В статье рассматриваются основные характеристики поведения детей с аутизмом, такие как повторяющиеся действия, ограниченные интересы, нарушения в общении и взаимодействии с окружающими. Также обсуждаются методы поддержки и помощи детям с аутизмом в дошкольном возрасте для развития их социальных навыков и адаптации в обществе.
Ключевые слова: аутизм, дошкольники, особенности развития, особенности поведения, социализация.
Аутизм — это разновидность неврологического расстройства, которое влияет на познавательные, коммуникативные и поведенческие функции человека. Дети с аутизмом обычно испытывают трудности в социализации, общении и восприятии окружающего мира. Аутизм может проявляться по-разному у всех детей, тем самым создавая индивидуальные особенности в их поведении и развитии [1, с. 47].
Дошкольники с аутизмом представляют особую группу детей, у которых наблюдаются определенные особенности поведения, связанные с их специфическими потребностями и особенностями развития. Важно понимать и учитывать эти особенности для эффективного взаимодействия с такими детьми и создания благоприятной образовательной среды [2, с. 83].
В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, М. К. Бардышевская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг — авторы, труды которых были посвящены исследованием этиологии и специфических особенностей детей с аутизмом.
Поведение дошкольников с аутизмом обладает рядом специфических особенностей. Они могут испытывать трудности в общении, проявлять стереотипные и повторяющиеся действия, иметь ограниченные навыки общения и взаимодействия с окружающими. Некоторые дети с аутизмом также испытывают сенсорные нарушения, такие как: гиперчувствительность к звукам, свету и тактильным ощущениям. Понимание этих особенностей поможет разработать подходящие стратегии поддержки и наиболее эффективные методы обучения для этих детей в детском саду.
Основная цель работы с дошкольниками с аутизмом — это развить их коммуникативные и социальные навыки, улучшить их способность к самостоятельности и подготовить их к успешной адаптации в обществе и школе [3, с. 23].
У детей с аутизмом эмоционально-волевая сфера может быть нарушена, и эти изменения могут проявиться уже в раннем возрасте. Они отстают в развитии социальных навыков, таких как контакт глазами, улыбка и реакция на эмоции других людей. Также можно заметить, что эмоциональные связи с близкими взрослыми усиленно ослабевают, и дети проявляют отсутствие желания быть в объятиях, не реагируют на нежные контакты, они остаются пассивными. Кроме того, у детей с аутизмом наблюдается слабая выносливость в общении с окружающими, они быстро утомляются даже от положительного взаимодействия и склонны фиксироваться на неприятных впечатлениях.
Особенности поведения аутистов могут проявляться через тревожность, стереотипное поведение, страхи и изоляцию. Эти состояния могут сопровождаться повышенной возбудимостью, агрессией и негативной реакцией на изменения в рутине, включая пищу, одежду и тд. Дети с аутизмом обычно не просят помощи у близких и предпочитают избегать контакта, стремясь к изоляции для снятия дискомфорта. Часто, испытывая страх перед изменениями в повседневной жизни, их поведение может быть непонятно для окружающих людей.
Одной из значимых особенностей их поведения является негативизм, когда они отказываются сотрудничать с взрослыми и уходят от образовательных ситуаций. Этот негативизм может проявляться через физическое сопротивление, крики, агрессию и самоповреждения. Высокие требования, предъявляемые взрослыми, могут вызывать у ребенка страх перед взаимодействием, что препятствует нормальному коммуникационному процессу. Аутостимуляция становится эффективным способом для ребенка защититься от стресса. Они могут специально вызывать неприятные ощущения в своем теле, чтобы смягчить дискомфорт, возникающий из внешнего мира. В ситуациях, которые они воспринимают как угрожающие, аутостимуляция становится более интенсивной, иногда достигая уровня, который самому ребенку может причинять физическую боль.
Высокие требования со стороны взрослых могут вызвать у детей с аутизмом страх перед взаимодействием, что создает преграду для эффективной коммуникации. Аутостимуляция, то есть поведение самостимуляции, становится способом для ребенка защититься от стресса. В таких случаях, ребенок может намеренно вызывать неприятные ощущения в своем теле, чтобы смягчить дискомфорт, вызванный внешней средой. В ситуациях, которые ребенок воспринимает как угрожающие, аутостимуляция становится более интенсивной, иногда достигая уровня, который может причинять ему физическую боль.
Существует несколько методик работы над поведенческими особенностями с детьми с аутизмом. Каждая из этих методик имеет свои преимущества и может быть эффективной в работе [4, с. 122].
Поведенческая терапия (ABA-терапия). Это одна из наиболее эффективных методик для работы с детьми с аутизмом. Она основана на принципах поведения и использует систематический подход для изменения нежелательного поведения и развития новых навыков. ABA-терапия обычно проводится индивидуально и включает в себя различные методы, такие как моделирование, подкрепление, разделение навыков на более мелкие шаги и т. д.
Пикселляция. Это методика, которая использует визуальные средства, такие как картинки или символы, чтобы помочь детям с аутизмом организовать свое поведение и понять последовательность событий. Пикселляция может быть использована для помощи в освоении навыков самообслуживания, выполнении заданий или следовании режиму дня.
Система поддержки социальных и коммуникативных навыков (SCERTS). Это комплексный подход, который сфокусирован на развитии социальных т коммуникативных навыков у детей с аутизмом. SCERTS включает в себя индивидуальный план развития, сотрудничество с родителями и другими специалистами, а также использование конкретных приемов для помощи в развитии навыков социального взаимодействия.
Терапия через игру. Эта методика использует игровые ситуации для развития коммуникационных и социальных навыков у детей с аутизмом. Терапевт создает структурированные игровые сценарии, в которых ребенок может участвовать и развивать навыки, такие как взаимодействие с другими, совместное внимание, эмоциональное распознавание и т. д. [5 с. 15].
Музыкотерапия. Музыка может иметь успокаивающий и стимулирующий эффект на детей с аутизмом. Музыкотерапия используется для стимуляции коммуникации, самовыражения и социального взаимодействия. Ребенок может использовать инструменты, петь, двигаться под музыку или просто слушать музыкальные композиции.
Ранняя диагностика аутизма имеет особое значение для эффективной поддержки и обучения дошкольников с этим расстройством. Благодаря ранней диагностике возможно начать применять специализированные программы и терапевтические подходы, а также предоставить родителям и близким необходимую информацию и поддержку. Чем раньше будет поставлена диагноз, тем раньше ребенок получит необходимую помощь и возможность развиваться полноценно.
Поведение детей дошкольного возраста с аутизмом имеет свои особенности, которые отличают их от детей без этого расстройства. Ограниченные интересы, проблемы в общении и социализации, трудности во взаимодействии с окружающим миром, ограниченные навыки игры и воображения, а также сенсорные чувствительности — все это является характерными чертами аутизма у детей дошкольного возраста.
Однако, важно понимать, что каждый ребенок с аутизмом уникален и может проявлять эти особенности в разной степени. Важно помнить, что эти дети нуждаются в понимании, терпении и поддержке со стороны родителей, учителей и других людей, работающих с ними. Благодаря ранней диагностике, подходящей поддержке и применению соответствующих методик, дети с аутизмом могут развивать свои способности и достигать своего потенциала, справляться с поведенческими трудностями и успешно интегрироваться в общество.
Литература:
- Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. — 2005. — № 2. — С. 46–56.
- Гилберт К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов // К. Гилберт, Т. Питерс; пер. с англ. О. В. Деряевой; науч. ред. Л. М. Шипицына, Д. Н. Исаев. — М.: ИЦ «Владос», 2005. — 144 с.
- Лебединская К. С. Вопросы дифференциальной диагностики // Альманах Института коррекционной педагогики, 2005 — № 9. С. 43.
- Лебединский В. В. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. Т. I. — М: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 744 с.
- Либлинг М. М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения / М. М. Либлинг // Альманах Института коррекционной педагогики, 2014- № 19. С. 12–18.