В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, родительское отношение, подростковый возраст, тревожность, личностная тревожность.
Тревожность является значительным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения. Большинство психологов определяют тревожность как повышенную склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству [2]. Высокая тревожность имеет отрицательную эмоциональную окраску и характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги [1].
Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. На данном этапе онтогенеза происходят значительные изменения в сфере самосознания, перестраиваются отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Одно из ключевых новообразований — чувство взрослости. У подростка возникает желание, если не быть, то хотя бы казаться или считаться взрослым. Как отмечает А. В. Микляева, что вхождение подростка в мир взрослых неизбежно приводит к росту требований к его поведению, уровню ответственности со стороны родителей, педагогов, что нередко может вызывать тревожность. При этом, несмотря на выраженную реакцию эмансипации от родителей, взаимоотношения в семье продолжают оказывать воздействие на развитие личности подростка, в частности на формирование у него тревожности [3].
К теме детско-родительских отношений обращались такие авторы, как: В. В. Столин, А. Я. Варга, А.Спиваковская, А.Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М.Буянов, 3.Матейчек, Г.Хоментаускас, А.Фромм, Р.Снайдер. Так наиболее разработанным современным подходом к изучению детско-родительских отношений является исследование А. Я. Варга и В. В. Столина. По мнению авторов, «родительские отношения» — это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. В своих исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений: «Принятие — отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» [5].
Дж. Боулби, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер в своих работах отмечали, что негативные личностные образования (неврозы, страхи, психологические защиты, коммуникативные барьеры и тревожность) формируются вследствие дисгармоничных семейных отношений. Неблагополучное семейное общение является ключевым фактором возникновения тревожности [4]. Это определило актуальность исследования.
Цель исследования — выявить взаимосвязь уровня личностной тревожности и типов детско-родительского отношения.
Задачи:
– изучить уровень личностной тревожности у подростков;
– выявить стили родительского отношения к подросткам;
– проанализировать взаимосвязь между типами родительского отношения и уровнем личностной тревожности.
Гипотеза исследования: уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительских отношений.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы методики: Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и «Шкала тревожности» Р. Кондаша. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием коэффициента корреляции Спирмена. В эмпирическом исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 14–16 лет, а также 20 родителей обследуемых обучающихся.
На первом этапе исследования проанализировали особенности родительского отношения к подросткам. Данные были получены с помощью методики А. Я. Варга и В. В. Столина. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования родительского отношения
Тип родительского отношения |
Среднее арифметическое (х ср. ) |
Принятие/отвержение ребенка |
29 |
Кооперация |
7 |
Симбиоз |
4,6 |
Авторитарная гиперсолизация |
3,4 |
«Маленький неудачник» |
1,7 |
Анализируя данные, представленные в таблице по шкале «принятие/отвержение» получен высокий балл (х ср .=29). Это свидетельствует о том, что наибольшее количество родителей принимают своего ребенка таким, какой он есть, положительно относятся к нему. По шкале «кооперация» также получен высокий балл (х ср .=7), позволяющий говорить о том, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует подростка, высоко оценивает способности своего ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
По шкале «симбиоз» получен средний балл (х ср .=4,6), позволяющий говорить о том, что, несмотря на попытки родителей быть постоянно как можно ближе к ребенку, между ними уже есть определенная психологическая дистанция. Возможно, это связано с тем, что у подростков выражено стремление к эмансипации, утверждению своего «чувства взрослости», тогда как родители не всегда сразу могут перестроиться, признать эту взрослость своих детей. Данные по шкале «контроль» (х ср .=3.4) показывают, что взрослые не пытаются вести себя слишком авторитарно по отношению к подростку, не требуют безоговорочного послушания, понимая, что подростку надо давать больше самостоятельности. По шкале «Маленький неудачник» полученные баллы (х ср .=3.4) позволяют говорить, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Таким образом, полученные данные позволяют говорить, что в целом родительское отношение к подросткам у их родителей гармоничное, они стараются поддерживать своих детей, принимать их такими, какие они есть. При этом, родители стараются развивать в своих детях самостоятельность, выстраивая определенные психологические границы, тем самым учитывая возрастные особенности своих детей.
На втором этапе исследования было проведено исследование тревожности подростков. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики уровня тревожности подростков
Вид тревожности |
Уровень тревожности (х ср. ) |
Межличностная |
15,5 |
Самооценочная |
13,9 |
Школьная |
12,8 |
Исходя из представленных данных, можно отметить, что показатели тревожности у подростков данной выборки в целом нормативные. Наиболее выражена межличностная тревожность (х ср .=15,5), что может быть связано с тем, что в подростковом возрасте перестраивается система отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это может повышать тревожность подростков в сфере межличностного взаимодействия. Менее выражена самооценочная тревожность (х ср .=13,9), но признаки тревожности существуют. Это может быть обусловлено бурным ростом самосознания у подростков, становлением устойчивой самооценки, основанной на личностно-значимых критериях. Наименее выражена у подростков школьная тревожность (х ср .=3.4).
Для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и типом родительского отношения был использован критерий корреляции Спирмена. Результаты статистического анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Взаимосвязь уровня тревожности у подростков и типа родительского отношения
Тип родительского отношения |
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность |
Отвержение |
r s = 0.11 |
r s = 0.076 |
r s = 0.013 |
Кооперация |
r s = 0.352 |
r s = 0.431 |
r s = 0.324 |
Контроль |
r s = 0.128 |
r s = 0.049 |
r s = 0.274 |
Симбиоз |
r s = 0.649 |
r s = 0.464 |
r s = 0.487 |
Отношение к неудачам ребенка |
r s = 0.42 |
r s = 0.434 |
r s = 0.555 |
*в таблице жирным курсивом выделены значимые корреляционные связи
На основе полученных данных можно сделать вывод, что существуют значимые корреляционные связи между такими стилями воспитания и тревожностью у подростков, как симбиоз и отношение к неудачам ребенка. Так, чем в большей степени родители склонны к симбиозу в отношениях с подростком, тем в большей степени для него характерна школьная тревожность (r s = 0.649). Чем более родители критически относятся к неудачам своего ребенка, тем более у него выражена межличностная тревожность (r s = 0.555). Возможно, это связано с тем, что, критика родителей формирует у подростка неуверенность в себе, что негативно сказывается на его межличностных отношениях. Таким образом, можно сделать вывод, что родительское воспитание в подростковом возрасте имеет взаимосвязь на подростка. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Полученные данные можно использовать в работе по профилактике формирования деструктивных семейных отношений.
Литература:
1. Афонина, С. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления / С. А. Афонина, Г. А. Каракьян // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 291–293.
2. Ерофеева, М.А., Зуйкова, А.А., Сафронов, А. И. Психолого-педагогическая характеристика межличностного общения подростков с повышенным уровнем тревожности / М. А. Ерофеева, А. А. Зуйкова, А. И. Сафронов // Перспективы науки и образования. − 2020. − № 5 (47). − С. 293–303. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146–148.
3. Ноговицина, Н.М., Лис, Я. О. Исследования уровня тревожности у подростков / Н. М. Новогицина, Я. О. Лис // Проблемы современного педагогического образования. − 2019. — № 3. − С. 338–341.
4. Ситникова, Л.Р., Антоновская, К. А. Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. − 2017. − № 2. — С. 293–303.
5. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н. Э. Солынин, М. В. Колгушкина // Молодой ученый. — 2021. —№ 6 (348). — С. 313–315.