Актуальность исследования развития волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра при психолого-педагогическом сопровождении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.11.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Пасечник, М. Я. Актуальность исследования развития волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра при психолого-педагогическом сопровождении / М. Я. Пасечник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118801/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме развития волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей развития волевой регуляции у детей с РАС определяется необходимостью оптимизации процесса коррекционно-педагогической работы с такими детьми.

Ключевые слова: волевая регуляция, старший дошкольный возраст, ребенок, развитие, расстройство аутистического спектра

В последние десятилетия наблюдается значительный рост интереса к вопросам, связанным с расстройством аутистического спектра (РАС), особенно в контексте раннего детского развития. Дети старшего дошкольного возраста с РАС сталкиваются с множеством трудностей, которые влияют на их социализацию, эмоциональное развитие и способность к саморегуляции. Одним из ключевых аспектов, требующих особого внимания, является развитие волевой регуляции.

Волевая регуляция — это способность контролировать свои действия, эмоции и поведение в соответствии с поставленными целями. Она включает в себя такие компоненты, как самоконтроль, целеустремленность и настойчивость. У детей старшего дошкольного возраста развитие волевой регуляции имеет особое значение, поскольку именно в этот период формируются основы для дальнейшего обучения и социализации.

В своем труде С. Л. Рубинштейн давал следующее определение волевому действию: «Волевое действие — это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [3].

По мнению В. А. Иванникова, волевая регуляция — это сознательное управление человеком его побуждениями к выполнению определенных действий, выполняющихся, исходя из необходимости и желания индивида [1].

Личностными качествами волевой сферы, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются самообладание, выдержка и самоконтроль. В работе Ю. Т. Глазунова и К. Р. Сидорова выделяются такие личностные качества, характеризующие волевое усилие, как выдержка, организованность, решительность, самостоятельность, смелость [1].

Протекание волевого процесса проходит в простой или сложной форме. Простую форму можно представить в следующей схеме: побуждение (эмоционально окрашенная потребность) → цель (путь удовлетворения потребности) → действие (удовлетворение потребности).

В простой форме чаще проходят привычные действия, автоматизмы (голод, сон и пр.). Сложная форма проходит следующим образом: побуждение → цель → сложный сознательный процесс (осознание и борьба мотивов, последствий, принятие решений, продумывание плана) → действие.

Возникновение воли обусловлено становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который способен сам произвольно определять своё поведение и нести ответственность за него. Существование волевой регуляции в поведении человека предполагает в нем наличие жизни, т. е. его поведение регулируется нравственностью и правом.

Образовательная нагрузка и потребность в радостях жизни вызывает борьбу мотивов. Формирование волевой регуляции на отличном уровне возможно именно в дошкольное время.

Расстройство аутистического спектра представляет собой группу сложных нарушений развития, которые характеризуются проблемами в области социального взаимодействия, коммуникации и поведения. РАС проявляется в различных формах и степени тяжести, что делает его диагностику и коррекцию весьма сложными задачами. Дети с РАС могут испытывать трудности в понимании социальных норм, выражении своих эмоций и установлении контакта с окружающими. Эти аспекты напрямую влияют на их способность к волевой регуляции, что, в свою очередь, может затруднять их адаптацию в обществе.

В старшем дошкольном возрасте, когда происходит активное развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта, дети с РАС особенно нуждаются в поддержке. Исследования показывают, что ранняя интервенция и специализированные программы могут значительно улучшить качество жизни таких детей. Однако для эффективного вмешательства необходимо глубокое понимание механизмов, лежащих в основе волевой регуляции.

Для детей с РАС развитие волевой регуляции может быть затруднено из-за особенностей их восприятия и обработки информации. Они могут испытывать трудности в планировании своих действий, управлении эмоциями и понимании последствий своих поступков. Это может привести к импульсивному поведению и трудностям в взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Исследования показывают, что волевая регуляция может быть развита и улучшена с помощью целенаправленных методов и программ. Использование игровых методик, арт-терапии, сенсорной интеграции и других форм активного обучения может помочь детям с РАС научиться более эффективно управлять своими эмоциями и поведением. Важно, чтобы такие программы были адаптированы с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Актуальность исследований о развитии волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра нельзя переоценить. Понимание механизмов волевой регуляции и разработка эффективных методов ее развития могут значительно улучшить качество жизни детей с РАС и способствовать их успешной социализации. В условиях современного общества, где поддержка и понимание детей с особыми потребностями становятся все более важными, необходимо продолжать исследования в этой области, чтобы обеспечить детям с РАС возможность реализовать свой потенциал и стать полноценными членами общества.

Таким образом, развитие волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра является важной задачей, требующей комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия специалистов в области психологии, педагогики и медицины.

Литература:

  1. Алехина С. В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / С. В. Алехина. М., 2021. — 80 с.
  2. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе. М.: Теревинф, 2013. 216 с.
  3. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии / Л. С. Рубенштейн. СПб.: Питер, 2018. — 713 с
  4. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
  5. Хаустов А. В., Богорад П. Л., Загуменная О. В., Козорез А. И., Панцырь С. Н., Никитина Ю. В., Стальмахович О. В. Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с РАС с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А. В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125 с.
Основные термины (генерируются автоматически): волевая регуляция, старший дошкольный возраст, ребенок, РАСА, борьба мотивов, Волевое действие, действие, поведение, простая форма, сложная форма.


Похожие статьи

Задать вопрос