление, фантазию

1. «Русские загадки — это поэзия народного языка» — беседа.

2. «В ярко — красном колпаке, он с бубенчиком в руке, развесёлая игрушка, а зовут её…» (петрушка).

3. Придумывание загадок

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 53.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 84.

3. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6, 2001г. , ст. 79

Март

Нравственно — эмоциональное развитие: «Нет милее дружка, чем родная матушка» (беседа)

Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме. Вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Мама — слово святое» через нанайскую народную сказку «Айога». Учить передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности (детали костюма, цветовая гамма)

1. Беседа о маме.

2. Рассказы детей из личного опыта «Как я помогаю маме».

3. Разучивание пословицы «Нет милее дружка, чем родная матушка».

4. Чтение сказки «Айога».

5. Рисование «Мамочка милая, мама моя».

1. О. Л. Князева «Приобщение к истокам народной культуры», ст. 79.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 76.

3. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 65.

Март

Календарно — обрядовые праздники: «Ой ты, Масленица» (праздник)

Познакомить детей с календарно — обрядовым праздником — Масленицей. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Прививать любовь к традиционным праздникам. Развивать понимание названий праздников

1. «Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!» — скоморохи приглашают всех на праздник.

2. Чтение детьми приговорок «Масленица загорела», «А мы Масленицу ожидали».

3. Игры, аттракционы — для шутки, для смеха!

Направо — забава, налево — потеха!

1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 157, 210.

Народные промыслы: «Хохломские чудеса» (занятие)

Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством — хохломской росписью. Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров. Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением

1. «Путешествие по дивному миру Хохломы» — беседа, рассматривание выставки изделий хохломских мастеров.

2. Разучивание пословицы «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».

3. «Золотая хохлома» — роспись посуды.

4. Игра «Хохломские стулья»

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2002 г. , ст. 55.

Нравственно-экологическое развитие: «Евдокия — весновка» (занятие)

Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям через русский фольклор. Воспитывать у детей любовь к природе, научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через фольклор. Развивать познавательный интерес, эмоционально — художественную отзывчивость к культурному наследию русского народа

1. «Евдокия — весновка» — весенние приметы.

2. «Весенний календарь»: заклички о птицах.

3. Инсценировка отрывка сказки «По щучьему велению».

4. «Федул — тепляк надул», «Радион землю талой водой питает», «Делу — время, потехе — час» — потешный фольклор.

1. «Планета детства — планета творчества», ст. 78.

Апрель

Нравственно-эмоциональное развитие: «Небылица в лицах, небывальщина» (беседа)

Развивать у детей творческое воображение, познакомиться с жанром небылицы. Учить детей отличать реальную ложь от юмористической фантазии. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

1. Знакомство с русскими народными небылицами:

Катя — Катя — Катюха

Оседлала петуха,

Петух заржал,

На базар побежал.

Заучивание небылицы.

2. «Угадайте, где мы были?» — самостоятельное придумывание небылиц детьми.

3. Докучная сказка «Шёл я как — то через мост» (рассказ воспитателя)

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 83, 246.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 58.

3. Т. С. Комарова «Народное искусство», ст. 77.

Нравственно-экологическое развитие: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (занятие)

Познакомить детей с весенними полевыми работами. Воспитывать любовь и уважение к труженикам села. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения её результатов: посев семян. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости.

1. Рассказ воспитателя о весенних полевых работах.

2. Разучивание пословицы «Пришла весна, тут уж не до сна».

3. Самостоятельный посев детьми семян редиса, моркови.

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к народной культуре», ст. 84.

Народные промыслы: «Дымковская игрушка» (беседа)

Приобщать детей к исконно русскому промыслу — изготовлению глиняных игрушек. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к быту и обычаям России. учить видеть выразительность формы игрушки. Продолжать упражнять детей в лепке из целого куска глины игрушки по замыслу

1. «Мастера Дымки» — рассказ педагога.

2. Игра «Что может рассказать нам игрушка?».

3. Лепка «Уточки».

4. РНС «Смоляной бычок» (настольный театр).

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 192.

2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 60.

Календарно-обрядовые праздники: «Пасха»

Познакомить детей с традициями русского народа через календарно — обрядовый праздник Пасха. Подвести детей к пониманию того, что они также являются носителями русской народной культуры. Воспитывать детей в национальных традициях

1. Рассказ воспитателя о празднике Пасха.

2. Разучивание календарной песни:

Завивайся вербочка, завивайся пушистая.

Мы к тебе пришли со яичками, со куличками.

Яички — то красные,

Кулички — то съедобные!».

3. РНИ «Верба — вербочка», «Солнышко — вёдрышко»

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 168, 235, 360, 363.

Май

Нравственно-эмоциональное развитие: «Победа в воздухе не вьется, а руками достаётся» (беседа)

Развивать интерес к истории своей страны. Познакомить с Георгием Победоносцем — небесным покровителем княжеской семьи и русского воинства. Воспитывать уважение к героям — воинам, защитникам Родины. Развивать воображение, творчество при выполнении заданий продуктивного характера — рисования

1. Рассказ воспитателя о воинах — защитниках Отечества.

2. Знакомство снародным музыкальным наследием — слушанье духовного стихотворения о святом Георгии Победоносце.

3. Рассматривание репродукции иконы Георгия Победоносца.

4. Рисование «Воины — защитники Отечества».

5. РНС «Каша из топора»

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре», ст. 85.

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», ст. 109, 134.

3. «100 великих имён в литературе»

Нравственно — экологическое развитие: «КВН «Весна красна цветами»

Воспитывать у детей любовь к природе. Научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через русский фольклор. Выявить уровень знаний детей

1. Соревнование команд:

Игра для эрудитов «Весна в окно стучится».

1 тур: «Вопрос — ответ».

2 тур: «Вставь пропущенное слово».

3 тур: «Загадки — отгадки».

Финальный тур.

2. Украинская народная песня «Веснянка».

3. Награждение.

4. Чаепитие

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 85.

2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2004г. , ст. 33.

Похожие статьи

Использование произведений устного народного творчества в работе по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова

Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование произведений устного народного творчества в работе по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова

Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос