Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в группе дошкольников с РАС определяется необходимостью оптимизации процесса коррекционно-педагогической работы с такими детьми.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст, межличностные отношения, инклюзивное образование.
Актуальность изучения вопросов формирования межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС) определяется тем, что в современной педагогической практике с введением инклюзивного образования наблюдается значительный численный прирост детей с данной категории, посещающих образовательные учреждения массового типа. Дети с РАС сталкиваются с серьезными сложностями при взаимодействии с другими детьми как с нормтотипичными, так и с ОВЗ.
Общеизвестно, что детское общество значительно влияет на всестороннее развитие психики ребенка. Каждый ребенок в группе своих ровесников занимает определенное положение, которое выражается в отношении остальных детей к нему. Межличностные отношения между детьми в период дошкольного детства активно развиваются. На это указывали отечественные ученые, такие как К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова, В. М. Холмагорова, Л. М. Шипицина, Д. Б. Эльконин и многие другие. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с РАС изучали Е. Р. Баенская, Т. В. Егорова, К. С. Лебединский, О. С. Никольская и другие. Ученые обнаружили, что процесс развития межличностных отношений дается гораздо сложнее, если в детском обществе, среди сверстников, находятся дети с данной категории.
Для развития личности детей дошкольного возраста огромное значение имеет общение. В этот период дети обретают навыки взаимодействия с другими людьми — как со взрослыми, так и со сверстниками, опыт совместной деятельности, учатся общаться, принимать на себя разные роли в ходе общения.
Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который нацелен на достижения согласования и обобщения усилий для получения общего результата. Общение — один из важнейших видов деятельности людей, а также их ключевая потребность. М. И. Лисина под общением понимает «взаимодействие двух (или более) людей, основное направление которого заключается в согласовании и объединении их усилий с целью установления отношений для достижения общего результата» [3, с.23].
Роль общения в детстве сложно переоценить. Для детей дошкольного возраста общение с другими людьми выступает не только главным источником различных переживаний и впечатлений, но и важным условием формирования личности. С процессом общения непосредственно связано выстраивание межличностных отношений. По определению Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой, «межличностные отношения — это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения» [5, с.70].
Выстраивание межличностных отношений подразумевает взаимодействие людей. Как указывали В. С. Мухина, А. А. Хвостов, в дошкольном детстве в общении ребенок через подражание перенимает способы взаимодействия между людьми. Такое взаимодействие определяется зависимостью человека от других людей [4]. Исследователи считают, что взаимодействие ребенка со сверстниками не только позволяет совместно открывать для себя окружающий мир, но и дает возможность общаться с детьми своего возраста [4].
Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова утверждают, что дошкольнику необходимо общение со сверстниками, оно занимает 50–70 % всего времени [5]. К старшему дошкольному возрасту другой ребенок как партнер по общению становится предпочтительнее взрослого.
Ребенок как партнер по общению к старшему дошкольному возрасту становится намного притягательнее взрослого. Совместные действия протекают более бурно, характеризуясь острейшим эмоциональным накалом. С каждым днем ребенок все чаще и чаще вступает во взаимодействия, выбирая себе партнеров по общению. Через удовлетворение потребности в общении, совместной деятельности ребенок обретает ощущение безопасности, доверия к окружающим, расширяет социальные контакты. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение следить за игрой сверстников, просить о помощи, говорить «спасибо», обращаться вежливо.
В силу дефекта дети старшего дошкольного возраста с РАС сталкиваются с серьезными проблемами, выстраивая межличностные отношения с ровесниками. По мысли К. С. Лебединской, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, это связано с нарушением коммуникации и способности взаимодействовать с окружающими [2]. Ученые установили, что даже в случае достаточно хорошо развитой речи и интеллектуальном потенциале дети старшего дошкольного возраста с трудом взаимодействую со сверстниками [1].
Е. Р. Баенской были выделены следующие основные особенности общения дошкольников с РАС: «конфликтность, неумение уступать, непонимание правил социума в целом, дезадаптация в среде сверстников» [2].
О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и М. М. Либлинг считают, что для дошкольников с РАС характерно недостаточное развитие механизмов, помогающих осуществлять активное взаимодействие с миром вокруг, а также чрезмерное развитие защитных механизмов [2]. Исследователи выявили, что при РАС у детей старшего дошкольного возраста часто развивается отрицательная избирательность, которая находит отражение в постоянном влиянии на ребенка факторов, вызывающих негативные эмоции от контактов со сверстниками, что приводи к резкому ограничению их количества. У детей старшего дошкольного возраста с РАС происходит формирование системы защиты от активного вмешательства в жизнь, они стараются соблюдать дистанцию в контактах со сверстниками, либо их контакты носят потребительский характер, преследуя цели удовлетворения их нужд, при этом желания партнера по взаимодействию не учитываются.
Зачастую дети с РАС, вступая во взаимодействие с другими детьми, проявляют такие негативные черты, как аутоагрессия (агрессия, направленная на себя); агрессия по отношении к другому (вербальная или физическая). У них, как правило, плохо выражена социальная направленность поведения, что выражается в восприимчивости к социальным аспектам поведения других людей. Детям с РАС дается сложно понимание реакций окружающих людей, они не воспринимаются как партнеры по общению.
А. В. Хаустов, исследуя развитие социальной игры дошкольников с РАС, отмечает, что «с помощью игровой деятельности ребенок с РАС может взаимодействовать со сверстниками и совершать совместные игровые действия, но у него не развита социальная игра, поэтому она не имеет определенных целей, а также социально-коммуникативной направленности» [6, с.4].
Как отмечает А. В. Хаустов, иногда у ребенка с РАС может сохраняться мотивация к совместным игровым действиям, но взаимодействие оказывается затруднено из-за несформированности у них способов социальной игры [6].
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что проблема межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с РАС со сверстниками является актуальной. Серьезные нарушения коммуникативной сферы и процесса социального взаимодействия выступают в качестве характерных черт РАС, а трудности с пониманием речи, эмоций партнера по общению приводят к нарушению мотивации общения — оно не воспринимается как способ обмена информацией. Знание особенностей межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста с РАС необходимо, поскольку позволяет корректировать процесс коррекционно-педагогической работы с ними.
Литература:
- Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи: практическое пособие. — М.: Теревинф, 2019. — 289с.
- Дети с нарушениями общения / под ред. К. С. Лебединской, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской. — М.: Просвещение, 2009. — 267 с.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.И Лисина, сост. А. Г. Рузская. — СПб.: Питер, 2013. — 320 с.
- Мухина В. С., Хвостов А. А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: учебное пособие. — М.: Академия, 2012. — 624 с.
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 9. — С. 68–76.
- Хаустов А. В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2012. — № 1. — С.1–16.