В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье представлены результаты диагностики и определены направления коррекционно-логопедической работы по формированию экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: экспрессивная речь, нарушение речи, расстройство аутистического спектра, дошкольники, уровень сформированности, результаты исследования.
По данным Всемирной организации здравоохранения за 2021 год, 1 из 160 детей (преимущественно мальчики) по всему миру страдает расстройством аутистического спектра. В своих трудах Никольская О.С характеризует расстройство аутистического спектра как системное нарушение психического развития ребенка, которое проявляется в нарушении развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, в становлении аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии [1, с. 6]. Многие отечественные и зарубежные ученые (Баенская Е. Р., Никольская О. С., Firth U и др.) в своих трудах отмечали, что одной из главных проблем является недостаточная, а иногда и полная несформированность навыков речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра.
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается специфическое развитие экспрессивной речи, которое обусловлено искажением восприятия мира с помощью анализаторных систем: зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильного восприятия. Эти дети не способны интегрировать получаемую сенсорную информацию для понимания точной картины их окружения. Дети способны произносить отдельные звуки или слова, но они не связывают их с конкретным предметом. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., отмечают, что особенности развития речи у детей с РАС связаны с невозможностью активно взаимодействовать с окружающей средой из-за нарушения аффективной сферы детей [3, с. 22].
Для выявления уровня сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра было проведено экспериментальное исследование на базе «Ассоциации логопедов Тюменской области». Целью данного исследования являлось выявление уровня сформированности экспрессивной речи у ребенка младшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. В исследовании принял участие один ребенок в возрасте 4 лет. Логопедическое заключение: ОНР I уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией тяжелой степени, расстройство аутистического спектра. Обследование проводилось по методике Хаустова А.В [2, с. 73].
Для проведения исследования были выделены основные критерии, показатели, индикаторы. Критериями являются: речевая инициатива, речевая коммуникация, речевые действия, сообщение информации, запрос информации, а показатели отражают уровень сформированности каждого критерия. Критерии, показатели и индикаторы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии, показатели и индикаторы оценки сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством экспрессивной речи
Критерии |
Показатели |
Индикаторы |
Речевая инициатива |
Выражение просьб |
2 балла — самостоятельно выражает просьбу, не нуждается в помощи взрослого; 1 балл — редко выражает просьбу, нуждается в подсказке взрослого; 0 баллов — не выражает просьбу информацию. |
Речевая коммуникация |
Социально-ответная реакция |
2 балла — самостоятельно дает ответную реакцию, не нуждается в помощи взрослого; 1 балл — редко дает ответную реакцию, нуждается в подсказке взрослого; 0 баллов — не дает ответную реакцию. |
Речевые действия |
Комментирование |
2 балла — самостоятельно дает комментарии, не нуждается в помощи взрослого; 1 балл — редко дает комментарии, нуждается в подсказке взрослого; 0 баллов — не дает комментарии. |
Сообщение информации |
2 балла — самостоятельно сообщает информацию, не нуждается в помощи взрослого; 1 балл — редко сообщает информацию, нуждается в подсказке взрослого; 0 баллов — не сообщает информацию. |
|
Запрос информации |
2 балла — самостоятельно запрашивает информацию, не нуждается в помощи взрослого; 1 балл — редко запрашивает информацию, нуждается в подсказке взрослого; 0 баллов– не запрашивает информацию. |
Каждый критерий и показатель оценивался отдельно на основе качественно-количественной оценки. Для количественной оценки сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра использовалась бальная система: «0» — навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный навык; «1» — навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный навык (с близкими, со взрослыми, только дома) или использует частично — с подсказкой; «2» — навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях — в разных местах, с разными людьми. Результаты оценки представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки уровня сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра
Критерии |
Качественные показатели |
Количество набранных баллов |
Максимальное количество баллов |
Речевая инициатива |
Выражение просьб |
1 |
2 |
Речевая коммуникация |
Социально-ответная реакция |
1 |
2 |
Речевые действия |
Комментирование |
0 |
2 |
Сообщение информации |
1 |
2 |
|
Запрос информации |
0 |
2 |
|
Общее количество баллов: |
3 |
10 |
|
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что сформированность экспрессивной речи ребенка находится на низком уровне. Ребенок не выражает свои желания, не просит поесть или попить, не просит повторить действия, которые ему понравились, попросить предмет может только с подсказкой.
Речевая коммуникация ребенка также сформирована недостаточно. Он может откликнуться на свое имя, на приветствие и прощание отвечает жестами — машет рукой, но не может адекватно выразить отказ или согласие на то или иное действие. В большинстве случаев отказ от действия сопровождался игнорированием просьбы о совершении действия или вокализацией.
В сравнительном отношении лучше всего сформирован навык сообщения информации. Ребенок может ответить на вопрос «Что это?», «Кто это?», «Какой?» используя преимущественно слоги. Например, вместо «собака» ребенок говорит «ап-ап», а вместо «синий» говорит «си». Но ребенок не отвечает на вопросы о действиях, которые он собирается совершить или уже совершил. Также не может определить принадлежность предметов, не отвечает на вопрос «Чей?».
Полностью не сформированы навыки речевого действия и запроса информации. В процессе обследования ребенок ни разу не прокомментировал свои действия, действия персонажей, неожиданные события (упала башенка), не привлекал к себе внимание, не задавал вопросов о предмете, действиях, о его местонахождении.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно прийти к выводу о том, что для дошкольников с расстройством аутистического спектра необходимо разработать направления дальнейшей коррекционной работы по формированию экспрессивной стороны речи.
Нами были определены следующие направления коррекционной работы по формированию экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Первое направление — формирование навыка сообщения информации. Оно содержало: формирование и закрепление навыка сообщения информации (отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Какой?», «Чей?», «Где?», «Что ты делал?», «Что ты будешь делать?»). В ходе занятий были использованы предметы и действия, которые нравятся ребенку больше всего для мотивации давать ответы на задаваемые вопросы.
Второе направление — формирование навыка речевой коммуникации. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка социально-ответной реакции (отклик на свое имя, адекватное выражение отказа от предмета или деятельности, ответ на приветствие взрослых, адекватное выражение согласия) с помощью моделирования ситуаций для социально-ответной реакции, использование дидактических игры, игрушек и предметов, которые вызывают у ребенка позитивную и негативную реакцию.
Третье направление — формирование навыка речевой инициативы. Оно содержало: занятия по формированию и закрепление навыка выражения просьб (попросить поесть или попить, любимую игрушку, понравившееся действие, помощи, перерыв) с помощью моделирования ситуаций для выражения просьб с использованием любимых игрушек ребенка.
Четвертое направление — формирование навыка речевых действий. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка комментирования (дать комментарий на неожиданное событие, комментировать различных персонажей и их действия, комментировать окружающие предметы их свойства и действия, комментировать собственные действия). В ходе занятий были использованы дидактические игры, предметы, которые нравятся ребенку, а также были смоделированы ситуации для комментирования ребенком происходящего.
Пятое направление — формирование навыка запроса информации. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка запроса информации (привлечь внимание адекватным способом, задать вопрос о предмете, его действиях, местонахождении). В ходе занятий были смоделированы ситуации для запроса информации ребенком, а также были включены игрушки и предметы, которые нравятся ребенку.
Литература :
- Никольская О. С., Розенблюм С. А. Дети с расстройством аутистического спектра. — М.: Просвещение, 48 с.
- Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. — М.: ЦПМССДиП, 88 с.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 5-е изд., стер. — М.: Теревинф. 2009, 288 с.