Эффективные формы работы по воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Мурзина, Т. А. Эффективные формы работы по воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Мурзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 316-317. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44403/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальность проблемы формирования толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития личности.

Формирование этнотолерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс проходит под влиянием множества факторов, и решающими среди них являются семья и дошкольное образовательное учреждение. Ведь именно в дошкольном детстве происходит формирование нравственного потенциала личности, ее социализация.

Формирование понятия «этнотолерантность» следует начинать с раскрытия понятия «быть отличным от…» [3]. Но прежде, чем развивать этнотолерантность, надо развивать этнокультуру — представления детей об истории, традициях и культуре людей других национальностей.

Статистика показывает, что посещают наш сад дети разных национальностей: армяне, русские, украинцы, узбеки, таджики. Так сложилось исторически, что семьи наших дошкольников в большинстве случаев состоят из двух, а иногда и большего количества национальностей! Поэтому формирование этнотолерантности у дошкольников для нашей ДОО — жизненно важная задача. Учитывая многонациональность детей, при организации работы в данном направлении проводим такие мероприятия, как: защита проектов «Моя семья. Мои традиции», создание творческих альбомов «Что мы знаем о народах Севера»; просмотр видеороликов и творческих презентаций, в которых демонстрируются обычаи той или иной культуры. Также для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей активно проводятся следующие мероприятия: праздники, совместные мероприятия с родителями, «экскурсии в прошлое», чтение художественной литературы, театрализация, организация выставок, спортивные мероприятия.

Одним из таких мероприятий стала Методическая декада по формированию толерантности к национальным культурам Урала, в рамках которой дети знакомились с обычаями и традициями русских и украинских народов, народами севера, а также в каждой группе был организован день, посвященный традициям семей, посещающих данную группу (например, традиции семьи Кемаровых, где мать — марийка). Также были организованы интегрированные занятия «Передай добро по кругу», «Что я знаю о своих предках» и т. д., где дети знакомились с традиционными блюдами народов, играли в подвижные игры, вместе со сверстниками узнавали новое и интересное о разных народах, населяющих Урал.

Итоговым мероприятием стал «Фестиваль дружбы», где дети, педагоги и родители подготовили для гостей праздника фрагмент занятия, сценку башкирской сказки, поиграли в подвижные игры народов Севера, устраивали бой подушками, и потом пригласили всех гостей на массовых «Танец дружбы». Реализация таких открытых массовых мероприятий позволяет не только продемонстрировать опыт педагогической деятельности, но и помогает прочувствовать всем участникам образовательного процесса важность и значимость проблемы формирования этнотолерантности уже в дошкольном детстве.

В результате, систематически проводимой работы на основе перспективного планирования по формированию этнотолерантности у дошкольников дети знают, что люди разных национальностей отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети понимают друг друга, осознают собственную ценность и ценность других людей; проявляют эмпатию и толерантность; осознают, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражают свои чувства и понимают чувства другого. Таким образом, происходит формирование этнотолерантного сознания и развитие чувства толерантности.

Литература:

  1. Адамьянц Т. З. Толерантность: нейтральность или определённость //Власть. — 2012. — № 4.
  2. Котелянец Ю. С. Характеристика толерантности как педагогического понятия [Электронный ресурс] / Ю. С. Котелянец // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 156–160. – URL: Научный журнал «Молодой ученый» http://www.moluch.ru/
  3. Макарова Т. В. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации [Текст] / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / М. Н. Мельников — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  5. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. — 357 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное детство, мероприятие, национальность, ребенок, формирование.


Похожие статьи

Актуальность современных технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста

Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межнациональной толерантности и культуры межнационального общения

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Актуальность современных технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста

Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межнациональной толерантности и культуры межнационального общения

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Задать вопрос