Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 25.11.2018

Статья просмотрена: 602 раза

Библиографическое описание:

Авдеева, Н. М. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции / Н. М. Авдеева, М. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54220/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методов, позволяющих поэтапно включать детей с РАС в образовательный процесс детского сада. Сравнительный анализ инклюзии основан на примере одного ребенка, описан перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Приводятся примеры аномалии зрительного контакта и агглютинации у детей с РАС и методы социализации.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра; социализация; социальная интеграция; дошкольники.

Введение. Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья определяет порядок реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Идея создания единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей и по истечению времени встречает возражения со ссылками на трудности создания индивидуального образовательного маршрута для детей с различными образовательными потребностями.

Обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, достигается посредством обеспечения детям с ОВЗ условий обучения и социальной адаптации, не снижающих уровень образования детей, не имеющих таковых ограничений.

Степень научной разработанности проблемы представлена в основном западными исследователями. В России вопросам интеграции в социальную среду детей с различными нарушениями развития уделяли H. H. Малофеев, Т. А. Добровольская и Н. Б. Шабалина, Н. Д. Шматко и др. Однако эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане. Противоречивость взглядов на качественную оценку социально-интеграционного процесса и частичность его практического осуществления в современной России говорит о недостаточной степени эффективности существующих форм организации инклюзивного образования в РФ.

Эффективность системы корригирующего образования в западных странах исследовали такие ученые и практики, как С. Thomas, Р. Walker, J. Webb. L. Florian и D. Pullin и др. Они разработали систему принципов реализации идей инклюзивного образования, анализировали и описывали опыт развития практики инклюзивного обучения детей с ОВЗ в различных странах мира.

Противоречия, проблемы, трудности становления в России инклюзивного образования детей с тяжелыми физическими нарушениями остаются всё ещё вне развернутого социологического анализа.

В связи, с чем объектом исследования стало образование детей с расстройством аутистического спектра их социальная интеграция.

Предмет исследования — инклюзивное образование детей с РАС как фактор их социальной интеграции.

Цель исследования — рассмотреть возможности социальной интеграции детей с РАС.

Задачи исследования:

  1. Изучение научной и научно-исследовательской литературы, нормативных и правовых актов об инклюзивном образовании в дошкольных образовательных организациях.
  2. Выявить пути реализации инклюзивного образования детей с РАС в ДОО на основе опыта европейских стран и Америки.
  3. Разработать адаптационные методы, позволяющие поэтапно включать детей с РАС в образовательный процесс детского сада.
  4. Провести сравнительный анализ инклюзии на примере одного ребенка и описать, с чем связан перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии у конкретного ребенка с РАС.

Методы экспериментальной работы и исследуемый ребенок

В исследовании принял участие ребенок с РАС, возраста пяти с половиной лет МКОУ «Краснологская СОШ» СП «Детский сад» Каширского муниципального района Воронежской области. Так как проблема инклюзивного образования в образовательной организации ранее не поднималась из-за отсутствия детей с диагнозами, то в данном случае воспитатели столкнулись со сложностями.

Социальная интеграция предполагала, что инклюзивное воспитание и образование ребенка с РАС должно иметь обязательный предваряющий подготовительный этап. В детском саду созданы условия, «которые максимально соответствуют проблемам ребенка с РАС, так как он нуждается в большей степени в защите, чем в интеграции» [2, с. 82]. Это определяется следующими проблемами:

– длительный период адаптации к социальным условиям;

– негативизм, агрессия, аффекты из-за усложнения социальной среды (непривычной для ребенка);

– несформированность мотивационной и волевой сфер;

– отсутствие индивидуальной программы воспитания и обучения.

Исходя из этого заместителем директора по дошкольному образованию и воспитателем образовательной организации, работающим непосредственно с ребенком, была разработана индивидуальная программа «Воспитание ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями», включающая следующие блоки:

– адаптационно-диагностический;

– организация образовательного пространства;

– педагогическое сопровождение;

– корригирующий.

Известно, что у детей с РАС не развито воображение, нарушения коммуникативной сферы, однотипные повторяющиеся движения для аутостимуляции. Поэтому, определяя содержание воспитания и развития, мы разработали образовательный маршрут и образовательную программу, гарантирующую «при любых подходах конечный результат, соответствующий реальным учебным возможностям данного ребенка» (Е. А. Ямбург).

Результаты реализации программы и их обсуждение

Педагогический эксперимент опирается исследование О. С. Никольской о первичности нарушения развития аффективной сферы дошкольников с РАС. Важными в практической деятельности при разработке методики коррекционного воспитания детей с РАС являются:

– педагогическая компетентность о системном взаимодействии между компонентами речи в норме и патологии Р. Е. Левиной;

– представления об эмоциях и волевых актах ребенка с РАС;

– представления о развитии психических познавательных процессов в норме и патологии;

– знание девиантологии и методов управления девиантными поступками.

В процессе реализации адаптационно-диагностического блока программы было выявлено:

– воображение, как психический познавательный процесс не развито и не поддается коррекции;

– не сочувствует и не передает свои эмоции;

– сложность организации произвольного внимания;

– речь слабо развита, однако отраженная речь отличается повторением сложных грамматических конструкций;

– не откликается на имя, не интересуется игрой с детьми, но может отнять игрушку;

– трудности адаптации, точнее дезадаптация.

Поскольку диапазон нарушений в развитии у ребенка с РАС очень широкий, разработанная программа является вариабельной и может быть использована как основа.

Блок «Организация образовательного пространства» включает в себя:

– комплексный подход в образовательной деятельности (следование рекомендациям ПМПК);

– средовой подход — оказание помощи в социальной адаптации (педагогическое сопровождение);

– нейропсихологический подход (сенсомоторная коррекция);

– деятельностный подход (учет мотивов и деятельности через потребности);

– индивидуальный подход (индивидуальная траектория развития и воспитания).

– Блок педагогическое сопровождение предполагал:

– следование за естественным развитием ребенка, не пытаясь резко менять его привычки, игровую деятельность; взаимодействие с другими детьми;

– диагностика личностная (в том числе учет заключений и рекомендаций специалистов в области РАС);

– личностная индивидуальная коррекция (корригирующие занятия в сопровождении тьютора, специалиста).

Последний блок — корригирующий. В программе коррекция является основополагающей задачей, поэтому проходит нитью через всю программу.

Выводы по реализации программы: программа построена с учетом основных особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра. Учет этих особенностей предполагает как социальную интеграцию, так и адаптацию ребенка к новым социальным условиям. Отмечено, что родители заинтересованы в успешной социальной интеграции и включены в реализацию программы с точки зрения родительского присмотра, обучения, развития и воспитания.

Для эффективной реализации инклюзивного образования в ДОО необходимо учитывать положения, составляющие основную идею социальной интеграции детей с РАС. А это значит:

– Дополнительно разработать программы раннего вмешательства;

– Психологическое сопровождение ребенка с РАС;

– Создание специальной психологической службы в ОО для развития и коррекции ребенка с РАС;

– Продолжить практику составления индивидуального плана обучения и воспитания;

– Социализировать ребенка включением его в массовые мероприятия (по ситуации и по восприятию ребенком шумных образовательных событий).

Таким образом, инклюзия в образовании — это процесс, осуществление которого предполагает изменение системы, психологии, философии, образования.

Литература:

  1. Алексеева В. В., Волков А. А., Шаргородская Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. — М.: МГППУ, 2013.
  2. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. — М.: Теревинф, 2012.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М.: Теревинф, 2007.
  4. Семаго Н. Я., Хотылева Т. Ю., Гончаренко М. С., Михаленкова Т. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование». — М., 2012.
  5. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. Tenth Revision. World Health Organization. — Geneva, 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, РАСА, инклюзивное образование, социальная интеграция, инклюзивное образование детей, ограниченная возможность здоровья, детский сад, педагогическое сопровождение, образовательная организация, образовательное пространство.


Похожие статьи

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Похожие статьи

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Задать вопрос