Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 26.01.2022

Статья просмотрена: 2066 раз

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88238/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС в рамках реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: психологические особенности, дошкольный возраст, расстройства аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии, коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Расстройства аутистического спектра (РАС) — широкий спектр различных нарушений в развитии, приводящих к нарушению нормального взаимодействия ребенка с окружающим миром. В том числе, к нарушению социального взаимодействия, к изоляции и неспособности самостоятельно жить в обществе.

Если в начале изучения синдрома часто имелось в виду, что лишь неконтактность ребенка мешает ему проявить свою осведомленность и реализовать сохранные способности, то в настоящее время, детский аутизм рассматривается как всепроникающее нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка. И сами проблемы контакта таких детей в настоящее время рассматриваются в контексте этой множественной дефицитарности.

Л. Каннер пришел к заключению, что эти дети, страдали синдромом, названный им «ранний детский аутизм» [1]. Он выделил общепринятые критерии, которые были опубликованы в статье «Ранний детский аутизм: 1943–1955 гг.», характеризующие и описывающие состояние аутизма в его «классической» форме:

1) полное отсутствие аффективного контакта с другими людьми;

2) настойчивое стремление к сохранению однообразия в окружающей обстановке и повседневных действиях;

3) привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках;

4) мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации;

5) хороший познавательный потенциал, который проявляется в прекрасной памяти или выполнении проверочных тестов.

В то время оба исследователя Л. Каннер и Г. Аспергер описывали одно и то же состояние. Отличительные особенности в описании нарушения состояло в том, что Г. Аспергер не отмечал явных аномалий в развитии речи и понимании языка.

В настоящее время «синдром Каннера» в основном применяется по отношению к низкофункциональным детям с аутизмом, а «синдром Аспергера» — к высокофункциональным аутистам. Классификация в данном случае в литературе приводится на основании такого критерия как уровень интеллекта [2].

Первыми попытками систематизировать виды аутистических расстройств были клинические классификации (С. С. Мнухин, Д. И. Исаев, В. Е. Каган), в которых учитывалось происхождение синдрома, дифференциация типов биологической патологии, детерминирующей его развитие.

Они предполагали, что «детский аутизм» следует интерпретировать как уникальную разновидность психического недоразвития, при которой на передний план выступают аффективно-волевые нарушения, шизоформный характер поведения, детерминированный доминирующим недоразвитием активирующих, «энергозаряжающих» систем ствола мозга. Своеобразие психики детей с «ранним аутизмом», или шизоформными изменениями личности, соответствует их биологической реактивности, специфике функционального состояния их гипофизарно-надпочечникового аппарата и некоторых вегетативных реакций.

Еще одним основанием для создания типологии аутичных детей является дифференциация их по специфике социальной дезадаптации. Английский исследователь доктор Л. Винг выделила четыре категории детей по потенциалу осуществления социального контакта:

  1. Отрешенная группа не начинает и не реагирует на социальное взаимодействие.
  2. Пассивная группа не начинает социального взаимодействия, но отвечает на него.
  3. Активная, но странная группа осуществляет контакт с окружающими, однако данный контакт лишен взаимодействия и может быть охарактеризован как одностороннее взаимодействие.
  4. Неестественная, стилизованная группа инициирует и поддерживает коммуникацию, однако это во многих случаях характеризуется формальным и жестким характером.

В процессе онтогенеза ребенок с аутизмом способен перейти из одной категории в другую, например, после этапа становления половой зрелости высокофункциональные люди с аутизмом могут перейти из категории «активных, но странных» в «пассивных».

Созданная Л. Винг классификация позволяет достаточно продуктивно соотнести специфику социальной дезадаптации ребенка с прогнозом его последующего социального развития, однако в качестве базы этого выступают производные симптомы патологии.

Отечественными специалистами (К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская) дифференцируется четыре категории детей, различающихся по уровню отсутствия интереса к окружающему миру и невозможности осуществления эмоционального контакта с окружающими.

Основным признаком РАС являются качественные нарушения вербальной и невербальной коммуникации. Большая часть таких детей игнорируют присутствие взрослых, избегают контакта глазами или же смотрят «сквозь».

Дети с РАС могут использовать предметы как инструменты по отдельности и в какой-либо комбинации, как отмечает ряд авторов.

Л. Каннер отмечает, что дети могут быть сообразительными в решении сенсорных задач, так что в раннем возрасте ребенок проявляет прыть в сортировке предметов по различному критерию: объём, размер, цвет и т. д.

Многие дети, имеющие диагноз «аутизм», имеют сохранный, и даже высокий интеллект. Они овладевают учебной программой, но основную трудность доставляет для них коммуникация и общение с окружающими людьми.

Родители так же отмечают, что при такой сообразительности научение чему-либо проходит сложно. Дети могут иметь способности в устройстве механизмов, конструировании.

Снижение возможности активной переработки информации прослеживается на всех уровнях ее организации, что и определяет особый когнитивный стиль такого ребенка. Также это заметно в творчестве детей с РАС, при игре на музыкальных инструментах или же рисуя, они демонстрируют «бедные» стереотипные движения, звуки.

Расстройства аутистического спектра фиксируются, как правило, в дошкольном возрасте, однако сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые 5 лет жизни.

Аргументом в пользу наследственной обусловленности возникновения расстройств аутистического спектра выступает значительное количество случаев, когда данное нарушение фиксируется у представителей одной семьи. При этом дети с синдромом аутизма на вид выглядят абсолютно здоровыми, не отличаясь от других детей по внешним признакам. Поэтому, чтобы обнаружить патологию, родителям следует проявить внимание к проявлениям в поведении ребенка, косвенно указывающим на наличие патологии (частые пробуждения среди ночи или сложности с засыпанием; понижение мышечного тонуса; нарушение координации движений; появление судорог; притупление или обострение сенсорного восприятия; частые проблемы с поджелудочной и щитовидной железами и синдром раздраженного кишечника). Целесообразно пройти обследование, если младенец к 6 месяцам не улыбается и вообще не демонстрирует радость мимикой; в 9 месяцев не имитирует звуки и выражения лица; при исполнении 1 года не выговаривает звуки, похожие на слова, не жестикулирует; в полтора года не говорит ни одного слова; в два года не произносит фразы из двух и более слов.

Особенности поведения и развития детей с РАС

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Опираясь на работы Никольской О. С. можно выделить такие категории особенностей [3]:

  1. Отмечается нарушения развития речи: с раннего возраста слабое гуление и лепет или же полное отсутствие. По прошествии года после рождения становится заметно, что ребёнок не использует речь как средство общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. Такие дети практически не пользуются жестами, не вовлекаются в игры.

Замечено отсутствие развития речи у некоторых детей. При это у других речь продолжает развиваться, но присутствуют существенные проблемы коммуникации. Такие дети говорят о себе в третьем лице, не пользуются обращениями и местоимениями.

Также имеет место быть в других случаях ускоренное речевое развитие, но это никак не отменяет коммуникативных проблем ребёнка. Такие дети могут иметь обширный словарный запас сложных «взрослых» слов и при этом не уметь вести или же вступать в диалог со сверстниками и взрослыми. Смысл таких цитат и их использование может быть понятно лишь семье и близким ребёнка. Фраза может звучать как небылица, но относиться к какому-либо чувству и быть использованной в схожей ситуации. Эта речь тоже стереотипична и имеет в основе цитирование высказываний родителей, книг и т. д. на интересующие ребенка темы. Часто задают вопросы, но основа всё так же стереотипична. Можно сделать вывод, что за таким внешним благополучным развитием кроются значительные отличия.

  1. Трудности общения и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: отмечаются трудности в использовании жестов, неадекватные мимические реакции. Дети избегают зрительного контакта, сторонятся прикосновений. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать эмоции, часто отсутствует улыбка. Им сложно распознавать окружающих. Замечено, что у детей отсутствует сопереживание другим. Они склонны уединяться, для них характерно избегание контакта с другими детьми, трудность сотрудничества с ними. Также для этих детей существует социальный стимул, но для них лицо человека более привлекательно, отмечено, что ориентация происходит на нижнюю часть лица, и перенасыщение наступает быстрее, вследствие чего дети разрывают зрительный контакт.
  2. Нарушение исследовательского поведения: таких детей не привлекает новая ситуация, окружающая обстановка, новые игрушки. Часто они используют игрушку не по назначению или их привлекает часть этой игрушки, например, сам вертолетик его не интересует, а вот лопасти пропеллера да.
  3. Особенно хочу остановиться на нарушении самосохранения, так как у детей с аутизмом довольно большое количество страхов, в связи с чем они могут попасть в опасную ситуацию. Причиной неадекватного поведения может выступать любой внешний раздражитель, неожиданный звук может спровоцировать у ребёнка спонтанное бегство в любом направлении. Или же ребёнок не замечает, игнорирует реальную угрозу: спрыгнуть с горки, высоко взобраться или перебежать дорогу.
  4. Следует отметить присутствие проблем с приёмом пищи. Ребёнок с аутизмом может быть крайне разборчивым, брезгливым в принимаемой пищи и так же тащить в рот совершенно не пригодные для этого вещи.
  5. Также отмечены нарушения восприятия у детей с РАС. Они испытывают трудности в ориентировании в пространстве, характерна фрагментарность восприятия окружения и даже искажение целостной картины предметного мира. И в то же время существуют случаи хорошей ориентировки в пространстве, что наблюдается чаще у детей с глубокими формами аутизма.

Дети испытывают трудности в концентрировании внимания на чём-то. Им присуще высокая импульсивность и неусидчивость. Привлечь внимание ребёнка практически невозможно, поэтому необходимо следовать за ребёнком и улавливать его мимолётный интерес. И на основе этого развивать его внимание. В то же время ребёнок жёстко регулирует стереотипичность своей жизни. Возможно развитие хорошей памяти. Наиболее распространённые проявления музыкальная память, точное запоминание рисунка и его воспроизведение, запоминание написания слов, а также схемы транспортных развязок. Заметим, что такая точная память является механической. Родители и специалисты отмечают, что дети хорошо запоминают значимые для них события, вызывающие страх или удовольствие.

  1. У детей с РАС присутствуют особенности мышления. Специалисты освещают факт не осмысления причинно-следственных связей, трудности в произвольном обучении, переноса освоенных навыков из одной ситуации в другую и конкретности мышления. Существуют трудности понимания последовательности событий и логики других людей. Здесь так же следует упомянуть исследования Л. Каннера, где отмечалось хорошее ориентирование в цвете, форме, объёме предметов и их рассортировка (доски Сегена, кубики Коса). При этом сложно научить ребёнка чему-нибудь целенаправленно. Существует успешность в запоминании и механическом воспроизведении последовательности фишек, в складывании пазлов дети с РАС соответствуют уровню нормы, но при этом решение строится по-другому, более ориентировано на контуры линий, а не на смысловую нагрузку рисунка. Для всех детей данной категории имеет место трудность восприятия подтекстной информации и общей смысловой нагрузки.
  2. Прослеживаются нарушения моторного развития. При научении ходьбе заметны неловкость движений, нарушение координации конечностей и походка «на носочках». Трудно осваивают бытовые действия и навыки самообслуживания. Развиваются стереотипные движения и манипуляции (взмахи руками, движения по кругу, перебирание игрушек, деталей и т. д., совершаемые длительное время). При этом те же самые дети могут ловко распределять своё тело в пространстве, проявлять необычайную ловкость. И тут же в быту они могут быть особенно неловки и несамостоятельны.
  3. Возникают поведенческие проблемы такие как негативизм, сопровождаемый криками, вспышками гнева и активным сопротивлением. Страхи ребёнка с аутизмом могут выливаться в большие проблемы, они могут быть непонятны для окружающих, так как дети часто не могут их объяснить. Страхи могут быть различны от резкого звука до определённого действия. Ещё одна важная проблема — это агрессия. Вмешательство, нарушение могут спровоцировать агрессивные проявления (физические, аутоагрессивные, вербальные и т. д.).
  4. У таких детей имеется подверженность проблемам сна. Они могут быть неспособны различать день и ночь, что осложняется равной возбудимостью в любое время. Имеются проблемы с засыпанием, периоды сна короткие — час/два. Осложняется это всё возможным наличием судорог, сниженной чувствительностью, вероятностью развития эпилепсии.

При работе с детьми необходимо помнить, что степень проявления индивидуальна. Может проявляться большинство вышеперечисленных признаков, а может и несколько, и еле заметно. При этом такая полиморфность возможна в отношении не только разных детей, но и в отношении одного ребёнка с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие РАС у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые несвойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Литература:

  1. Каннер Л. Аутистические нарушения аффективного контакта, в переводе В. Е. Кагана // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2010. — Т. 10. — № 1. — С. 85–98.
  2. Детский аутизм: диагностика и коррекция: учеб. пособие / Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс». — 2004. — 80 с.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р. Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка // Вопросы психологии. — 2017. — № 3. — С. 17–28.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальное взаимодействие, дошкольный возраст, нарушение, РАСА, детский аутизм, зрительный контакт, полное отсутствие, ранний возраст, эмоциональный контакт.


Похожие статьи

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе

В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Специфика отношения родителей к детям с аутизмом

Статья посвящена рассмотрению специфики родительского отношения к детям с аутизмом. Автор обобщает описанные отечественными исследователями представления о феномене родительского отношения и особенности отношения родителей к детям с РАС, а также особ...

Возможности применения диагностических методик в изучении детско-родительских отношений в семье ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья предполагает обзор диагностических методик по изучению детско-родительских отношений в семьях детей с расстройством аутистического спектра.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе

В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Специфика отношения родителей к детям с аутизмом

Статья посвящена рассмотрению специфики родительского отношения к детям с аутизмом. Автор обобщает описанные отечественными исследователями представления о феномене родительского отношения и особенности отношения родителей к детям с РАС, а также особ...

Возможности применения диагностических методик в изучении детско-родительских отношений в семье ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья предполагает обзор диагностических методик по изучению детско-родительских отношений в семьях детей с расстройством аутистического спектра.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Задать вопрос