В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ и определен качественный анализ результатов исследования.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, особенности мышления, мышление, ограниченные возможности здоровья.
Последние несколько лет заметно возросло количество детей с расстройством аутистического спектра. Такая тенденция была отмечена как в России, так и во всем мире. Согласно статистике за 2020 год, РАС обладает каждый 30-й человек на планете, а по прогнозам уже через 5 лет расстройство будет касаться каждого второго.
Расстройство аутистического спектра (далее — РАС) — это группа первазивных нарушений, для которой характерной особенностью является: нарушение социального взаимодействия; стереотипное поведение, ограниченность сферы интересов и деятельности; качественное нарушение коммуникации. Расстройство аутистического спектра характеризуются следующими особенностями мышления: не целенаправленность, затруднения при символизации, сложности произвольного обучения, невозможность переноса навыков с одной ситуации на другую, трудности обобщения, а также то, что люди с РАС с трудом могут разобраться в ходе мыслей других людей.
У аутичных детей присутствуют характерные и специфические именно для них трудности понимания того, что у людей существуют представления, которые могут расходиться как с реальным положением дел, так и с собственными представлениями субъекта. Данное нарушение, как считает Фрит Ута, может определять триаду нарушений в сфере социального взаимодействия, воображения и коммуникации [1].
Также у детей встречается неравномерность развития мышления, которая может создавать определенные сложности в обучении и социализации детей с РАС.
Процесс формирования мышления у детей, этапы и закономерности его становления оказывались в центре внимания многих исследователей (Т. Бауэр, Дж. Брунер, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, М. Н. Ильина, М. Коули, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Л. Ф. Обухова, С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддъяков, Т. В. Розанова, С. Л. Рубинштейн, Э. Стоуне, Д. Б. Эльконин и др).
Мышление — это процесс, с помощью которого человек может искать и открывать новые понятия, знания, явления действительности, а также отражать их в результате анализа и синтеза. При помощи мышления человек углубляется в сущность предмета или явления и находит взаимосвязи и отношения их между собой.
С точки зрения педагогики для нас важна, отмеченная психологами, познавательная сторона мышления, которая заключается в активной переработке имеющейся и вновь полученной информации, осуществляемой в процессе решения проблем, открытия нового знания [2, с.81].Сэтой точки зрения, мышление рассматривается как система, состоящая из действий, выполняемых человеком в процессе его мыслительной деятельности. Поэтому одним из педагогических аспектов развития мышления является формирование умений работы с информацией, её осмысление, преобразования, тем самым формирование общеучебных умений, способов деятельности [3].
Особую роль в интеллектуальном развитии детей играет мышление. Проблема развития мышления у детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемой частью познавательной сферы ребенка [4]. Особенности мышления с расстройством аутистического спектра требуют разработки специальных учебных материалов и учебных программ, которые будут понятны, полезны и эффективны. Дошкольное детство — период, когда происходит общее развитие ребенка, и закладывается фундамент этого развития.
В дошкольном возрасте уделяется большое внимание к решению данного вопроса, так как этот психический процесс, на основе которого происходит подготовка детей к школе. Но стоит отметить, что чаще всего, дети, пришедшие из детского сада в школу, не подготовлены в этом отношении: у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе, как у детей с нормальным психофизическим развитием, так и у детей с РАС. Дети дошкольного возраста с РАС имеют качественное и количественное своеобразие развития мышления.
Важно отметить, что есть определенная схожесть в чертах в психическом развитии детей с РАС и детей с ЗПР, в связи с чем нередко возникают трудности в постановке верного диагноза. Из общих черт у них встречаются сложности в адаптации в обществе, общении со сверстниками; незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушения внимания. Необходимо качественно проводить исследования, чтобы не допускать таких ошибок и подобрать правильную программу обучения.
Таким образом, очень важно качественно разработать и проверить систему коррекционно-развивающих занятий, направленную на развитие мышления дошкольников с РАС.
Целью нашего исследования было выявление особенностей мышления у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра . Для реализации этой цели были подобраны диагностические методики и разработаны критерии оценивания.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую документацию на дошкольников, обучающихся в учреждении;
2. Определить состав экспериментальной группы;
3. Подобрать, адаптировать и провести диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ;
4. Провести сравнительный анализ сформированности мышления у дошкольников с ОВЗ;
5. Определить качественный анализ результатов констатирующего эксперимента исследования.
Для определения особенностей мышления детей дошкольного возраста с РАС и ЗПР было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 26 детей дошкольного возраста (5–7 лет). Из них 18 детей имеет официальный диагноз (РАС) и по рекомендациям ЦПМПК проходит обучение в детском саду по адаптированной образовательной программе дошкольного возраста (АООП ДО) для детей с РАС. Для четырех детей ЦПМПК рекомендует проходить обучение по АООП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Для проведения экспериментального исследования испытуемых разделили на две группы — основную (13 детей) и контрольную (13 детей). В рамках магистерской диссертации в исследовании участвовали дети, обучающиеся в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях). Некоторые дети, участвующие в эксперименте, имели нарушения сенсорных систем (слуховые, зрительные), двигательных систем (опорно-двигательного аппарата), а также нарушения речи.
Исследование включало в себя блок из пяти заданий из психолого-педагогической диагностики Е. А. Стребелевой (помогают определить уровень и выявление нарушений мышления детей 5–7 лет), блок из пяти заданий из пакета диагностических методик, которые приняты в учреждении, где мы работаем, а также дополнительные методики для оценки выраженной степени аутизма. Данные методики в последствии помогают выявить у детей своеобразие мыслительного процесса, которое выражается, например, в том, что невербальная деятельность превалирует над вербальной.
Методы, используемые на этапе констатирующего эксперимента, были выбраны следующие: анализ психолого-педагогической документации, направленное наблюдение, беседа со специалистами учреждения и родителями детей, проведение диагностических методик, качественный анализ результатов.
В рамках данной статьи рассмотрим следующие методики: коробка форм; количественные представления и счет; исключение предметов (4-й лишний); сложи разрезную картинку из четырех частей; изучение уровня сформированности сенсорных представлений; найди время года; цветные прогрессивные матрицы Равена; тест Когана; построй из палочек; сгруппируй картинки.
Перед проведением обследования необходимо было учесть ряд особенностей восприятия детей с РАС. Например, такие так, нарушение потребности в коммуникации, нарушение социального взаимодействия, отсутствие речи или задержка ее развития, отсутствие привычного зрительного контакта (обычно короткий или слишком долгий, часто — периферический), преобладание стереотипного поведения, трудности в имитации действий, необычная реакция на сенсорные раздражители, фрагментарность, неравномерность психических функций, которые определенным образом влияют на усвоение образовательных программ.
К тому же важно понимание индивидуальных особенностей механизма мотивации каждого испытуемого ребенка с РАС, так как при диагностике особенно важна заинтересованность ребенка к процессу. Поэтому родителям были выданы бланк-анкеты с вопросами, позволяющими оценить мотивацию ребенка [5].
Во время проведения исследования при применении методик по Е. А. Стребелевой: проверяли уровень развития зрительной ориентировки на форму; устанавливался уровень развития количественных представлений, умение детей выполнять счетные операции в умственном плане; исследовались способности детей к обобщению и абстрагированию; выявляли уровень развития целостного восприятия сюжетного изображения в картинке; изучали уровень сформированности сенсорных представлений; выясняли на каком уровне у детей сформировано представление о временах года; исследовали умение детей устанавливать закономерности, которые связывают между собой фигуры на рисунке; проверяли уровень развития восприятия и наглядно образного мышления; исследовали схематическое мышление и исследовали конструктивные способности, а также умение работать по образцу.
Данные нашего исследования можно наблюдать на рисунке 1.
Таблица 1
Данные исследования
В результате исследования, мы пришли к следующему заключению — у детей дошкольников с расстройством аутистического спектра четыре уровня развития мышления: достаточный, средний, уровень ниже среднего и низкий уровень. Часть детей не выполняет задание, так как им может быть не интересно само задание или не понравился материал, а у кого-то из детей могут быть проблемы с вниманием.
Вывод: получив данные баллы, мы понимаем, что речь идет о неравномерных результатах в основном из-за проблем с произвольностью и мотивацией. Дети, которые набрали достаточное количество баллов, это как правило дети с неярко выраженными чертами РАС, которые ориентированы на результат (замотивированы), которые имеют достаточный собственный интерес: к материалу, иногда к тому, что получилось в итоге, имеют познавательный интерес. Такие дети активно включались в занятия, были заинтересованы в результате, проявляли познавательную активность.
«Средний уровень» набрали дошкольники, у которых была снижена мотивация. Иногда эту мотивацию необходимо было специальным образом поддерживать. У них также отмечались трудности произвольного поведения.
Относительно детей с уровнем «ниже среднего» были сделаны следующие выводы — внимание недостаточно устойчивое, недостаточно проявлен интерес к результатам своих действий. Наблюдались проблемы с произвольным поведением.
Дети с «низким уровнем» показали самые плохие результаты — неустойчивое внимание, плохая концентрация, отсутствие мотивации, отсутствие интереса, крайне низкая активность в связи с низкой мотивацией и неустойчивым вниманием, трудности с включением в совместную деятельность со взрослым.
Литература:
1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма — М.: Теревинф, 2006.
2. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей — Дефектология, 1995.
3. Вострикова Н. М. Понятие «Мышление» в психолого-педагогической литературе — Сибирский педагогический журнал, № 8/2012.
4. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. — М.: МНИИПУ, 2012.
5. Попова М. А. Выпускная квалификационная работа «Коррекция нарушений мышления детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на занятиях учителя-дефектолога» — М.: МУ, 2022.