К вопросу об особенностях развития детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тормозова, Р. В. К вопросу об особенностях развития детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра / Р. В. Тормозова, В. В. Боброва, А. Н. Сакаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 440-444. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119630/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматриваются особенности развития детей раннего возраста с РАС. Должное внимание уделяется нарушениям социально-коммуникативного взаимодействия, игровой деятельности и речевого развития.

Статья основана на анализе научных исследований разных ученых, занимающихся вопросами изучения особенностей детей с РАС. Описаны типичные проявления коммуникативных трудностей, поведенческих стереотипов и реакций на сенсорные стимулы.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, ранний возраст, особенности развития, социально-коммуникативные нарушения.

Одним из приоритетных направлений психолого-педагогических исследований является изучение закономерностей развития детей раннего возраста с РАС.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся трудностями социально-коммуникативного взаимодействия, а также ограниченным и стереотипным набором интересов и занятий. Появление первых признаков РАС характерно в раннем возрасте, что проявляется в психофизических и поведенческих особенностях ребенка.

Рассматривая особенности развития детей раннего возраста с РАС важно отметить характерные нарушения коммуникации и социального взаимодействия. Ученые Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг [1] считают недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков является одним из основных нарушений, которое препятствует успешному развитию, адаптации и социализации ребенка с РАС.

Никольская О. С., Веденина М. Ю. [2] отмечают, что трудности развития социального взаимодействия начинают проявляться в отсутствии «комплекса оживления» в первые месяцы жизни ребенка, трудностях адекватного использования зрительного контакта, мимики и жестов.

Е. А. Хатунцева [3] в свою очередь определяет, что недостаточность коммуникативных способностей детей с РАС связана с общим недоразвитием таких детей. Они испытывают трудности с восприятием своего «Я», распознаваниям эмоционального состояния других людей, что связано с нарушением гностического компонента коммуникации.

В. В. Игнашина [4], акцентируя внимание на эмоциональной сфере детей раннего возраста с РАС, отмечает широкий спектр особенностей аффективного реагирования у данной категории детей, затрудняющего общение и взаимодействие ребенка с окружающими. Таковыми могут являться: проявления повышенной сенсорной чувствительности и возбудимости, трудности адаптации в новых условиях, возникновение страхов, агрессий, негативизма. В. М. Башина [5] подчеркивает, что эмоциональная сфера у данной категории детей неодинакова. Так, одни дети имеют относительно ровный фон поведения, что выражается в хорошем соматическом самочувствии, выраженной улыбки, а другие, в свою очередь, более равнодушны, аффективно неустойчивы.

Проявления речевых нарушений у детей раннего возраста с РАС крайне разнообразны по характеру и динамике. Казахстанские ученые А. К. Сатова, С. А. Умарова [6] утверждают, что у многих детей с РАС речь практически не развивается или ребенок использует звукокомплексы, лепетную речь. В других случаях у ребенка может быть довольно большой словарный запас, однако слова, как правило, лексически не сочетаются между собой. Помимо этого, для детей с РАС характерно позднее появление и неправильное употребление личных местоимений в речи, отсутствие обращения к собеседнику, а также нарушение семантики и грамматического строя речи.

Как отмечают Н. А. Никонова, Ю. Б. Павлова [7], трудности понимания обращенной речи проявляются уже в раннем периоде речевого развития детей, что непосредственно связано с недостаточностью произвольной организации внимания и поведения, низким уровнем словарного запаса, трудностями правильного грамматического оформления высказывания.

Г. С. Оразаева, А. Е. Садакбаева [8] указывают на то, что особенности речевого развития ребёнка связаны с нарушениями коммуникативной функции речи, однообразным использованием речевых средств. Трудности использования речи приводят к возникновения характерных особенностей аутистической речи, таких как повторяющееся воспроизведение одних и тех же звуков, слов, фраз с отсутствием коммуникативной цели, затруднения в понимании смысла речевых высказываний, нарушение диалогической речи.

Е. А. Стребелева [9], изучая особенности развития детей раннего возраста, утверждает, что у детей с РАС не сформированы предпосылки к речевой деятельности, среди которых можно выделить эмоциональное общение со взрослыми и сверстниками, интерес к окружающей действительности, в частности недостаточность фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Российские ученые С. Довбня, Т. Морозова [10] определяют, что у детей с РАС наблюдаются трудности в рецептивной коммуникации, что проявляется в нарушении понимания речи окружающих. В таком случае ребенок не акцентирует внимание на обращение от другого человека, не откликается на свое имя, реагирует лишь на отдельные части сказанного или воспринимает информацию буквально и без учета контекста.

Е. В. Бакутина [11], изучая особенности речевого развития детей с РАС отмечает, что часто у таких детей наблюдается отсутствие лепета и недостаточное развитие подражательных действий, невыполнение простых речевых инструкций. В других случаях проявляются стойкие нарушения звукопроизношения, речевые штампы и эхолалии, замедленный темп речи.

Специфические особенности отражаются в формировании игровой деятельности детей раннего возраста с РАС. Именно через игру осуществляется социально-коммуникативное развитие ребенка.

В. Каган [12] указывает на то, что нарушения игровой деятельности проявляются по-разному в зависимости от поведенческих и психических особенностей ребенка с РАС. Так, игровая деятельность таких детей заключается в механических манипуляциях с игрушками и неигровыми предметами. Игры часто носят избирательный характер и проявляются в одиночных, бессюжетных и не ролевых действиях. У многих детей игры довольно рано переходят в увлечения или полностью заменяются ими. Такие увлечения часто отличаются несоответствием возрасту, устойчивостью, необычным содержанием.

Как отмечает В. М. Башина [5], игровая деятельность детей с РАС сводится к однотипным действиям, что проявляется во вращении и перекладывание предметов. Для них характерна быстрая утрата интереса к игрушкам, склонность повторения одних и тех же манипуляций, отсутствие сюжета и усложнения игровой деятельности, выраженная стереотипность.

М. М. Либлинг [13] определяет, что самостоятельная игра ребенка с РАС часто служит средством аутостимуляции и получения сенсорных ощущений, оказывающих тонизирующее воздействие. Подобно другим привычным стереотипам поведения, она выполняет защитную функцию, помогая оградиться от нежелательных или слишком интенсивных и изменчивых впечатлений окружающего мира.

Выдающиеся ученые Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук [14] указывают на то, что игровая деятельность детей с РАС имеет свои особенности. Игры таких детей не соответствуют возрасту, отличаются однообразием и носят преимущественно манипулятивный характер. Игровая деятельность не сопровождается эмоциональной выразительностью или пантомическими элементами: мимикой, жестами.

Для детей раннего возраста с РАС также характерно проявление стереотипного поведения. Как отмечает В. П. Балашова [15], стереотипное поведение заключается в стремлении сохранить стабильные условия жизни, избегая при этом эффекта «новизны» в процессе выполнения повседневных привычных ритуалов. Уже в первый год жизни у детей с РАС могут наблюдаться моторные стереотипии, характеризующиеся разного рода вращающимися движениями, взмахами руками, ритмичными хлопками и тому подобное. Также часто у таких детей можно наблюдать раскачивание всем телом, вращательные движения головой, ходьбу на цыпочках и прыжки на месте.

Е. Р. Баенская [16], акцентируя внимание на аффективном развитии детей с аутизмом, указывает на особенности стереотипного поведения детей с РАС. Стереотипы поведения, формирующиеся у детей в раннем возрасте, обеспечивают стабильность их условий жизни и при этом не способствуют развитию взаимодействия с окружающими и окружающей средой. Стереотипии ограничивают активность как самого ребенка, так и людей вокруг него, устанавливая жесткие рамки и выполняя, в основном, защитную функцию.

Е. Л. Григоренко [17] определяет, что сенсорное развитие детей с РАС характеризуется большой полярностью в ответ на разного рода сенсорные стимулы. Так, реакция некоторых детей на яркий свет, громкие звуки очень сильна. У части детей наблюдается слабая заинтересованность яркими предметами, отсутствует реакция плача или испуга на сильные звуковые стимулы. Помимо этого, для детей с РАС большое значения имеют тактильные и проприоцептивные ощущения, идущие от собственного тела. В условиях постоянного сенсорного дискомфорта дети стремятся к получению определенных стимулирующих впечатлений.

Ж. И. Сардаров, М. К. Кинаятова [18] подчеркивают, что серьезной проблемой являются страхи ребенка с РАС, которые тесно связаны с их сенсорной уязвимостью. Такие дети могут бояться предметов, издающих резкие звуки, а также испытывать специфические страхи, обусловленные повышенной тактильной чувствительностью.

Таким образом, развитие детей раннего возраста с РАС характеризуется рядом специфических особенностей, представленных на рисунке 1.

Особенности развития детей раннего возраста с РАС

Рис. 1. Особенности развития детей раннего возраста с РАС

Нарушения в социально-коммуникативной сфере, стереотипность поведения и ограниченные интересы создают значительные трудности в речевом развитии, организации игровой деятельности и общей адаптации ребенка к окружающей действительности. Понимание этих особенностей имеет большое значение для создания необходимых комфортных условий, способствующих успешной социализации и интеграции детей с РАС в общество.

Литература:

  1. Никольская О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. — М.: МГППУ, 2008. — 462 с.
  2. Веденина М. Ю., Никольская О. С. Особенности психического развития детей с аутизмом / М. Ю. Веденина, О. С. Никольская — Текст: электронный // Альманах Института коррекционной педагогики: [сайт]. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/ (дата обращения: 19.11.2024).
  3. Хатунцева Е. А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра // Молодой ученый. — 2022. — 5(400). — С. 310–312.
  4. Игнашина В. В. Психолого-педагогическое сопровождение матери и ребенка раннего возраста с расстройствами аутистического спектра // Омский психиатрический журнал. — 2019. — 2(20). — С. 23–25.
  5. Башина В. М. Аутизм в детстве: монография. — Москва: Медицина, 1999. — 236 с.
  6. Сатова А. К., Умарова С. А. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как метод коррекции коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). — 2016. — 2(45). — С. 24–29.
  7. Никонова Н. А., Павлова Ю. Б. Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста // Аутизм и нарушения развития. — 2018. — 16 (1). — С. 18–21.
  8. Оразаева Г. С., Садакбаева А. Е. Особенности логопедической работы по развитию понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). — 2017. — 1 (48). — С. 115–118.
  9. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. — Москва: Просвещение, 2020. — 182 с.
  10. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. — 202 с.
  11. Бакутина Е. В. Особенности речевого развития у детей при детском аутизме // Молодой ученый. — 2020. — 12(302). — С. 253–257.
  12. Каган В. Е. Аутизм у детей. — Москва: Смысл, 2020 г. — 384 с.
  13. Либлинг М. М. Игра в коррекции детского аутизма / М. М. Либлинг. — Текст: электронный // Альманах Института коррекционной педагогики: [сайт]. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/ (дата обращения: 19.11.2024).
  14. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. — СПб.: Дидактика Плюс, 2004. — 80 с.
  15. Балашова В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2018. — 46 (232). — С. 247–249.
  16. Баенская Е. Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом / Е. Р. Баенская. — Текст: электронный // Альманах Института коррекционной педагогики: [сайт]. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/ (дата обращения: 19.11.2024).
  17. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс: учеб. пособие для студ. — М.: «Практика», 2018. — 280 с.
  18. Сардова Ж. И., Кинаятова М. К. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра // Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»). — 2021. — 4 (67). — С. 41–45.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, РАСА, ребенок, игровая деятельность, особенность развития детей, игровая деятельность детей, нарушение, особенность, защитная функция, недостаточное развитие.


Ключевые слова

особенности развития, ранний возраст, расстройство аутистического спектра, социально-коммуникативные нарушения

Похожие статьи

Задать вопрос