Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Гриценко Наталия Валерьевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 01.04.2017
Статья просмотрена: 1006 раз
Библиографическое описание:
Гриценко, Н. В. Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2263/ (дата обращения: 22.12.2024).
Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС, Стандарт) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты»» [4, с.28]. Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей.
К концу дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, развивается осмысление себя. Самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, появляется готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Любознательность заставляет ребенка искать ответы на вопросы о происхождении мира, взаимосвязи явлений природы. К 5–7 годам появляется осознание своего социального «я» и возникновения на этой основе внутренней позиции. Он постигает азбуку человеческого общения, поэтому именно в этом возрасте «необходимо уделить внимание развитию понимания себя и других людей, связывая его с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой» [2, 217].
Главная потребность ребенка старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально ребенок не может выполнять функции взрослого. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какую-либо сюжетную ситуацию [1, 16]. Л. С. Выготский утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре на голову выше самого себя». Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
ДОО как социальный институт должен способствовать воспитанию детей в духе толерантности.
Большими возможностями в этом отношении обладает комплексная образовательная программа «Детство». Рассмотрим их.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Ребенок приобщается с детства к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества. Народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно -прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.
В программе дано также новое содержание, связанное с развитием социально -нравственных представлений, осознанием ребенком себя как представителя определенной возрастной группы и отличия от других возрастных категорий.
Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В программе специально выделен раздел «отношение ребенка к самому себе». В нем представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе, своей семье, постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми. Созданием ребенку эмоционально-комфортного состояния задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом Программы стал раздел — Игра как особое пространство развития ребенка. [2,11].
В МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» г. Гуково Ростовской области была проведена работа, направленная на воспитание толерантного поведения у дошкольников. Мы разработали систему игр в старшей группе, направленную на привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это на улучшение отношений между детьми в группе. Игры проводились с детьми в свободной совместной деятельности.
На начальном этапе главной целью явился переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом мы исключили возможность возникновения ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится свой язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться для коммуникации. В основном эти условные сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами; спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка; сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т. п. Кроме того, в игры не вводятся никакие предметные атрибуты (посуда, костюмы и т. д.).
Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что сверстник становится лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Вы можете убедиться в этом сами, если попросите детей рассказать вам о сверстниках. В ответ на вопрос: «что он за человек?» вместо описания этого ребенка вы часто услышите: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».
Задачей данного этапа было отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого мы предлагали детям задания, успешное выполнение которых требовало пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен был максимально сосредоточиться на другом. Все игры были направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитость с ним.
Наряду с широко известными и традиционными играми, такими, как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», мы использовали авторские игры [3,139]
Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. Это такие игры, как «Сороконожка», «Слепой и поводырь», «Змейка», «Путанка» и др.
По мнению В. М. Холмогоровой, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому данная система игр основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми.
Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.
В таком направлении мы проводили работу с детьми в течение трёх месяцев с февраля по май 2016 года
Работа по формированию толерантного отношения у старших дошкольников и итоговый эксперимент позволили нам проследить динамику в проявлении толерантного отношения дошкольников к сверстникам.
В целом уровень сформированности толерантного отношения дошкольников к сверстникам повысили 84 % детей, из них 10 % дошкольников перешли с низкого уровня на относительно низкий, 54 % — с относительно низкого уровня на средний, 20 % — со среднего уровня на высокий.
Литература:
- Бурдина Г. Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] / Интернет-журнал \«Науковедение\", Вып. 2, 2014 –Режим доступа: http://naukovedenie.ru/index.php?p=opublikovat.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с
- Смирнова Е. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.:Эксмо, 2010.- 176 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. — М.: Перспектива, 2014.- 32 с.