В статье рассматриваются особенности толерантности старших дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Представлено содержание методики изучения сформированности толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, описана организация исследования. Приведены результаты анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.
Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение к детям с ОВЗ.
Часть исследователей в области психологии считает, что дошкольники не умеют взаимодействовать со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, воспитываясь с ними в одних условиях. Знания дошкольников с нормативным психофизическим развитием о сверстниках с ОВЗ поверхностны или вовсе отсутствуют. Понятие «толерантность» прочно вошло в современную психологическую теорию и практику в связи с необходимостью развития толерантного отношения у дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
В своем исследовании мы придерживаемся следующей формулировки толерантности:
Толерантность — стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
В структуре толерантного отношения мы выделяем следующие компоненты:
- Когнитивный, который означает, что мы становимся толерантными, когда знаем особенности того или иного субъекта;
- Эмоционально-оценочный, когда мы можем проявлять эмпатию, преодолевать раздражительность к отличающимся от нас субъектам;
- Поведенческий, когда мы можем общаться и сотрудничать с отличающимися от нас субъектами.
Исследователи отмечают, что компоненты толерантности (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий) у старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья развиты не в полной мере. Наблюдается недостаток знаний о детях с ОВЗ, об их особенностях; дошкольники не понимают, как взаимодействовать с такими детьми, не понимают, какие чувства и эмоции они испытывают.
Цель нашего исследования: изучить особенности толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Диагностический инструментарий для исследования толерантного отношения дошкольников к сверстникам с ОВЗ был разработан в соответствии с методическими рекомендациями Сиротюк А. С. Кроме того, был использован метод наблюдения. В ходе психолого-педагогического эксперимента были охарактеризованы особенности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов толерантности.
В экспериментальную группу вошли 18 дошкольников в возрасте 5–6 лет, воспитывающиеся в комбинированной группе с детьми с ОВЗ.
Для исследования когнитивного компонента был использован опросник, состоящий из следующих вопросов: «Как ты думаешь, ты похожа на этих детей или нет? Чем ты похож(а), а чем отличаешься от детей на картинках?», «Почему ребенок на картинке грустит?» и т. д. Помимо этого, детям предлагались проблемные ситуации с иллюстративным материалом. Задание звучало следующим образом: «Попробуй представить ситуацию: мальчик со слуховым аппаратом взял твою любимую игрушку. Расскажи о своих чувствах. Что ты будешь делать в таком случае?» Если ребёнок не может сам ответить на вопрос, можно задать уточняющий вопрос: «Ты будешь спокойным или сердитым? Почему?»
В ходе эмпирического исследования при выполнении заданий у воспитанников выявились следующие трудности: дети знают о наличии какого-либо отклонения у сверстников с ОВЗ, но при этом не знают об особенностях категории ограничения, не понимают, как необходимо правильно взаимодействовать с детьми с ОВЗ.
Эмоционально-оценочный компонент изучался в ходе наблюдения и беседы, где у дошкольников оценивалось: наличие интереса к сверстнику с ограниченными возможностями здоровья; эмоциональная вовлеченность в действия ребенка с ограниченными возможностями; желание общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности; позитивное отношение к различным потребностям детей; желание заботиться о детях с ограниченными возможностями, сопереживать им, продвигать их, поддерживать их.
В ходе анализа полученных результатов выяснилось, что у старших дошкольников низкая эмоциональная вовлеченность к сверстникам с ОВЗ, они негативно или нейтрально относятся к ним и не испытывают желания взаимодействовать с такими детьми.
Поведенческий компонент оценивался с помощью метода наблюдения. Было выявлено, что нормально развивающиеся дошкольники редко проявляют активность по отношению к сверстникам с ОВЗ, а также редко поддерживают инициативы сверстников с ОВЗ на совместные игры и деятельность.
Таким образом, анализ результатов эксперимента показал нам низкий уровень сформированности толерантного отношения дошкольников к сверстникам с ОВЗ. Мы предположили, что, создав программу по формированию толерантности дошкольников к сверстникам с ОВЗ, где будет отражена работа по каждому компоненту толерантности и будут даны рекомендации для специалистов детского сада, показатели толерантного отношения у дошкольников будут выше.
Нами была создана программа по формированию толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ. Мы расписали задачи каждого специалиста (учителя-дефектолога(сурдопедагога), педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы) в процессе формирования каждого компонента, описали методы и приёмы, с помощью которых будет сформирован каждый компонент толерантности. В программе описано взаимодействие специалистов, описана работа с детьми и родителями.
В ходе повторной диагностики, показатели по каждому компоненту значительно возросли, что доказывает эффективность нашей программы.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [Текст] / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. — М.: Смысл, 1998. — 246 с.
- Байбаков, А. М. Введение в педагогику толерантности: учеб. — метод. пос. для педагогов и студентов [Текст] / А. М. Байбаков. — Волгоград: Изд — во ВГИПК РО, 2002. — 12 с.
- Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики: учебнометодическое пособие [Текст] / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, 1999. − 110 с.
- Ильинская, Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами культурно–досуговой деятельности [Текст] / Е. А. Ильинская // Рецензируемый научный журнал «Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А. И. Герцена». — 2009. — № 102. — С. 187–190.
- Капустина, Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Н. Г. Капустина. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. — 86 с.
- Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования [Текст] / Е. Ю. Клепцова. — М.: Академический проект, 2004. — 176 с.
- Кожухарь, Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г. С. Кожухарь // Вопросы психологии. — 2006. — № 2. — С. 3–12.
- Писаревская, М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / М. А. Писаревская. — Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. — 132 с.
- Сиротюк, А. С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика [Текст] / А. С. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 128 с.
- Спицына, О. А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Спицына. — Казань, 2006. — 28 с.
- Степанов, П. В. Толерантный человек: как его воспитать? [Текст] / П. В. Степанов // Народное образование. — 2001. — № 6. — С. 152–156.