Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 24.04.2020

Статья просмотрена: 3198 раз

Библиографическое описание:

Юнда, Л. А. Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации / Л. А. Юнда, И. А. Халанская, М. В. Прохоренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5164/ (дата обращения: 16.12.2024).



Встатье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых дефектов. Полученные на эмпирическом этапе данные говорят за эффективность интегрированных коррекционных занятий учителя логопеда и воспитателей дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: коррекция, тяжелые нарушения речи, дошкольники, интегрированные занятия, исследование.

Введение. Одной из самых актуальных проблем XXI века стало увеличение числа детей с нарушениями в развитии когнитивной сферы. В первую очередь — это нарушения речевого развития.

Теоретические положения логопедии о характере речевого и психофизиологического развития детей с речевой патологией рассмотрены в трудах Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Т. Б. Филичевой, Ю. Я. Флоренской, Г. В. Чиркиной и др.

Научные труды, основывающиеся на коммуникативно-деятельностном подходе к коррекции речи при ее тяжелом недоразвитии, представлены Л. И. Беляковой, Т. Н. Волковской, О. Е. Грибовой, Л. В. Лопатиной и др.

Представители науки в области дефектологии наблюдают общее снижение речевых и языковых возможностей у детей. Процессы формирования речевых навыков, осознание языковой реальности, сформированность лексико-грамматической стороны речи у многих детей происходит с опозданием или оказывается нарушенными.

Е. Г. Мункуева, анализируя результаты констатирующего эксперимента, делает вывод, что большинство детей с дефектами речи имеют нарушения многих психических функций, в том числе, симультанного анализа и синтеза, сукцессивного анализа и синтеза, зрительно-пространственных функций, лексико-грамматического строя речи [2].

Cовременные учения об особенностях психического дизонтогенеза при нарушениях речевого развития отражены в научных изысканиях Т. В. Ахутиной, А. Н. Корнева, В. В. Лебединского, И. Ю. Левченко, K. Durkin, E. L. Grigorenko, C. Njiokiktjien, R.Plomin и др.

Ученые в области логопедии и дефектологии уделяют большое внимание изучению методов коррекции речевых нарушений (А. А. Алмазова, Т. Г. Богданова, Т. Н. Волковская, О. Е. Грибова, О. Б. Иншакова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, О. Г. Приходько, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.).

Изучение теоретико-методологической основы логопедической и педагогической коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников позволило сформулировать цель исследования — обоснование использования интегрированных форм коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях детского сада.

Объект исследования — речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования — корригирующее воздействие на дошкольников с ТНР.

Гипотеза исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста с ТНР отличается рядом особенностей, характеризующих структуру и уровень сформированности основных лексико-грамматических навыков. Использование интегрированных занятий, в том числе, с использованием электронных образовательных ресурсов может быть эффективным в условиях дошкольной образовательной организации.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы с ТНР МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области. Всего участвовало 19 дошкольников. Исследование началось в 2017 году.

Методы исследования: психологическая диагностика; логопедическая диагностика; социально-педагогическая диагностика.

При планировании коррекционных занятий обращалось внимание на клинико-педагогическую классификацию: функциональная и механическая дислалия; дисфония; брадилалия; тахилалия; логоневрозы и логофобии; ринолалия; дизартрия; алалия; афазия, дислексия.

Методы коррекции: сенсомоторная коррекция; дидактические игры; логопедические упражнения с ЭОР; физические упражнения и логопедическая ритмика [4]; сказкотерапия; песочная терапия; игровая деятельность; дыхательная гимнастика; здоровьесберегающая педагогика.

Результаты и их обсуждение

Разработанная схема коррекционных занятий выглядит следующим образом:

– диагностический этап — логопедическое и психологическое обследование;

– подготовительный этап — формирование умения по опознанию звука в речевом потоке; формирование артикуляционных навыков; развитие диафрагмального дыхания; формирование голоса, тренировка связок;

– формирование произносительных умений — постановка и автоматизация звука; дифференциация;

– формирование навыков общения — диалогическая речь; монологическая речь; музыкальное развитие; физическое развитие.

Принципы коррекционной работы: принцип системности коррекционных задач; принцип единства диагностики и коррекции; деятельностный принцип коррекции, определяющий тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ребенка; учет индивидуальных особенностей личности ребенка; принцип динамичности восприятия; принцип продуктивной обработки информации; ринцип учета эмоциональной окрашенности логопедического и педагогического материала.

Сравнительный анализ коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях детского сада

Таблица 1

Методы коррекции

2018г.

2019г.

2020г.

«Галка и ворона» (спутанные слова)

Успешность давалась с трудом. На четвертом объекте (галка) результат приблизился к <1.

Успешность с четвертого объекта. Успешность мало мотивировала на успех. Результат 1.

Успешность с третьего объекта. Успешность мотивировала на успех. Результат 2.

«Дыхательная ритмика», логоритмика

Выполнено успешно. Результат 1.

Выполнено успешно

Результат 2.

Выполнено успешно

Результат 3.

«Дыхательная зарядка» с использованием ЭОР

Диафрагмальное дыхание не всегда полноценное. Результат <1.

Диафрагмальное дыхание иногда неполноценное, чередуется с грудным. Результат 1.

Диафрагмальное дыхание иногда неполноценное, чередуется с грудным.

Результат 2.

Темпоритмика (чтение и заучивание четверостишья)

Успешность низкая (в сравнении с нормой)

Успешность ниже среднего уровня (в сравнении с нормой)

Успешность среднего уровня (в сравнении с нормой)

«Глазодвигательная гимнастика» (сенсомоторная коррекция)

Успешность среднего уровня

Успешность выше среднего уровня

Успешность выше среднего уровня

«Холодно-жарко», «Высоко — низко», «Далеко близко»

Продуктивность третьего воспроизведения

Продуктивность второго воспроизведения

Продуктивность первого воспроизведения

«Неваляшки»

Общая успешность

Общая успешность

«Реципрокная координация» (Ребро, ладонь, кулак)

Успешность освоения программы < 0,8

Успешное освоение двигательной программы <0,9

Успешное освоение двигательной программы <1

Формирование произносительных умений

Продуктивность четвертого правильного воспроизведения

Продуктивность третьего правильного воспроизведения

Продуктивность второго правильного воспроизведения

Проведенное исследование показало, что коррекция тяжелых нарушений речи компенсирует нарушения психического развития ребенка. Данные таблицы отражают динамику речевого развития дошкольников с ТНР. Использованные интегрированные методы логопедической и педагогической коррекции помогают восстанавливать баланс между сенсорной и речевой сферой. Успешное развитие обеих сфер является результатом интегрированной коррекции. Наилучший результат в коррекционной программе отмечен в графе «Глазодвигательная гимнастика» (сенсомоторная коррекция). Самые низкие показатели по распознаванию речи и построению сложных грамматических конструкций (упражнение «Галка и Ворона»)

Выводы. Полученные экспериментальные данные позволяют конкретизировать принципы коррекционной деятельности с учетом анализа проводимой контрольной диагностики.

Несмотря на то, что этот возраст подготовительной к школе группы является критическим для развития возрастных образований, обеспечивающих высшие психические функции, полученные результаты позволяют предположить, что в период шестилетнего возраста наиболее высокие темпы коррекции речи наблюдаются у половины дошкольников. Это также дает основание предположить, что у детей с положительной динамикой в развитии и коррекции речи при помощи использования интегрированной коррекции можно добиться более высоких показателей в развитии когнитивных процессов.

Литература:

  1. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Либроком, 2014. — 224 с.
  2. Мункуева Е. Г. Вопросы диагностики, профилактики и коррекции дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Научный альманах. — 2019 · N 1–2(51) с. 202–204.
  3. Пиаже, Ж. Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М.: Римис, 2008. — 416 с.
  4. Якубович М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с ТНР методами физического воспитания. Владос, 2017. — 279 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелое нарушение речи, коррекционная работа, детский сад, дошкольная образовательная организация, дошкольник, занятие, метод коррекции, нарушение, речевое развитие.

Похожие статьи

Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникати...

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО

В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО. Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях р...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития

В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учрежден...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Похожие статьи

Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникати...

Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО

В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО. Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях р...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития

В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учрежден...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Задать вопрос