В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с РАС, раскрываются особенности взаимодействия ребенка с аутизмом с окружающим миром.
Ключевые слова: ребенок, расстройство, спектр, логопедическая работа, РАС.
Расстройство аутистического спектра рассматривается как совокупность психологических особенностей, включающих набор аномальных поведенческих реакций и часто повторяющихся актов специфического поведения, приводящих к затруднению в установлении социальных связей и коммуникативному взаимодействию. При расстройстве аутистического спектра отмечаются аффективно-волевые нарушения, шизоидный характер поведения, обусловленный недоразвитием активизирующих, энергогенерирующих систем ствола головного мозга [3,39].
Согласно исследованиям, наблюдается тенденция к увеличению численности детей, имеющих расстройства аутистического спектра. Несмотря на возможные расхождения в цифрах статистики, можно сделать вывод о том, что аутизм как явление распространяется достаточно быстрыми темпами [2,106].
Существует достаточное количество исследований природы и механизмов возникновения расстройств аутистического спектра (Баенская Е. Р., Башина В. М., Никольская О. С., Либлинг М. М., Хаустов А. В.), однако остаются недостаточно изученными вопросы развития коммуникативной стороны речи детей с РАС [5,2].
Анализ литературных данных показал, что существует несколько классификаций детского аутизма, и вместе с тем отмечается недостаточная четкость понятийного аппарата в определении отклонений аутистического спектра. Так же, актуальными являются вопросы выбора способов реализации коррекционной помощи, направленной на развитие и формирование коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом.
Выделяют две основные концепции, касающиеся развития коммуникативных навыков у детей с РАС. Согласно концепции зарубежных исследователей, нарушения в области коммуникации у детей с аутизмом является следствием когнитивных недостатков. Отечественные авторы рассматривают нарушение коммуникации как следствие аффективных расстройств. Аффективные расстройства представляют собой психические нарушения, проявляющиеся изменением динамики естественных человеческих эмоций или чрезмерным их выражением. В классификации DSM объединяют группу диагнозов, где основным признаком предполагается нарушение эмоционального состояния [6,32].
Недостаточная сформированность коммуникативных навыков является одним из характерных признаков расстройства аутистического спектра, так как дети не используют речь в качестве средства коммуникации между людьми, не задают вопросы и не отвечают на них. Подобное специфическое речевое поведение приводит к социальной изоляции.
Разнообразие форм РАС, сложность определения коррекционно-воспитательного маршрута, говорит о том, что это не только вопрос медицинского спектра, но и серьезная социальная психолого-педагогическая проблема. Аутизм проявляется в нарушении формирования эмоциональных связей и процесса взаимодействия с внешним миром. Соответственно, основной характеристикой развития речи детей с РАС является ее недостаточная коммуникативная направленность: от полного ее отсутствия до использования речи в специфическом контексте.
К речевым особенностям детей с РАС можно отнести часто вычурное, скандированное произношение слов, специфическую интонацию, называние себя и близких людей во втором или третьем лице. Отмечается отсутствие реакции на обращенную речь, неспособность понять абстрактные понятия, шутки и метафоры, использование ответов вне контекста диалога. Трудности в распознавании эмоций других людей, отсутствие эмпатии так же приводят к нарушению социального взаимодействия рассматриваемой группы детей.
Поведение детей с РАС так же характеризуется рядом особенностей. Наблюдается наличие стереотипий в поведении, повышенный интерес к объектам, не имеющим логического и игрового назначения. Используемый материал служит источником аутостимуляции, процесс игровой деятельности ограничивается однотипными повторяющимися действиями, а следовательно восприятие мира ограничено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей с расстройством аутистического спектра нарушена система приспособления к миру, которая проявляется в специфических влечениях и пристрастиях, неспособности компенсировать недостаток языковых средств, другими средствами общения, нарушение игровой деятельности [3,40].
Независимо от уровня развития речи, дети с расстройством аутистического спектра не используют речь в качестве средства взаимодействия с окружающим миром.
В настоящее время в работе с детьми с расстройством аутистического спектра используются диагностические схемы, которые опираются на оценку трех ключевых нарушений:
− качественное ухудшение ситуации в сфере социального взаимодействия;
− качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации, а также развития воображения;
− узкий круг видов активности и интересов.
Согласно концепции В. В. Лебединского и О. С. Никольской, ребенок с расстройством аутистического спектра вынужден приспосабливаться к особым патологическим для него условиям, которые обусловлены его биологической недостаточностью.
Таким образом, отмечается наличие двух патогенных факторов, которые провоцируют самозащиту ребенка от внешнего мира:
− сниженный жизненный тонус не дает возможности активно взаимодействовать с окружающим миром;
− снижение порога аффективного дискомфорта при взаимодействии со средой, которое проявляется в болезненных реакциях на обычные раздражители.
Исходя из вышесказанного можно предположить, что аутизм характеризуется включением защитных механизмов, позволяющих ребенку установить относительно стабильные, хотя и патологические взаимоотношения с миром.
Так же, ряд авторов отмечает наличие специфического дисбаланса в усвоении информации у детей с аутизмом, что проявляется в нарушении процесса переработки информации и сведению ее в единую картину мира, связанную общим контекстом.
Несмотря на то, что авторы исследований предлагают использовать традиционные логопедические методики обследования и развития речи, предложенные схемы не адаптированы к работе по обследованию речевой компетенции детей с РАС. Таким образом, вопрос о необходимости создания методов диагностики, а следовательно, и выборе методов коррекции речевого развития детей с РАС, является на сегодняшний день по-прежнему актуальным.
В процессе коррекционной работы предполагается формирование вербальных и невербальных средств коммуникации, использованию альтернативных коммуникативных систем. Следует отметить, что дошкольники с РАС способны понять и обозначить предмет, однако несколько фрагментарно, с использованием дополнительных стимулов, побуждающих к выполнению речевой инструкции и активизации внимания. При наличии чрезмерного намерения получить желаемое, ребенок с расстройством аутистического спектра предпринимает некоторые попытки использовать речь для обращения. В целом же речь используется редко и безынициативно [5,3].
Современные реалии развития мира требуют включения ребенка с РАС в систему общего образования. В связи с этим специалисту необходимо понимать специфику нарушения с целью осмысления методов и приемов работы с данной категорией детей.
Речевое развитие детей с аутизмом вариативно. Если у одной группы детей отмечаются лишь вокализации, то другая группа способна к развернутым монологическим высказываниям. Однако общим для всех групп детей отмечается тот факт, что речь не используется детьми с аутизмом для коммуникации, чаще выступая одной из форм аутостимуляции.
Исходя из этого, становится очевидным, что при разработке стратегии речевой помощи детям с расстройством аутистического спектра должна учитываться специфика их речевого развития.
Таким образом, выделяют следующие этапы логопедической работы:
- Установление устойчивого эмоционального контакта.
- Провокация (растормаживание речи).
- Расширение, обогащение и осмысление высказываний.
- Собственно коррекционная работа.
Этап установления устойчивого эмоционального контакта является подготовительным этапом. Данный этап считается освоенным, когда ребенок с РАС может спокойно зайти в кабинет специалиста, способен принять предлагаемые задания.
Этап растормаживания (провокации) речи представляет собой вызывание речи через эмоциональное стимулирование. Предполагается использование эмоциональных и тактильных игр, повторение речевых шаблонов за ребенком, предоставление речевого образца.
Этап обогащения, расширения и осмысления высказываний проходят дети, показывающие возможность выхода к развернутой речи. В ином случае используется метод альтернативной коммуникации [1,4].
Принцип построения логопедической работы с ребенком с расстройством аутистического спектра предполагает движение от общего к частному. Например, от речевой ситуации к слову при расширении словаря. И от слова к букве при обучении грамоте.
В процессе коррекционной работы предполагается формировать вербальные и невербальные средства коммуникации, обучение использованию альтернативных коммуникативных систем. Предполагается использование игровых технологий с предъявлением правильного речевого образца. Также необходимо учитывать трудности осмысленного переноса полученных знаний и умений в область практического применения. Например, знакомство с новыми словами вне коммуникативной ситуации приводит к тому, что речевой материал усваивается механически и не используется в реальных ситуациях.
Учитывая специфику речевого развития детей с расстройством аутистического спектра, можно выстраивать собственно логопедическую работу. При этом специалисту необходимо ориентироваться в поведенческих стереотипах ребенка, избегать ситуаций, провоцирующих агрессия, не использовать прямых вопросов, слов с переносным значением. Весь материал, который отрабатывается на занятии, должен быть связан с личным опытом ребенка и включен в коммуникативную ситуацию. Так же отмечается целесообразность взаимодействия всех специалистов, работающих с ребенком, а также активное вовлечение в коррекционно-воспитательное пространство членов семьи ребенка с расстройством аутистического спектра.
Отмечается, что структура коррекционного занятия по развитию коммуникативных навыков должна быть гибкой, учитывая интересы и потребности ребенка [4,5].
Таким образом, знание основных маркеров расстройства аутистического спектра должно стать основой в системе психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. Нарушение коммуникативного развития является одним из базовых нарушений, которое определяет общее психическое развитие ребенка с РАС и усугубляет его дезадаптацию. Существуют разные подходы к проблеме развития коммуникативных функций речи у детей с расстройством аутистического спектра. Однако ни один из них нельзя рассматривать как универсальный в связи с большой вариативностью проявлений индивидуальных особенностей коммуникативного развития детей с аутизмом. Процесс формирования социальной активности у детей с аутизмом зависит от их физических, психических особенностей, особенностей эмоционально-волевой сферы. Приобретенный опыт коммуникативного взаимодействия аутичного ребенка с взрослым необходимо постепенно переносить в условия общения со сверстниками в малой группе.
Литература:
- Блажевич, А. В. Специфика логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра / А. В. Блажевич. — Текст: электронный // https://elibrary.ru: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38572764 (дата обращения: 01.10.2020).
- Димитрошкина, Л. И. Новая теория о причинах возникновения аутизма / Л. И. Димитрошкина. — Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. — 2019. — № № 11–2 (65). — С. 106–111.
- Ефремова, М. С. Типовые проявления нарушений коммуникаций у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивной среды / М. С. Ефремова. — Текст: непосредственный // Изучение и образование детей с различными формами дизоногенеза в условиях реализации ФГОС. Сборник всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. —:, 2017. — С. 38–40.
- Курбангалиева, О. Р. Формирование коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра / О. Р. Курбангалиева. — Текст: электронный // https://elibrary.ru: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 23650384 (дата обращения: 01.10.2020).
- Кренева, Е. С. Современный подход к проблеме изучения аутистических расстройств / Е. С. Кренева. — Текст: электронный // https://elibrary.ru: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 22621217 (дата обращения: 01.10.2020).
- Хаустов, А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: специальность 13.00.03 «коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Хаустов Артур Валерьевич; Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Институт Повышения квалификации и переподготовки работников народного образования московской области. — Москва, 2005. — 176 c. — Текст: непосредственный.