Проект по толерантности «Мы — такие разные»
Автор: Старакорова Ирина Николаевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 21.09.2016
Статья просмотрена: 7192 раза
Библиографическое описание:
Старакорова, И. Н. Проект по толерантности «Мы — такие разные» / И. Н. Старакорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1239/ (дата обращения: 16.12.2024).
Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
Далай-Лама XIV
Аннотация проекта
Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.
Задачи проекта:
- Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
- Обучить детей правилам игр народов России и умению использовать их в самостоятельной деятельности.
- Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.
- Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур, путем приобщения детей к искусству народов России.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.
Обоснование необходимости проекта
Наукой сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда — многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности.
Межнациональное воспитание — это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.
Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст — это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости и влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.
Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.
Проанализировав всю вышеперечисленную информацию, мы пришли к выводу о необходимости разработки инновационного проекта, который ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов.
Разработанные специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т. п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.
Перспективный план работы над проектом
Этапы работы |
Мероприятия |
Исследовательский этап |
Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка» |
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности |
|
Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование) |
|
Подготовительный этап |
Анализ результатов диагностического исследования |
Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников» |
|
Презентация проекта, информирование родителей о проекте |
|
Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов» |
|
Подбор музыкальных произведений народов разных стран |
|
Основной этап— реализация проекта |
Беседа-рассуждение на тему: «Зачем нужны традиции?» (коммуникация, социализация, познание) |
С/р игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям» (знакомство с традициями разных народов) (социализация, познание, коммуникация) |
|
Создания Центра «Дети разных народов» (познание, коммуникация) |
|
Рисунок в подарок другу «Портрет моего друга» |
|
Использование подвижных игр разных народов в НОД ФИЗО |
|
Изготовление альбома «Мы все разные» (познание, коммуникация, социализация, художественное творчество) |
|
Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой» |
|
Основной этап — реализация проекта |
Спортивно-музыкальный праздник «Праздник дружбы» (художественное творчество, социализация, ЧХЛ) |
Встречи в литературной гостиной «В кругу друзей» (ЧХЛ, коммуникация, социализация, художественное творчество, познание) |
|
Музыкальное развлечение «Мы в мире дружбы будем жить» |
|
Развлечение «Страна Толерантности» (коммуникация, социализация, художественное творчество, познание) |
|
Создание коллажа на тему: «Мы разные, но мы вместе» (коммуникация, социализация, познание, художественное творчество) |
|
Театрализованное представление «Ничего нет краше — Родины нашей» |
|
Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов по развитию толерантности у дошкольников |
|
Заключительный этап |
Итоговая диагностика уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование) |
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности |
Заключение
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе
Литература:
- Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
- Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.