Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Федотова, К. В. Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра / К. В. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93551/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье представлены результаты диагностики и определены направления коррекционно-логопедической работы по формированию экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: экспрессивная речь, нарушение речи, расстройство аутистического спектра, дошкольники, уровень сформированности, результаты исследования.

По данным Всемирной организации здравоохранения за 2021 год, 1 из 160 детей (преимущественно мальчики) по всему миру страдает расстройством аутистического спектра. В своих трудах Никольская О.С характеризует расстройство аутистического спектра как системное нарушение психического развития ребенка, которое проявляется в нарушении развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, в становлении аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии [1, с. 6]. Многие отечественные и зарубежные ученые (Баенская Е. Р., Никольская О. С., Firth U и др.) в своих трудах отмечали, что одной из главных проблем является недостаточная, а иногда и полная несформированность навыков речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра.

У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается специфическое развитие экспрессивной речи, которое обусловлено искажением восприятия мира с помощью анализаторных систем: зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильного восприятия. Эти дети не способны интегрировать получаемую сенсорную информацию для понимания точной картины их окружения. Дети способны произносить отдельные звуки или слова, но они не связывают их с конкретным предметом. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., отмечают, что особенности развития речи у детей с РАС связаны с невозможностью активно взаимодействовать с окружающей средой из-за нарушения аффективной сферы детей [3, с. 22].

Для выявления уровня сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра было проведено экспериментальное исследование на базе «Ассоциации логопедов Тюменской области». Целью данного исследования являлось выявление уровня сформированности экспрессивной речи у ребенка младшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. В исследовании принял участие один ребенок в возрасте 4 лет. Логопедическое заключение: ОНР I уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией тяжелой степени, расстройство аутистического спектра. Обследование проводилось по методике Хаустова А.В [2, с. 73].

Для проведения исследования были выделены основные критерии, показатели, индикаторы. Критериями являются: речевая инициатива, речевая коммуникация, речевые действия, сообщение информации, запрос информации, а показатели отражают уровень сформированности каждого критерия. Критерии, показатели и индикаторы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и индикаторы оценки сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством экспрессивной речи

Критерии

Показатели

Индикаторы

Речевая инициатива

Выражение просьб

2 балла — самостоятельно выражает просьбу, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко выражает просьбу, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не выражает просьбу информацию.

Речевая коммуникация

Социально-ответная реакция

2 балла — самостоятельно дает ответную реакцию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко дает ответную реакцию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не дает ответную реакцию.

Речевые действия

Комментирование

2 балла — самостоятельно дает комментарии, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко дает комментарии, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не дает комментарии.

Сообщение информации

2 балла — самостоятельно сообщает информацию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко сообщает информацию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не сообщает информацию.

Запрос информации

2 балла — самостоятельно запрашивает информацию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко запрашивает информацию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов– не запрашивает информацию.

Каждый критерий и показатель оценивался отдельно на основе качественно-количественной оценки. Для количественной оценки сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра использовалась бальная система: «0» — навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный навык; «1» — навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный навык (с близкими, со взрослыми, только дома) или использует частично — с подсказкой; «2» — навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях — в разных местах, с разными людьми. Результаты оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки уровня сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра

Критерии

Качественные показатели

Количество набранных баллов

Максимальное количество баллов

Речевая инициатива

Выражение просьб

1

2

Речевая коммуникация

Социально-ответная реакция

1

2

Речевые действия

Комментирование

0

2

Сообщение информации

1

2

Запрос информации

0

2

Общее количество баллов:

3

10

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что сформированность экспрессивной речи ребенка находится на низком уровне. Ребенок не выражает свои желания, не просит поесть или попить, не просит повторить действия, которые ему понравились, попросить предмет может только с подсказкой.

Речевая коммуникация ребенка также сформирована недостаточно. Он может откликнуться на свое имя, на приветствие и прощание отвечает жестами — машет рукой, но не может адекватно выразить отказ или согласие на то или иное действие. В большинстве случаев отказ от действия сопровождался игнорированием просьбы о совершении действия или вокализацией.

В сравнительном отношении лучше всего сформирован навык сообщения информации. Ребенок может ответить на вопрос «Что это?», «Кто это?», «Какой?» используя преимущественно слоги. Например, вместо «собака» ребенок говорит «ап-ап», а вместо «синий» говорит «си». Но ребенок не отвечает на вопросы о действиях, которые он собирается совершить или уже совершил. Также не может определить принадлежность предметов, не отвечает на вопрос «Чей?».

Полностью не сформированы навыки речевого действия и запроса информации. В процессе обследования ребенок ни разу не прокомментировал свои действия, действия персонажей, неожиданные события (упала башенка), не привлекал к себе внимание, не задавал вопросов о предмете, действиях, о его местонахождении.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно прийти к выводу о том, что для дошкольников с расстройством аутистического спектра необходимо разработать направления дальнейшей коррекционной работы по формированию экспрессивной стороны речи.

Нами были определены следующие направления коррекционной работы по формированию экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Первое направление — формирование навыка сообщения информации. Оно содержало: формирование и закрепление навыка сообщения информации (отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Какой?», «Чей?», «Где?», «Что ты делал?», «Что ты будешь делать?»). В ходе занятий были использованы предметы и действия, которые нравятся ребенку больше всего для мотивации давать ответы на задаваемые вопросы.

Второе направление — формирование навыка речевой коммуникации. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка социально-ответной реакции (отклик на свое имя, адекватное выражение отказа от предмета или деятельности, ответ на приветствие взрослых, адекватное выражение согласия) с помощью моделирования ситуаций для социально-ответной реакции, использование дидактических игры, игрушек и предметов, которые вызывают у ребенка позитивную и негативную реакцию.

Третье направление — формирование навыка речевой инициативы. Оно содержало: занятия по формированию и закрепление навыка выражения просьб (попросить поесть или попить, любимую игрушку, понравившееся действие, помощи, перерыв) с помощью моделирования ситуаций для выражения просьб с использованием любимых игрушек ребенка.

Четвертое направление — формирование навыка речевых действий. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка комментирования (дать комментарий на неожиданное событие, комментировать различных персонажей и их действия, комментировать окружающие предметы их свойства и действия, комментировать собственные действия). В ходе занятий были использованы дидактические игры, предметы, которые нравятся ребенку, а также были смоделированы ситуации для комментирования ребенком происходящего.

Пятое направление — формирование навыка запроса информации. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка запроса информации (привлечь внимание адекватным способом, задать вопрос о предмете, его действиях, местонахождении). В ходе занятий были смоделированы ситуации для запроса информации ребенком, а также были включены игрушки и предметы, которые нравятся ребенку.

Литература :

  1. Никольская О. С., Розенблюм С. А. Дети с расстройством аутистического спектра. — М.: Просвещение, 48 с.
  2. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. — М.: ЦПМССДиП, 88 с.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 5-е изд., стер. — М.: Теревинф. 2009, 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспрессивная речь, ребенок, балл, расстройство, речевая коммуникация, спектр, действие, запрос информации, подсказка взрослого, помощь взрослого.


Ключевые слова

дошкольники, нарушение речи, уровень сформированности, расстройство аутистического спектра, экспрессивная речь, результаты исследования

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Специфика коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень ...

Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

В статье представлен анализ исследования особенностей сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, выделены уровни освоения социально-бытовых навыков у младших ...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Специфика коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень ...

Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

В статье представлен анализ исследования особенностей сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, выделены уровни освоения социально-бытовых навыков у младших ...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...

Задать вопрос