Специфика отношения родителей к детям с аутизмом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.09.2022

Статья просмотрена: 522 раза

Библиографическое описание:

Попова, Е. Д. Специфика отношения родителей к детям с аутизмом / Е. Д. Попова, О. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95072/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена рассмотрению специфики родительского отношения к детям с аутизмом. Автор обобщает описанные отечественными исследователями представления о феномене родительского отношения и особенности отношения родителей к детям с РАС, а также особенности их эмоциональной сферы и стиль родительского воспитания.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, родительство, родительское отношение.

The article is devoted to the specifics of parental attitude to children with autism. The author summarizes the ideas described by domestic researchers about the phenomenon of parental attitude and the peculiarities of parents' attitude to children with ASD, as well as the peculiarities of their emotional sphere and the style of parenting.

Keywords: autism, autism spectrum disorders, parenting, parental attitude.

Родительское отношение — это такое образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный аспект. Когнитивный аспект подразумевает под собой представления о ребенке. Эмоциональный аспект связан с эмоционально-ценностным отношением к ребенку. Конативный аспект раскрывается через систему поведенческих реакций, поощрение и наказание ребенка [1].

Е. Г. Силяева рассматривает родительское отношение к ребенку как своеобразный культурно-исторический феномен, изменчивое явление, находящееся под влиянием общественных норм и ценностей [10].

А. Я. Варга определяет родительское отношение как совокупность эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания ребенка [1].

Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный компонент раскрывает особенности эмоционального отношения к ребенку, к себе как к родителю, удовлетворенность своей ролью.

Когнитивный компонент связан с представлениями личности о себе как о родителе, образ идеального родителя, знание родительских функций и образ ребенка.

Поведенческий компонент представлен стилем воспитания ребенка, а также деятельностью по уходу за ним, заботе о нем и непосредственном взаимодействии.

Оптимальное, благоприятное для ребенка родительское отношение имеет ряд характерстик, а именно:

– адекватное, основано на реалистичной оценке способностей ребенка, умении принимать его индивидуальные особенности;

– гибкое, имеет возможности изменения стиля общения, способов воздействия в различных условиях;

– прогностичное, ориентируется на актуальную ситуацию развития ребенка, на настоящее и будущее и использует различные способы постоения взаимоотношения с учетом изменяющихся условий.

Многие авторы описывают появление в семье ребенка с нарушениями психического развития как стресс, который связан с фрустрацией значимых потребностей родителей и необходимостью мобилизации адаптационных ресурсов личности [2, 3, 11]. В дальнейшем перед родителями возникают новые проблемы, такие как принятие ребенка с особенностями развития родственниками, ограничения в социальном функционировании, высокими эмоциональными и физическими затратами по уходу за ребенком, трудности его обучения и дальнейшей социализации [5].

Особенности отношения родителей к ребенку с аутизмом представляют особый исследовательский интерес. В таких семьях чаще встречается гиперопека. В связи с тем, что ребенок-аутист избегает эмоциональной близости с родителем, матери и отцы часто испытывают стресс от того, что не могут просто обнять и подержать на руках ребенка, не получая при этом положительного эмоционального отклика [4,12].

Тревога матерей в связи с непредсказуемым поведением ребенка и настороженность в связи с оценкой его поведения со стороны социума является специфическим эмоциональным состоянием. В этом случае детско-родительские отношения носят характер созависимости, поскольку взрослые воспитывают неконтактного ребенка и при этом им необходимо сохранять определенный уровень адаптации [8].

Л. С. Печникова отмечает конфликтность отношения родителей к ребенку-аутисту. с одной стороны, на когнитивном уровне происходит инфантилизация и отвержение, с другой стороны, на эмоциональном уровне доминирует принятие [8].

М. Ю. Миланич проведено сравнительное исследование и выявлено, что матери детей с нарушениями психофизического развития имеют своеобразное родительское отношение по сравнению с женщинами, воспитывающими обычных детей. Исследователи отмечают его противоречивость в искажении представления о ребенке на когнитивном уровне, а именно: матери завышают уровень развития детей с нарушением психического развития, они непоследовательны в своих воспитательных действиях, поскольку стремятся предоставить ребенку автономию, но при этом продолжают оказывать сверхконтроль [6].

У аутичного ребенка выражен этологический феномен «избегания», который с самого рождения препятствует формированию программы восприятия и эмоционального материнского поведения. В научном сообществе обсуждается гипотеза возникновения аутизма у ребенка, которого воспитывает доминантная и эмоционально «холодная» мать. При таком рассмотрении проблемы аутизма возникает необходимость разработки коррекционных программ не только для детей, но и для их родителей [7].

Семья аутичного ребенка испытывает постоянные сложности и ограничения, которые связаны с особенностями развития ребенка, а также часто оказывается изолирована от общества и лишена поддержки друзей и родственников. Чаще всего окружающие не знакомы с понятием аутизма и требуются достаточно большие усилия родителей, чтобы объяснить причины «плохого» поведения ребенка, которое видится окружающим результатом избалованности. Семья может столкнуться и со сверхинтересом к проблеме аутизма, агрессивностью и недоброжелательным отношением окружающих в общественных местах и даже в учреждениях образования и здравоохранения. Вследствие этого сами родители становятся более изолированы, избегают контактов и сужают круг общения, концентрируются на собственных бытовых трудностях [4].

Нередко на родителей детей с аутизмом оказывают общественное давление, указывая на сниженные темпы социального развития ребенка, вследствие чего родители пытаются искусственно «поместить» детей в определенные возрастные рамки, которые соответствуют паспортному возрасту ребенка, что, безусловно, приводит к негативным последствиям для семьи в целом. Ребенок не в состоянии справиться с предъявляемым к нему требованиям, у него снижается мотивация развития и обучения, а у родителей возникает чувство собственной несостоятельности и ощущение безнадежности коррекционного воздействия [9].

Семья аутичного ребенка имеет достаточно жесткую структуру взаимоотношений с особым местом ребенка в них. Поскольку ребенок склонен к созданию различных стереотипов, члены семьи так же вырабатывают стереотипы реагирования на его поведение, избавиться от которых достаточно трудно. Для того чтобы разрушить данные стереотипы необходима длительная семейная психотерапия, поскольку изменения, происходящие в ребенке, сильнее всего влияют именно на членов его семьи [9].

Часто аутичный ребенок является первым и единственным в семье. Родители могут долгое время игнорировать особенности ребенка, лишь на третьем году жизни, который является критическим для ребенка, для них становится ясна вся серьезность ситуации. Родители, узнав о диагнозе ребенка, часто испытывают подавленность и чувствуют растерянность перед закрытым нелюдимым ребенком, некоторые из родителей приходят к необходимости полного отказа от своих интересов во имя развития и реабилитации ребенка, их тревожит мысль о дурной наследственности. Особая напряженность связана с моментами сравнения собственного ребенка с нормотипичными сверстниками, что нередко провоцирует взаимные обвинения родителей.

В позиции родителей могут быть различия, а именно: одни родители недооценивают возможности и способности ребенка, главным образом, обращая внимание на недостатки, воспитание основано на авторитарных принципах. Вместе с тем, другие родители, напротив, приписывают ребенку достижения, делая многое за него, преувеличивая его возможности. Когда семья узнает о диагнозе ребенка, то каждый из ее членов, испытывает стресс. Зачастую до 5–6-летнего возраста родители считают ребенка здоровым и даже одаренным, а затем узнают о его «необучаемости», что приводит к хроническому стрессу [7].

В. В. Ткачева в своих исследованиях приходит к выводу о том, что практически половина родителей детей с ОВЗ имеет недостаточно мотивации для принятия особенностей ребенка, что определяет особенности их родительского отношения, а также модель воспитания ребенка. Подобные особенности связаны, очевидно, с некоторой ригидностью представлений о здоровье человека, о его возможностях и способностях. Следовательно, родительские ожидания связаны с этими идеальными представлениями о ребенке [10].

По результатам исследования Е. А. Полоухиной [9] выявлены следующие особенности влияния наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений.

  1. В семьях с детьми со статусом ОВЗ (в том числе РАС) семейные отношения и ролевые позиции достаточно ригидные и жесткие, что приводит к снижению удовлетворенности браком, разобщению супругов, напряженнности в супружеских отношениях. В целом родители детей с ОВЗ считают свою жизнь менее благополучной по сравнению с родителями нормотипичных детей.
  2. Сравнивая отношение к ребенку у родителей детей-инвалидов и родителей нормотипичных детей, следует отметить, что первые оценивают своего ребенка хуже, чем вторые. Также для родителей детей-инвалидов характерно считать свои родительские отношения более сложными и не столь удовлетворительными по сравнению с родителями здоровых детей
  3. У матерей детей-инвалидов достаточно высокий уровень привязанности к ребенку, они полностью включены в процесс воспитания. Также на их отношение к ребенку оказывает влияние половая принадлежность, а именно: больше одобрения и привязанности вызывают девочки, чем мальчики.

Существует определенная специфика личности родителей, воспитывающих детей с РАС. Так, матери аутистов по сравнению с матерями умственно отсталых детей достаточно тревожны, зависимы от мнения окружающих, эмоционально чувствительны, имеют достаточно высокий уровень эрудиции и культуры в целом. В тоже время отцы могут иметь недостаточно развитые мотивационные и волевые качества, импульсивности, сниженную конформность повения и импульсивность. Их общая особенность заключается в превалирующем защитном механизме, а именно — интеллектуализации и сублимации [6].

При сравнении результатов исследования Е. А. Полоухиной [9] и Т. Н. Высотиной [2], обнаруживается, что отношение родителей к ребенку с аутизмом зависит от личностных особенностей отца и матери. Амбивалентность родительского отношения к ребенку с аутизмом предполагает достаточно высокую включенность в процесс его воспитания матерей при достаточно частой отстраненности отцов, испытывающих отвержение по отношению к ребенку. Исследователи отмечают нереалистичность когнитивных представлений родителей о ребенке и их стремление к завышению его уровня актуального развития.

У матерей аутичных детей чаще проявляется эмоциональное непринятие и отвержение ребенка, чаще используются контролирующие формы взаимодействия. Это может свидетельствовать о наличии тревоги родителей и их желание воспитать ребенка «приемлемым» для общества или, напротив, сверх-контроль как форма отвержения ребенка и неприятия его негативных чувств [8].

Можно выделить несколько категорий родителей по их отношению к ребенку с аутизмом. Одна группа родителей в основном концентрируется на негативных чертах и особенностях ребенка. Они не верят в способности ребенка, обесценивают практические все его успехи и достижения. Родители этой группы раздражительны, но при этом осторожны и даже подозрительны [5]. В семье, где воспитывается ребенок с РАС, часто наблюдаются односторонние коммуникативные процессы и практически отсутствует взаимная привязанность в отношениях ребенка и родителей. Напротив, родители могут испытывать стыд за ребенка, иметь его скрытое эмоциональное отвержение, а также стремятся отстраниться от воспитания в семье.

У другой категории родителей нередко проявляется отрицание заболевания ребенка как факта, они не замечают его недостатков и особенностей. Родители из третьей группы, напротив, не верят в возможности социализации и интеграции в общество своего ребенка, он кажется им несостоятельным, жалким и неловким. Они поддерживают симбиотические отношения, избегают конфликтов с ребенком и внешне кажется, что уделяют очень значительное время развитию и социализации ребенка.

Таким образом, мы выяснили, что появление в семье ребенка с аутизмом оказывает влияние на развитие семьи как целостной системы и отдельных ее подсистем. Особенности семьи с аутичным ребенком заключается в ощущении давления со стороны общества, в связи с чем родители такого ребенка испытывают к нему амбивалентные чувства.

Можно говорить о противоречивости родительского отношения к ребенку с нарушением психического развития: проявляется у родителей проявляется неспособность пластично изменяться в процессе взросления ребенка, имеет место дисбаланс между эмоциональным и поведенческим аспектами родительства, а также дисбаланс в тенденциях к сближению с ребенком или предоставлении ему автономии. Вместе с тем, выделяется и категория родителей с оптимальным отношением к особенному ребенку, они имеют достаточный уровень адаптивности.

Существенно отличаются материнская и отцовская позиции по отношению к аутичному ребенку: а именно: имеет место наибольшая включенность в процесс воспитания ребенка матери, ограничения ее свободы и сильная зависимость от ребенка-аутиста, большая склонность матери к стрессу по сравнению с отцом, зачастую отстраненному от процесса воспитания ребенка.

Литература:

  1. Варга А. Я. структура и типы родительского отношения: дис.... канд. психол. наук / Варга А. Я. — Москва, 1986. — 206 с.
  2. Высотина Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: автореф. дис.... канд. психол. наук. / Т. Н. Высотина Санкт-Петербург, 2013. — 22 с.
  3. Галасюк И. Н. Проблема психической травматизации членов семьи инвалида / И. Н. Галасюк // Вестник Московского государственного областного университета. серия «Психологические науки». — 2011. — № 1. — С. 54–60.
  4. Лебединская К. С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К. С. Лебединская. — Москва: Просвещение, 1989. — 92 с.
  5. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. — Москва: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  6. Миланич Ю. М. Родительское отношение к ребенку с нарушением психофизического развития // Электронный ресурс URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/roditelskoe-otnoshenie-k-rebenku-s-narusheniyami-psihofiziсheskogo-razvitiya (дата обращения: 22.07.2022).
  7. Никольская И. М. Клиническая психология семьи / И. М. Никольская // Вопр. психического здоровья детей и подростков. — 2005. — Т. 5. — № 2. — С. 7–12.
  8. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис.... канд. психол. наук. / Л. С. Печникова. — Москва, 1997. — 144 с.
  9. Полоухина Е. А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений: дис. канд. психол. наук / Е. А. Полоухина. — Санкт-Петербург, 2009. — 140 с.
  10. Психология семейных отношений с основами семейного
  11. консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.;
  12. Под ред. Е. Г. Силяевой. –3-е изд., стер. — Москва: «Академия», 2005. –192 с.
  13. Ткачева В. В. семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование / В. В. Ткачева — Москва: Книголюб, 2008. — 144 с.
  14. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. –672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родительское отношение, родитель, аутичный ребенок, отношение, семья, аутизм, категория родителей, психическое развитие, когнитивный уровень.


Похожие статьи

Особенности родительских отношений у матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению родительских отношений, а также возможности соотнесения преобладающих структурных компонентов родительских позициях со стилями детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ...

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Особенности поведения дошкольников с аутизмом

В статье рассматриваются основные характеристики поведения детей с аутизмом, такие как повторяющиеся действия, ограниченные интересы, нарушения в общении и взаимодействии с окружающими. Также обсуждаются методы поддержки и помощи детям с аутизмом в д...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характ...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Особенности родительских отношений у матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению родительских отношений, а также возможности соотнесения преобладающих структурных компонентов родительских позициях со стилями детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ...

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Особенности поведения дошкольников с аутизмом

В статье рассматриваются основные характеристики поведения детей с аутизмом, такие как повторяющиеся действия, ограниченные интересы, нарушения в общении и взаимодействии с окружающими. Также обсуждаются методы поддержки и помощи детям с аутизмом в д...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характ...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Задать вопрос