Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 06.06.2022

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Николаева, А. Э. Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста / А. Э. Николаева, А. В. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 510-512. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92444/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуальные направления применения арт-терапии для коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: арт-терапия, коррекция, дошкольник, коммуникация, взаимодействие.

Все родители и педагоги проявляют естественное желание видеть собственных детей умными, сообразительными, любознательными. Тем не менее, очень часты случаи, когда процесс воспитания и обучения ребенка сопровождается широким перечнем трудностей. Одни проблемы постепенно проходят с возрастом, другие обретают более стойкий характер, что в будущем может перерасти в куда более сложные негативные проявления.

Жизнь каждого человека на любом этапе его развития, в том числе и в дошкольном возрасте, связана с контактами и иными людьми. Потребность в общении — это важнейшая человеческая потребность [2, c. 10]. Общение является главным условием, а также основным способом жизни человека. Только в отношениях с другими людьми, в общении человек может почувствовать, а также понять самого себя, найти свое место.

Коммуникация представляет собой взаимный обмен информацией между партнерами по отношению [2, c. 11]. Она состоит из передачи и приема идей, знаний, чувств, мнений. Универсальным средством коммуникации выступает речь, при помощи которой не просто передается информация, но еще и осуществляется воздействие друга на друга участников совместной деятельности.

Особо большую важность данный вопрос приобретает на современном этапе развития, когда коммуникативное развитие детей становится все более проблематичным. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но также и друг с другом. Живое человеческое общение существенным образом обогащает жизнь детей старшего дошкольного возраста, наполняет их жизнь новыми смыслами, яркими ощущениями. Таким образом, когда возникают проблемы с коммуникативными навыками, однозначно требуется необходимость коррекции коммуникативных взаимоотношений. Учитывая важность коммуникативного взаимодействия и его значение, очевидно, необходимо применять разного рода методики, способы и средства коррекции, в том числе и нового формата, что должно помочь вернуть детей дошкольного возраста к полноценной жизни, помогая им не просто общаться, но и развиваться, ощущать всю жизнь.

Дети, которые мало общаются со своими сверстниками, не принимаются по причине неумения организовать общение, чувствуют себя отвергнутыми и уязвленными, что может в итоге привести к эмоциональному неблагополучию: замкнутости, снижению самооценки, формированию требовании, агрессивному поведению и ряду других негативных проявлений [1, c. 32].

Особую значимость формирование коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста имеет по той причине, что в их жизни в ближайшее время будут происходить изменения, связанные с переходом от старшего дошкольника к младшему школьнику.

Для ребенка творчество — это одна из тех возможностей, которая позволяет проникнуть в собственный внутренний мир, познать себя, наладить при этом общение с другими. Именно творчество обращается к наиболее лучшим аспектам нашей души, к самым богатым и искренним. Когда дети дошкольного возраста рисуют, пишут, лепят их глины, выражают себя во всех оставшихся видах искусства, это позволяет им расслабляться, раскрываться, где коммуникативное взаимодействие превращается в очень простой процесс, не требующий по отношению к себе практически никаких усилий.

Арт-терапия является психотерапевтическим методов, который основан на творческом самовыражении личности и направленна на исцеление психики, самоактуализацию и самопознание [3, c. 64]. Подобный подход может эффективно применяться при лечении неврозов, депрессий, фобий, страхов, для устранения внутренних зажимов и блоков, что не может не делать его важным средством коррекции коммуникативных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Именно арт-терапия дает возможность вынести эту потребность на уровень сознания, на основе чего проявление себя в мире происходит более ярко и полноценно.

Одним из основных преимуществ арт-терапии можно назвать то, что исцеление, развитие потенциала и обретение внутренней гармонии общедоступно для всех, так как этот метод не требует по отношению к себе специальной подготовки, талантов и навыков. Наоборот, они могут только помешать, особенно детям дошкольного возраста, так как задают некие стандарты.

Очевидная необходимость применения в психотерапии и психокоррекции столь мощного эмоционального фактора, которым является творчество и искусство, на современном этапе развития неоспорима.

Сущность арт-терапии состоит в ряде следующих положений: коррекционное и терапевтическое воздействие искусства на человека; рождение креативных потребностей, а также способов их удовлетворения; создание новых позитивных переживаний [4, c. 73].

Несмотря на тот факт, что существует большое количество фактического материала, тем не менее, арт-терапия в теоретическом отношении продолжает оставаться на стадии эмпирических обобщений. Не существует общепринятой теории, которая бы объясняла целительное действие арт-терапии, так как последняя очень сложна по своей сути, содержанию, формам проявления и многим другим критериям.

Положительные физиологическое и физическое влияние арт-терапии на коррекцию коммуникативных взаимоотношений обуславливается тем фактом, что активное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и куда более тонкому дифференцированию идиомоторных актов. В данном случае речь идет о том, что на организм оказывают влияние линии, формы, цвет.

Работы де Фере смогли открыть зависимость силы мускульных сокращений и скорости кровообращения от освещения и цвета [5, c. 12]. В государствах каллиграфического письма, которыми являются Япония и Китая, с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов [5, c. 13]. На современном этапе развития удалось понят, что при этом человек в полной мере расслабляется, у него заметно снижается частота пульса. Конечно же, при подобной физиологической реакции организма, общения, опять-таки, становится более простым, более доступным. Это помогает налаживать коммуникативные взаимоотношения между детьми старшего школьного возраста.

Показания к арт-терапии по вопросу коррекции коммуникативных взаимоотношений довольно обширны. Многоплановое влияние искусства живописи, музыкотерапии предоставляют возможность применять его к детям дошкольного возраста с ранних этапов развития и в самых широких диагностических пределах [3, c. 112].

Арт-терапия может применяться в качестве седативного средства при агрессивных тенденциях и психомоторном возбуждении; она может отвечать за выполнение функций занятости и отвлечения, может облегчить контакт, а также помочь выявить скрытые переживания. Кроме сказанного, арт-терапия может выполнять адаптивные и активизирующие функции, оказывать расслабляющее воздействие, что делает её незаменимым средством коррекции коммуникативного взаимодействия в современных условиях.

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Астрель, 2010. — 256 с.
  2. Детский сад: теория и практика Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста // Журнал. — 2013. — № 3. — С. 13.
  3. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. — М.: БЕК, 2012. — 336 с..
  4. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — М.: Логос, 2016. — 160 с.
  5. Мардер, Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Д. Мардер. — М.: Генезис, 2007. — 143 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, коммуникативное взаимодействие, ребенок, современный этап развития, коммуникативное взаимодействие детей, общение, средство коррекции.


Похожие статьи

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании

Предпринята попытка использования лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников. Обсуждается проблема формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Доказано, что язык является средством взаимодействия коммун...

Возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками

Статья посвящена изучению возможностей личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Разработана модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возрас...

Актуальность исследования развития волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра при психолого-педагогическом сопровождении

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме развития волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей развития волевой регуляции у детей с РАС о...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

В статье описываются проблемы и методы развития у дошкольников коммуникативных способностей и обсуждаются вопросы конфликтологии, применимые к детям. Авторами разработана модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разре...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Похожие статьи

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании

Предпринята попытка использования лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников. Обсуждается проблема формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Доказано, что язык является средством взаимодействия коммун...

Возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками

Статья посвящена изучению возможностей личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Разработана модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возрас...

Актуальность исследования развития волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра при психолого-педагогическом сопровождении

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме развития волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей развития волевой регуляции у детей с РАС о...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

В статье описываются проблемы и методы развития у дошкольников коммуникативных способностей и обсуждаются вопросы конфликтологии, применимые к детям. Авторами разработана модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разре...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Задать вопрос