Особенности родительских отношений у матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Тюшкевич, С. А. Особенности родительских отношений у матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра / С. А. Тюшкевич, О. В. Руденок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 566-570. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71249/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению родительских отношений, а также возможности соотнесения преобладающих структурных компонентов родительских позициях со стилями детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: аутизм, родительские отношения, расстройства аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра — это большая гетерогенная группа нарушенного развития, в которой ключевыми симптомами являются социально-коммуникативные нарушения и стереотипные, повторяющиеся формы поведения. Причина РАС — многофакторная, включающая в себя взаимодействие генетических и средовых факторов, но природа их взаимодействия сложна и разнообразна, а путей патогенеза может быть множество. По-видимому, во всех случаях в той или иной степени страдают врожденные программы потребностно-мотивационной сфера: речевые, социальные и другие [9].

Из-за достаточно выраженных проблем в развитии, которые охватывают все сферы психической деятельности ребенка с РАС, и, особенно сферу социальных взаимодействий, страдают базовые механизмы, лежащие в основе детско-родительских отношений.

История изучения роли воспитания в развитии детей с РАС начинается с Л. Каннера [11]. Он описал 11 детей, для которых было характерно «выраженное аутистическое одиночество» с недостатком социальной осведомленности. Он сообщил, что, со слов их матерей, дети не проявляли интереса к окружающим их людям. Так, они не интересовались, кто с ними сейчас рядом, не волновались, если где-то их оставляли, и не беспокоились о том, когда их заберут домой, у них не отмечалось никакой реакции на приходы и уходы родителей. Каннер также отметил тот факт, что родители этих детей, хотя и были очень умными, но не были «сердечными». Он писал, что родители были сильно «заняты абстракциями научного, литературного или художественного мира и ограничены в подлинном интересе к людям», а их браки, в лучшем случае, носили формальный характер. Лео Каннер поднял вопрос о том, насколько эти родительские качества могли бы повлиять на «состояние детей». Впоследствии он отказался от идеи психологической вины «слишком интеллектуальных» родителей и пришел к выводу, что эти дети уже родились с «врожденной неспособностью формировать обычный, биологически детерминированный, аффективный контакт с людьми…». И в то же время Л.Каннер признает, что окружающая среда ребенка может влиять на ход его развития [11].

В 1950-х годах появился термин «мать-холодильник», а вместе с ним и соответствующая психологическая теория развития аутизма. Бруно Беттельхайм был самым известным сторонником этой теории. Он утверждал, что отсутствие родительского тепла и дисфункциональные родительско-детские отношения могут быть определяющими факторами в возникновении нарушений в социальном и эмоциональном функционировании ребенка [10]. Его гипотеза состояла в том, что отсутствие надлежащей ранней эмоциональной стимуляции вследствие холодности и ненависти матери к своему ребенку приводит к нарушениям развивающейся нервной системы ребенка, что, в конечном итоге, приводит к дефициту развития в формировании личности и интеллектуальному снижению [11]. Впоследствии Беттельхайм даже рекомендовал «перантэктомию» (дословный перевод — удаление родителей) детям с аутизмом. Он постулировал, что альтернативная среда с более эмоционально благоприятными условиями позволила бы детям отказаться от своих аутистических стратегий к адаптации или защите [11].

Параллельно с развивающейся теорией «матери-холодильника» в свет выходит книга Бернарда Римланда ««Инфантильный аутизм: синдром и его значение для нейронной теории поведения» (1964г.). В ней он рассматривает биологические предпосылки в развитии аутизма, и утверждает, что причиной аутизма являются не эмоционально холодные родители, а одно или несколько биологических нарушений, обусловленных генетическими и неврологическими факторами [11].

Таким образом, идея о том, что плохое воспитание является причиной аутизма, в конечном итоге была отвергнута. Эта эволюция взглядов на причину аутизма, во главе с высокоэффективным лоббированием со стороны родителей, привела к взрыву исследований в области нейробиологии, когнитивистики, генетики, а также поведенческих и медицинских вмешательств при расстройствах аутистического спектра.

Итак, с одной стороны — это имело положительное влияние на выявление и определение этиологии и патогенеза аутизма как неврологического заболевания, но с другой стороны — по этой же причине до недавнего времени наблюдалось относительное затишье и отсутствие научных исследований роли родительского поведения в развитии и функционировании детей с РАС. Особенно этот дефицит заметен при сравнении с обширной литературой о влиянии воспитания на обычно развивающихся (ТД) детей.

Далее мы кратко остановимся на описании основных результатов, полученных в ходе исследований детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, представленных в отечественной науке.

Исследование, проведенное Л. С. Печниковой [8], показало, что большинство матерей детей с аутизмом эмоционально отвергают своего ребенка, а треть из них стремятся инфантилизировать ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Они, матери, испытывают досаду, раздражение, обиду по отношению к своему ребенку, повышенную тревогу и беспокойства в связи с поведенческими особенностями ребенка.

В исследовании Н. В. Казанцевой и Е. В. Воробьевой [5], приводятся следующие данные: 31 % — отвергают своего ребенка, а 33 % — стремятся его инфантилизировать (всего в исследовании приняли 34 матери детей с РАС). Авторы делают вывод, что подобное поведение связано с низкой эффективностью эмоционального общения между матерью и ребенком и указывает на «симбиотически-отвергающий» тип отношений между ними.

А. А. Нестерова и Н. А. Ковалевская [7] на основании своего исследования делают вывод о том, что матери, имеющие детей с аутизмом, имеют значимо больший уровень эмоционального отвержения и непринятия ребенка, чем матери здоровых детей, и применяют к ним контролирующие формы взаимодействия.

Т. Н. Высотина [2] в своем исследовании, напротив, отмечает, что матери детей с РАС, по сравнению с матерями умственно отсталых детей, ориентированы на установление партнерских отношений со своим ребенком, развивают его активность, опасаются его обидеть, не склонны к проявлению авторитарности, строгости и раздражительности. Стараются побуждать ребенка к словесным проявлениям и устанавливать с ним созависимые связи. При этом именно матери играют ведущую роль в семье, а отцы — ведомую. Автором в сравнительном исследовании личностных особенностей родителей, имеющих детей с аутизмом и умственной отсталостью, было показано, что 80 % опрошенных матерей детей с аутизмом замечали у себя отрицательные изменения эмоционального фона (повышенную раздражительность, тревожность, страх перед будущим). Они более ранимы, зависимы от мнения окружающих и склонны к депрессии, чем матери умственно отсталых детей.

Согласно же исследованиям Е. В. Захаровой [4], мать ребенка с аутизмом занимает не ведущую, а, наоборот, зависимую роль. Она также ощущает свое самопожертвование, не удовлетворена ролью хозяйки дома. Муж остается безучастным, но это не порождает семейных конфликтов. Женщины стараются донести до ребенка, что родители — безоговорочные авторитеты, при этом проявляя к нему повышенную строгость и подавляя волю.

Сравнительное исследование Куканова А. А. [6] на группах матерей детей с РДА (ранний детский аутизм), с ЗПР (задержка психического развития) и нейротипичных детей показало, что для матерей детей с аутизмом характерно недостаточное проявление заботы о своих детях, они реже прощают им различные неудачи и проступки, но при этом стараются не проявлять по отношению к ним агрессию. Они в меньшей степени стремятся привить ребенку беспрекословное выполнение родительских просьб и указаний. В группе матерей РДА, уровень психологического дискомфорта значимо выше, чем в других группах. Изучение стилей семейного воспитания показало, что на когнитивном уровне участницы группа РДА полностью принимают своего ребенка, несмотря на все его психические особенности.

Таким образом, подводя итог о роли родителей в развитии и функционировании детей с аутизмом, можно говорить о неоднозначности полученных результатов в преобладании стилей родительского отношения в семьях, в которых воспитываются дети с РАС. Но другие данные, повторяющиеся от одного исследования к другому, относятся к изучению личностных проявлений родителей детей с аутизмом. Все исследователи описывают высокую тревожность и выраженную склонность к депрессивным состояниям у матерей детей с аутизмом. Настоящее исследование посвящено выявлению и описанию стилей родительских отношений в группе матерей и отцов, воспитывающих детей с РАС старшего дошкольного возраста.

Методы и материалы исследования

Выборка. В исследовании приняли участие 18 семей, воспитывающих детей с РАС. Родительскую группу составило 27 респондента: 17 матерей и 10 отцов. Из них только 9 семей были представлены обоими родителями, остальные участники (7 женщин и 2 мужчин) были представителями разных семей. Детскую группу составили 18 детей с клиническим диагнозом «детский аутизм» в возрасте от 5 до 7 лет.

Методики. Для принятия решения об однородности проявлений основных поведенческих нарушений в детской группе были использованы: методики CARS и опросник SCQ для диагностики степени тяжести основных клинических проявлений аутизма; диагностическая методика РЕР-3 использовалась нами для определения уровня психоречевого развития ребенка.

Для изучения родительских отношений (РО) был использован наиболее известный метод диагностики особенностей родительских позиций по отношению к ребенку — опросник родительских отношений (ОРО), авторов А. Я. Варга, В. В. Столин, 1986г. [1]. Этот метод имеет в своей основе динамическую двухфакторную модель РО, где основными факторами являются эмоциональный (любовь — ненависть или принятие — отвержение) и поведенческий (автономия — контроль). Выраженность каждого из компонентов и их сочетание дает представление о родительской позиции, занимаемой по отношению к ребенку.

Анализ результатов

Данные по группе детей с аутизмом по трем методикам показали следующую картину нарушений: среднее групповое значение по CARS составило 35 баллов, что соответствует уровню умеренных проявлений аутистических расстройств, зафиксированных специалистом во время наблюдения за ребенком (мин. значение в группе — 20,5, макс. значение — 45,5, четверо детей соответствовали уроню легких/незначительных проявлений РАС). Среднее групповое значение по SCQ составило 18 баллов (мин. значение по группе — 13 баллов, макс. значение — 25 баллов), что соответствует значительным проявлениям нарушений в ключевых сферах аутизма, оцениваемые родителями поведение своих детей. По шкале невербальный/вербальный компонент интеллектуальной сферы РЕР-3, в целом, группа характеризуется значительным отставанием в развитии когнитивных навыков. Таким образом, мы сделали вывод о том, дети с РАС дошкольного возраста, принявшие участие в исследовательской работе, имеют в большинстве своем выраженную задержку в психическом развитии, при этом аутистическая симптоматика у них проявляется, в основном, умеренными нарушениями.

Далее перейдем к анализу результатов, полученных с помощью методики ОРО, на группах матерей и отцов, воспитывающих детей с РАС.

Распределение структурных компонентов (принятие, кооперация, симбиоз, контроль и маленький неудачник), определяющих родительскую позицию, показаны на рисунке 1 (для матерей) и на рисунке 2 (для отцов).

Рис. 1

Рис. 2

По данным теста-опросника родительского отношения, как в группе матерей, так и отцов, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, высокие значения были получены по шкалам «Принятие», «Кооперация», средние баллы по шкале «Симбиоз», и низкие значения по шкалам «Контроль» и «Маленький неудачник». Сравнительный анализ, проведенный с помощью критерия Манна-Уитни, не выявил достоверно значимых различий между компонентами родительского отношения в двух группах.

Таким образом, было показано, что у 47 % матерей и 30 % отцов ведущей позицией в отношениях с ребенком-аутистом является принятие (компонент «Отвержение-Принятие»). При такой позиции обоим родителям нравится их ребенок, они принимают его таким, какой он есть, и родители стремятся проводить много времени вместе с ребенком. У 47 % матерей и 70 % отцов в родительском отношении имеются стремления к сотрудничеству, они заинтересованы в делах и планах своего ребенка и стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему (компонент «Кооперация»). У 6 % (в нашей выборке этот процент соответствует одному человеку) матерей в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. При таком отношении мать требует от ребенка безоговорочного послушания; старается навязать во всем свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. В группе отцов ни у одного из респондентов преобладание гиперконтроля в родительской позиции не было выявлено. Симбиотических отношений с ребенком, как и инфантилизация в отношениях, не обнаружено ни в одном случае.

Далее мы попытались проанализировать соотношения структурных компонентов родительского отношения ОРО, исходя из типов детско-родительских отношений классификации А. В. Петровского: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. В своей работе мы ориентировались на работу Голубевой Е. В. и Истратовой О. Н. [3]. В таблице 1 показаны сочетания компонентов ОРО во взаимосвязи с типами ДРО. Красным цветом выделены значения, характерные для нашей выборки.

Таблица 1

Диагностика типов детско-родительских отношений

Тип ДРО

Балл по шкалам ОРО

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Неудачник

Диктат

высокий, средний

средний, низкий

средний, низкий

высокий

высокий, средний, низкий

Опека

средний, низкий

средний, низкий

высокий

высокий, средний, низкий

высокий, средний,

Невмешательство

высокий, средний, низкий

средний, низкий

средний, низкий

низкий

средний, низкий

Сотрудничество

средний, низкий

высокий

средний, низкий

средний, низкий

средний, низкий

Таким образом, для группы матерей в 29 % случаев детско-родительские отношения диагностировались как «Невмешательство», которое характеризуется, прежде всего, отсутствием контроля со стороны родителя в таких вопросах как успехи в обучении, участие в посильной бытовой деятельности, соблюдения норм в поведении. Поэтому такой родитель получает низкий балл по шкале «Контроль». У родителей-отцов данный стиль ДРО выявляется в 20 % случаев.

У 24 % матерей и 30 % ДРО характеризуются таким стилем взаимодействия как «Сотрудничество». Это означает, что в отношениях между родителем и ребенком существует эмоционально положительное взаимодействие, присутствует поощрение независимости ребенка, его самостоятельности.

Однако стоит отметить, что в большинстве случаев (41 % матерей и 50 % отцов) не удается однозначно выявить доминирующий стиль детско-родительских отношений. Если родитель набирал высокие баллы по нескольким шкалам, а в наших группах высокие значения принимали шкалы «Принятие», «Кооперация», и эти шкалы являлись диагностичными для разных стилей отношений, то такой тип мы рассматривали как «Смешанный». Для наглядности полученных результатов, мы представили в виде гистограммы процентное соотношение по стилям ДРО в каждой группе.

Рис. 3

Рис. 4

Итак, работа показала, что в родительском отношении как матерей, так и отцов, воспитывающих детей с РАС, больше всего присутствует компоненты принятия и сотрудничества. Во всей выборке только у одного родителя — мамы — присутствовал дисфункциональный тип родительской позиции — «Авторитарная гиперсоциализация». Данный факт противоречит проведенным раннее исследованиям, в которых указывается, что именно этот стиль родительского отношения характеризует родителей детей с аутизмом.

Подводя итоги, необходимо отметить, что данная работа носит предварительный характер. Использованная методика для оценки родительских отношений, разработанная А. Я. Варгой и В. В. Столиным, имеет ряд ограничений для использования ее на родителях, имеющих детей с «особенностями» в развитии. Поэтому в нашем исследовании мы не смогли использовать все возможности данного метода и понимаем необходимость более тщательной обработки полученных данных.

Литература:

  1. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М., 1986.
  2. Высотина Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.10. — СанктПетербург, 2013. — 162 с.
  3. Голубева Е. В., Истратова О. Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2009. Том 6. № 1. С. 25–34.
  4. Захарова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с аутизмом // Материалы XLV международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (г. Новосибирск, 13 октября 2014 г.). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 123–131.
  5. Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения у детей // Материалы 1 Всероссийской конференции «Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» (г. Москва, 17–18 октября 2011г.). М.:МГППУ, 2011. С. 81–84.
  6. Куканов А. А. Психокоррекционная работа с матерями, имеющими детей с РДА // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2016. № 9. С. 219–225.
  7. Нестерова А. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Нестерова, Н. А. Ковалевская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 3. С. 38–46.
  8. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.10. — М., 1997.
  9. Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра / Горбачевская Н. Л. [и др.] // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 39–50. doi: 10.17759/autdd.2016140407
  10. Эдельсон С. М. Научные вопросы, связанные с биологией аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 1. С. 4–14. doi:10.17759/autdd.2019170102
  11. Crowell, J. A., Keluskar, J., & Gorecki, A. (2019). Parenting behavior and the development of children with autism spectrum disorder. Comprehensive psychiatry, 90, 21–29. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2018.11.007
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родительское отношение, мать, группа матерей, CARS, SCQ, аутизм, РАСА, родительская позиция.


Похожие статьи

Специфика отношения родителей к детям с аутизмом

Статья посвящена рассмотрению специфики родительского отношения к детям с аутизмом. Автор обобщает описанные отечественными исследователями представления о феномене родительского отношения и особенности отношения родителей к детям с РАС, а также особ...

Возможности применения диагностических методик в изучении детско-родительских отношений в семье ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья предполагает обзор диагностических методик по изучению детско-родительских отношений в семьях детей с расстройством аутистического спектра.

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Общение и взаимодействие матерей с детьми раннего возраста с отставанием речевого развития

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению специфики общения и взаимодействия матерей с детьми, имеющими отставание в речевом развитии в раннем возрасте. Результаты исследования подтвердили наши гипотезы, что дало ...

Похожие статьи

Специфика отношения родителей к детям с аутизмом

Статья посвящена рассмотрению специфики родительского отношения к детям с аутизмом. Автор обобщает описанные отечественными исследователями представления о феномене родительского отношения и особенности отношения родителей к детям с РАС, а также особ...

Возможности применения диагностических методик в изучении детско-родительских отношений в семье ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья предполагает обзор диагностических методик по изучению детско-родительских отношений в семьях детей с расстройством аутистического спектра.

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Общение и взаимодействие матерей с детьми раннего возраста с отставанием речевого развития

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению специфики общения и взаимодействия матерей с детьми, имеющими отставание в речевом развитии в раннем возрасте. Результаты исследования подтвердили наши гипотезы, что дало ...

Задать вопрос