Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации
Авторы: Свиридова Валентина Владимировна, Беляева Наталья Ивановна, Березняк Анна Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 01.11.2020
Статья просмотрена: 284 раза
Библиографическое описание:
Свиридова, В. В. Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации / В. В. Свиридова, Н. И. Беляева, А. С. Березняк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5673/ (дата обращения: 22.12.2024).
Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов для успешной социализации дошкольников с РАС в условиях детского сада.
Ключевые слова: социализация, дошкольники, расстройство аутистического спектра.
Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечивая полноценное участие в жизни общества, самореализации и профессиональном самоопределении. Для этого необходимо создать для дошкольников с РАС специальную коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения воспитательно-образовательных услуг в пределах специальных образовательных стандартов:
максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом развития и сопровождения; определение содержания, методов, организационных форм воспитания, развития и социализации детей с РАС; разработка индивидуальной траектории развития и социальной адаптации на основе интеграции результатов клинического, нейрофизиологического и психолого-педагогического исследования.
Актуальность исследования в том, что нарушения социального взаимодействия у детей с РАС проявляются в неспособности адекватно использовать зрительный контакт, мимическое выражение, жестикуляцию, контроль за двигательной активностью. Кроме того, у таких детей нарушена эмоциональная реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети с трудом устанавливают взаимосвязь со сверстниками, не способны включаться в сюжетно-ролевые игры из-за неразвитости психического познавательного процесса «воображение».
Степень изученности проблемы : Научно-исследовательской основой деятельности по обеспечению социализации детей с расстройствами аутистического спектра выступили основополагающие концепции: O. K. Агавеляна, Л. С. Выготского, Г. Л. Зайцевой, Е. С. Иванова, И. Б. Карвасарской, А. Н. Коноплевой, Э. И. Леонгард, Н. Н. Малофеева, Т. Л. Лещинского, Е. В. Резниковой, Е. А. Стребелевой, Л. Е. Шевчук, Л. М. Шипицыной, Н. Д. Шматко и др. ученых.
Инновационные педагогические средства социальной адартации и реабилитации детей с РАС разработали В. М. Башина, Е. М. Беспаленко, В. И. Долгова, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, В. А. Радченко, О. С. Советова, Л. Л. Ворошилова и др.
Концепция образовательной деятельности МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области заключается в создании единого образовательного пространства на основе использования инновационных образовательных технологий, обеспечивающих формирование картины мира, необходимых умений и навыков, жизненных компетенций, позволяющих выпускнику детского сада адаптироваться к условиям школы.
Образовательная организация обладает уникальными ресурсными возможностями, которые позволяют полно и всесторонне решать задачи образования, воспитания и социализации детей с РАС. Успешное выполнение образовательной программы требует создания современной пространственной, предметно-развивающей среды. Для этого в детском саду функционируют дополнительные помещения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса: «Центр игрового развития ребёнка»; 2 логопедических кабинета; музыкальный зал, «Русская Изба»; физкультурный (тренажёрный) зал и бассейн; кабинет психолого-педагогического сопровождения. Конечной целью деятельности педагогов, педагога-психолога, тьютора является повышение качества жизни детей с РАС, что предполагает: повышение уровня самостоятельности; возможность устанавливать социальные отношения; возможность научиться выражать эмоции; доступ к активному отдыху и досугу через детские утренники, праздники, занимательные квесты и др.
Оценив возможности детского сада и изучив научную литературу, нами была сформулирована цель исследования — выявление объективных и субъективных факторов социализации дошкольников с РАС.
Задачи исследования : изучить особенности социализации детей с РАС; разработать систему критериев социальной адаптации детей с РАС в условиях детского сада; выявить эффективность и действенность разработанных методов социализации дошкольников с РАС в условиях ДО.
Объект исследования : особенности социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования : содержание педагогической и коррекционной работы по социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования : построение индивидуальных образовательно-воспитательных маршрутов, интенсивная обучающая программа, основанная на поведенческих технологиях и методах обучения, позволит предотвратить нарушение процесса социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад № 12» города Россоши, Россошанского муниципального района Воронежской области. Группа кратковременного пребывания № 8 для детей с РАС, количество воспитанников — 5 человек. Исследование продолжается до настоящего времени, в связи с пандемией COVID — 19 была нарушена системная связь, но позднее восстановлена. Данные, представленные в статье, являются промежуточным результатом.
Методы исследования: создание индивидуального профиля социального развития ребенка по результатам наблюдения (модифицированная методика
Г. Б. Степановой, Е. Н. Денисовой, Е. Г. Юдиной); коррекционно-развивающие занятия по программе социально-бытовой адаптации и сюжетно-ролевых игр; диагностика адаптивного поведения Вайнленд; интерактивные проекционные системы, использование которых позволяет создать большое количество коммуникативных упражнений, которые можно использовать на любом этапе занятия; развивающее Монтессори пространство, состоящее из оборудования для социальной адаптации. Основная цель использования перечисленного оборудования — воспитание ребенка с РАС и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и животных, существ.
Результаты исследования и обсуждение результатов
Социализация детей с РАС не может осуществляться без социума, поэтому важным является постепенное включение их в образовательный процесс.
Исследования по уровню адаптированности проходили в несколько этапов и отражены на диаграмме, где четко видно результаты, выраженные в разнице полученных баллов.
Рис. 1. Социально-педагогическая адаптация через образовательные события в условиях детского сада
Рис. 2. Исследование социальной адаптации у детей с РАС (показано среднее значение)
Таким образом, применяемые методы дали положительные результаты. Наименьший результат в развитии коммуникативных навыков, а наилучший результат в адаптации к игровой деятельности. Агрессия снизилась, однако, этот результат не является нормой и требует коррекции.
Литература:
- Карвасарская, И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003.- 70 с.
Похожие статьи
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...
Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации
В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...
Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования
Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.
Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...
Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...
Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков
Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе
В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.
Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка
Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...
Особенности поведения дошкольников с аутизмом
В статье рассматриваются основные характеристики поведения детей с аутизмом, такие как повторяющиеся действия, ограниченные интересы, нарушения в общении и взаимодействии с окружающими. Также обсуждаются методы поддержки и помощи детям с аутизмом в д...
Похожие статьи
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...
Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации
В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...
Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования
Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.
Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...
Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...
Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков
Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе
В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.
Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка
Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...
Особенности поведения дошкольников с аутизмом
В статье рассматриваются основные характеристики поведения детей с аутизмом, такие как повторяющиеся действия, ограниченные интересы, нарушения в общении и взаимодействии с окружающими. Также обсуждаются методы поддержки и помощи детям с аутизмом в д...