Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 01.01.2023

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Сагидуллина, А. Р. Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья / А. Р. Сагидуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98525/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности толерантности старших дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Представлено содержание методики изучения сформированности толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, описана организация исследования. Приведены результаты анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение к детям с ОВЗ.

Часть исследователей в области психологии считает, что дошкольники не умеют взаимодействовать со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, воспитываясь с ними в одних условиях. Знания дошкольников с нормативным психофизическим развитием о сверстниках с ОВЗ поверхностны или вовсе отсутствуют. Понятие «толерантность» прочно вошло в современную психологическую теорию и практику в связи с необходимостью развития толерантного отношения у дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.

В своем исследовании мы придерживаемся следующей формулировки толерантности:

Толерантность — стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

В структуре толерантного отношения мы выделяем следующие компоненты:

  1. Когнитивный, который означает, что мы становимся толерантными, когда знаем особенности того или иного субъекта;
  2. Эмоционально-оценочный, когда мы можем проявлять эмпатию, преодолевать раздражительность к отличающимся от нас субъектам;
  3. Поведенческий, когда мы можем общаться и сотрудничать с отличающимися от нас субъектами.

Исследователи отмечают, что компоненты толерантности (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий) у старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья развиты не в полной мере. Наблюдается недостаток знаний о детях с ОВЗ, об их особенностях; дошкольники не понимают, как взаимодействовать с такими детьми, не понимают, какие чувства и эмоции они испытывают.

Цель нашего исследования: изучить особенности толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.

Диагностический инструментарий для исследования толерантного отношения дошкольников к сверстникам с ОВЗ был разработан в соответствии с методическими рекомендациями Сиротюк А. С. Кроме того, был использован метод наблюдения. В ходе психолого-педагогического эксперимента были охарактеризованы особенности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов толерантности.

В экспериментальную группу вошли 18 дошкольников в возрасте 5–6 лет, воспитывающиеся в комбинированной группе с детьми с ОВЗ.

Для исследования когнитивного компонента был использован опросник, состоящий из следующих вопросов: «Как ты думаешь, ты похожа на этих детей или нет? Чем ты похож(а), а чем отличаешься от детей на картинках?», «Почему ребенок на картинке грустит?» и т. д. Помимо этого, детям предлагались проблемные ситуации с иллюстративным материалом. Задание звучало следующим образом: «Попробуй представить ситуацию: мальчик со слуховым аппаратом взял твою любимую игрушку. Расскажи о своих чувствах. Что ты будешь делать в таком случае?» Если ребёнок не может сам ответить на вопрос, можно задать уточняющий вопрос: «Ты будешь спокойным или сердитым? Почему?»

В ходе эмпирического исследования при выполнении заданий у воспитанников выявились следующие трудности: дети знают о наличии какого-либо отклонения у сверстников с ОВЗ, но при этом не знают об особенностях категории ограничения, не понимают, как необходимо правильно взаимодействовать с детьми с ОВЗ.

Эмоционально-оценочный компонент изучался в ходе наблюдения и беседы, где у дошкольников оценивалось: наличие интереса к сверстнику с ограниченными возможностями здоровья; эмоциональная вовлеченность в действия ребенка с ограниченными возможностями; желание общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности; позитивное отношение к различным потребностям детей; желание заботиться о детях с ограниченными возможностями, сопереживать им, продвигать их, поддерживать их.

В ходе анализа полученных результатов выяснилось, что у старших дошкольников низкая эмоциональная вовлеченность к сверстникам с ОВЗ, они негативно или нейтрально относятся к ним и не испытывают желания взаимодействовать с такими детьми.

Поведенческий компонент оценивался с помощью метода наблюдения. Было выявлено, что нормально развивающиеся дошкольники редко проявляют активность по отношению к сверстникам с ОВЗ, а также редко поддерживают инициативы сверстников с ОВЗ на совместные игры и деятельность.

Таким образом, анализ результатов эксперимента показал нам низкий уровень сформированности толерантного отношения дошкольников к сверстникам с ОВЗ. Мы предположили, что, создав программу по формированию толерантности дошкольников к сверстникам с ОВЗ, где будет отражена работа по каждому компоненту толерантности и будут даны рекомендации для специалистов детского сада, показатели толерантного отношения у дошкольников будут выше.

Нами была создана программа по формированию толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ. Мы расписали задачи каждого специалиста (учителя-дефектолога(сурдопедагога), педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы) в процессе формирования каждого компонента, описали методы и приёмы, с помощью которых будет сформирован каждый компонент толерантности. В программе описано взаимодействие специалистов, описана работа с детьми и родителями.

В ходе повторной диагностики, показатели по каждому компоненту значительно возросли, что доказывает эффективность нашей программы.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [Текст] / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. — М.: Смысл, 1998. — 246 с.
  2. Байбаков, А. М. Введение в педагогику толерантности: учеб. — метод. пос. для педагогов и студентов [Текст] / А. М. Байбаков. — Волгоград: Изд — во ВГИПК РО, 2002. — 12 с.
  3. Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики: учебнометодическое пособие [Текст] / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, 1999. − 110 с.
  4. Ильинская, Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами культурно–досуговой деятельности [Текст] / Е. А. Ильинская // Рецензируемый научный журнал «Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А. И. Герцена». — 2009. — № 102. — С. 187–190.
  5. Капустина, Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Н. Г. Капустина. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. — 86 с.
  6. Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования [Текст] / Е. Ю. Клепцова. — М.: Академический проект, 2004. — 176 с.
  7. Кожухарь, Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г. С. Кожухарь // Вопросы психологии. — 2006. — № 2. — С. 3–12.
  8. Писаревская, М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / М. А. Писаревская. — Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. — 132 с.
  9. Сиротюк, А. С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика [Текст] / А. С. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 128 с.
  10. Спицына, О. А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Спицына. — Казань, 2006. — 28 с.
  11. Степанов, П. В. Толерантный человек: как его воспитать? [Текст] / П. В. Степанов // Народное образование. — 2001. — № 6. — С. 152–156.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, сверстник, толерантное отношение, дошкольник, компонент толерантности, толерантное отношение старших дошкольников, поведенческий компонент, толерантное отношение дошкольников, эмоциональная вовлеченность.


Ключевые слова

толерантность, толерантное отношение к детям с ОВЗ

Похожие статьи

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...

Похожие статьи

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...

Задать вопрос