Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройством аутистического спектра
Авторы: Косарева Анастасия Сергеевна, Сазанова Татьяна Винальевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 30.06.2022
Статья просмотрена: 98 раз
Библиографическое описание:
Косарева, А. С. Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройством аутистического спектра / А. С. Косарева, Т. В. Сазанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7474/ (дата обращения: 16.12.2024).
Трудности в освоении образовательной программы проявляются у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) ввиду несформированности у них навыков социального взаимодействия, коммуникации и воображения, что приводит к неуспешности в познавательном процессе. Индивидуальные особенности детей с РАС не позволяют им успешно осваивать программу обучения. Существует немало методов по коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, однако важна их систематизация, комплексные, междисциплинарные и интегрированные подходы к реализации.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, дошкольники, коррекционно-развивающая работа, обучение.
Обучение и дальнейшее сопровождение детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) является актуальной проблемой современного общества, как в России, так и за рубежом. По открытым статистическим данным, сегодня число детей с данным нарушением в России превышает 31 тыс. человек. Если в 2000-х годах на 1000 человек приходилось 1–2 ребенка с РАС, то в настоящее время ситуация ухудшилась — на каждые 100 детей приходится один ребенок с расстройством аутистического спектра. Аналогичная динамика роста числа детей с РАС наблюдается в регионах Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии, поэтому, многие страны заинтересованы в поиске решений по обучению детей с РАС, их дальнейшей социализации, включению в общественно-социальные институты и последующую трудовую деятельность [6, 7].
Ведущими симптомами расстройства аутистического спектра являются нарушение социального взаимодействия, нарушения коммуникации и воображения. Данная триада нарушений не позволяет детям с РАС успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях, вступать в коммуникацию со сверстниками и социализироваться. В условиях инклюзивного образования необходимо находить новые пути решения данных проблем [5].
При построении коррекционно-развивающих занятий с детьми с расстройством аутистического спектра необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Так, если РАС осложнено умственной отсталостью или детской шизофренией, у ребенка могут наблюдаться снижение когнитивных способностей (нарушения мыслительной и речемыслительной деятельности, снижение высших психических функций), особенности эмоционально-волевой сферы (расторможенность, нарушения внимания, агрессия и аутоагрессия, негативизм), нарушение речевой функции, вплоть до полного речевого мутизма, нарушения в формировании коммуникативной функции речи, как основы для социального взаимодействия [6].
Коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми должна быть направлена на вовлечение их в процесс учебной деятельности, на развитие у них коммуникативных способностей и навыков социального взаимодействия.
При планировании занятия с ребенком с РАС необходимо учитывать его быструю истощаемость, поэтому, необходимо подобрать такой темп и ритм занятия, который будет комфортен для ребенка. Если у ребенка наблюдается синдром гиперактивности, необходимо включать в процесс занятия больше двигательной активности. Особенно важным является возможность использования визуального расписания, которое помогает ребенку ориентироваться в процессе занятия, планировать дальнейшие действия, определять продолжительность занятия, его начало и конец. Визуальное расписание помогает ребенку с РАС снизить тревожность, возбудимость, хаотичность в действиях [5].
Во время самого занятия необходимо четко дозировать вербальные и невербальные инструкции, опираясь на уровень сформированности понимания речевых инструкций у ребенка с РАС. В большинстве случаев, когда уровень импрессивного словаря находится на ситуативном или номинативном уровне, инструкции должны быть краткими, четкими, отражать основную суть задания.
Наглядный материал должен быть представлен в виде различных картинок, реалистичных игрушек, а также наглядных пособий, соответствующих единому государственному стандарту.
Наличие у ребенка двигательных нарушений, моторной неловкости, нарушений праксиса и подражательной сферы предполагают непосредственную физическую помощь в формировании новых функций и навыков. Обязательным являются включение в процесс занятия динамической паузы, которая позволяет ребенку снизить когнитивное и психоэмоциональное возбуждение, снять мышечный тонус, переключиться с учебной деятельности на физическую [1, 2].
Важную роль в процессе коррекционно-развивающих занятий играют позитивные и негативные подкрепления, формирующие дальнейшее поведение ребенка. Для успешного овладения новыми навыками необходимо строго соблюдать понятия «нельзя — можно» и иерархию между специалистом — родителем — ребенком. Каждое успешно выполненное задание позитивно подкрепляется педагогом, что формирует у ребенка правильное учебное поведение [4].
Необходимо учитывать, что детям с расстройством аутистического спектра необходимо гораздо более продолжительное время для установления контакта с педагогом, принятия правил, установленных на занятии по сравнению с его нормотипичными сверстниками [5].
Заключение. Вмировом образовательном пространстве существует множество методик по работе с детьми с расстройством аутистического спектра, однако самое сложное — применить эти методы на практике [6, 7]. Именно поэтому так важна систематизация данных методов, а также дальнейшее практическое изучение данной проблемы.
Следует отметить, что работа по большинству методик ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей лиц данной категории, но она в меньшей степени отражает процессы включения таких детей в общественную среду. Преимущественно работа направлена на индивидуальную адаптацию личности в близлежащем пространстве и обучение минимальным процессам самообеспечения жизненно важных функций. Данную проблему, в том или ином ключе, отмечают ряд отечественных и зарубежных авторов, обращается внимание на наличие у детей и подростков с аутизмом гораздо большего потенциала к развитию взаимодействия с обществом [1, 3, 7].
Наиболее целесообразным вектором для решения проблем обучения и социализации людей с РАС видится построение системной и комплексной работы, основанной на принципах развития междисциплинарного взаимодействия между педагогами, реабилитологами, коррекционными педагогами и специалистами разных областей жизнедеятельности, а также в тесной интеграции образовательных и социальных институтов.
Кроме этого, необходимо качественно повышать уровень знаний специалистов общественно-социальных организаций к открытому взаимодействию с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра. Сотрудники любой организации, будь то магазин или банк, должны знать, как взаимодействовать с такими детьми и взрослыми. Одним из инструментов в решении этого вопроса является включение вузами в программы подготовки студентов тематических дисциплин и инклюзивных мероприятий, направленных на формирование у будущих работников любой сферы таких компетенций как: инклюзивная грамотность, социальная и волонтерская активность, общие знания в области особенностей развития детей различных нозологических групп, правила взаимодействия с лицами, имеющими особые потребности.
Литература:
- Баенская Е. Р., Никольская О. С. Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом// Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2019, № 39.
- Воробьева Д. В. Понятие психологической и профессиональной готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. 10 международной научно-практической конференции. Часть 1. Новосибирск: СибАК, 2011: С. 23–27
- Додзина О. Б. Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом// Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2008, № 12.
- Никольская О. С., Веденина М. Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом// Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2014, № 18.
- Рудик О. Как помочь аутичному ребенку. Методическое пособие. — М.: Владос, 2014. 14 с.
- Miller A. The Miller Method: Developing the Capacities of Children on the Autism Spectrum. Philadelphia, PA: Jessica Kingsley Publishers, 2007. P. 320
- Sanchack Kristian E., Craig A Thomas. Autism Spectrum Disorder: Primary Care Principles, 2016. Dec.15; 94(12): Р. 972–979.
Ключевые слова
обучение, дошкольники, коррекционно-развивающая работа, расстройство аутистического спектраПохожие статьи
Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...
Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности
Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...
Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе
В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...
Подготовка к обучению грамоте детей с дизартрией
Ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения реч...
Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматривается опыт определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Автор делится своим наблю...
Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...
Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития
В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...
Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особ...
Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста
«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание...
Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...
Похожие статьи
Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...
Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности
Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...
Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе
В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...
Подготовка к обучению грамоте детей с дизартрией
Ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения реч...
Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматривается опыт определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Автор делится своим наблю...
Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...
Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития
В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...
Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особ...
Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста
«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание...
Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...