В статье автор анализирует связь характеристик семейного воспитания и уровня тревожности подростков в предэкзаменационный период.
Ключевые слова: характеристики семейного воспитания, подростки, тревожность, предэкзаменационный период.
Исследования влияния семьи на развитие ребёнка многократно проводились как отечественными, так и зарубежными исследователями (Д. Боулби, А.Я, Варга, И. В. Дубровина, О. А. Карабанова И. М., Марковская, В. С. Мухина, А. С. Спиваковская, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Т. Хоментаускас, Э. Эриксон, и др.). Интересно, что и первые, и вторые, независимо от подхода, в котором они работают, указывали на имеющуюся двойственность детско-родительских отношений, отличающуюся своеобразностью. Во-первых, отношение родителей к своему ребёнку характеризуются проявлениями любви, доверия, удовольствия и радости, возникающими от близкого общения с ребёнком. Родители хотят и заботятся, безусловно принимают, а также оберегают своих детей. А во-вторых, родительское отношение к ребёнку отмечается контролем и наличием некоторых требований. Также, во всех исследованиях детско-родительские отношения рассматриваются, как фактор, влияющий на формирование личности ребёнка [4].
Как показано в исследованиях, негармоничные детско-родительские отношения отрицательно сказываются на развитии ребенка. Также существующие данные говорят о том, что мероприятия, связанные с психологическим просвещением, востребованы современными родителями и положительно влияют на родительскую компетентность. Как показывает практика, уважение к личности ребёнка, поддержка его начинаний, планов и стремлений положительно влияет на детско-родительские отношения. Важно интересоваться подростком, оценивать его способности, стимулировать проявления активности, инициативности и самостоятельности. Важно и нужно формировать доверительные отношения, стремиться понять и услышать ребёнка, проявлять симпатию, любовь, заботу, а также разговаривать с подростком [3].
На данный момент нет однозначной позиции относительно природы тревожности. Но большинство психологов и исследователей других, смежных областей, говорят о ней, как об устойчивом личностном образовании, возникающем при жизни личности и имеющей в своей основе физиологические предпосылки. Таким образом, на формирование тревожности большое влияние оказывают обстоятельства жизни личности, которые усугубляют имеющиеся физиологические предпосылки [1]. В качестве факторов, которые могут привести к появлению высокого уровня тревожности называют уровень самооценки, сложившиеся отношения со сверстниками и педагогами, наличие акцентуаций характера, имеющийся негативный опыт негативного окраса, общее состояние здоровья подростка, особенности его нервной системы, а также особенности, связанные с семейным воспитанием (сложившиеся детско-родительские отношения, тип воспитания, наличие требований со стороны родителей, излишняя родительская опека, игнорирование желаний и потребностей ребёнка).
Исследование, описанное в статье, было направлено на выявление связи характеристик семейного воспитания с тревожностью подростков в предэкзаменационный период. Предполагалось, что подросткам из семей с негармоничным типом воспитания в предэкзаменационный период свойственно повышение тревожности. В нём приняли участие 70 подростков из 11-ых классов в возрасте 16–17 лет, из них 38 девушек и 32 юноши, также в исследовании приняли участие родители подростков (матери). Само исследование проводилось в 2 этапа: в ноябре 2021 года и в мае 2022 года. Задача состояла в том, чтобы посмотреть, как изменилась тревожность подростков (общая, ситуативная и личностная), а также, какова связь между характеристиками детско-родительских отношений и тревожностью подростков. Соответственно, методики, направленные на определение уровня тревожности, предлагались испытуемым дважды. Далее было проведено сравнение уровня общей тревожности, ситуативной и личностной с типом семейных отношений.
Для выполнения задач исследования были использованы следующие методики — опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера (Методика АСВ) [4], шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) [2], и шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина.
Результаты эмпирического исследования показали, что в предэкзаменационный период уровень ситуативной тревожности у подростков возрастает (у 22,86 % подростков от общей выборки), а личностной — остаётся практически неизменной (уровень тревожности повысился лишь у 2,86 % подростков). Что позволяет говорить о том, что ситуация экзамена является стрессовой и неизвестной, поэтому повышается ситуативная тревожность — естественная реакция на новую, волнительную, важную для подростка, ситуацию.
Повышение уровня как ситуативной, так и личностной тревожности чаще всего происходило при таких типах воспитания, как «жестокое обращение» (38,89 % подростков из той выборки, в которой произошли изменения уровня тревожности) и «эмоциональное отвержение» (27,78 % подростков). Реже смена уровней ситуативной и личностной тревожности происходила у подростков с типами воспитания «потворствующая гиперпротекция» (16,67 % подростков), «доминирующая гиперпротекция» (5,56 % подростков), также было отмечено, что изменения происходили и у подростков, у которых в типе воспитания не было обнаружено выраженных отклонений (11,11 % подростков).
Что касается особенностей повышения уровня общей тревожности в предэкзаменационный период, то тут изменения чаще всего происходили у подростков с типом семейного воспитания «жестокое обращение» (40 % подростков из выборки, в которой произошли изменения уровня тревожности), в 2 раза реже уровень общей тревожности повышался у подростков с типами воспитания «эмоциональное отвержение» и «доминирующая гиперпротекция», также он повышался в той же степени и у подростков типом воспитания, в котором нет выраженных отклонений (по 20 % при этих трёх типах семейного воспитания, соответственно). Повышение уровня тревожности у подростков можно объяснить негармоничностью типов воспитания, которые были выявлены в результате исследования. Так, при типе воспитания «жестокое обращение» подросток подвергается различным наказаниям, его потребности не находят выхода и не удовлетворяются, что, конечно же, способствует повышению уровня его тревожности.
При типе воспитания «эмоциональное отвержение» подросток также недополучает эмоционального принятия, он эмоционально отвергается своими родителями, между ними возникает эмоциональная дистанция, мешающая их сближению. Такой тип воспитания нередко провоцирует формирование различных невротических расстройств, что также указывает на правдоподобность полученных в исследовании результатов.
Следуя типу воспитания «потворствующая гиперпротекция» , родители взращивают в собственных детях демонстративные, истероидные черты личности, стремясь максимально удовлетворить все имеющиеся у подростка потребности. При таком типе воспитания родители игнорируют естественное взросление своего ребёнка, они взращивают в нём такие качества, как наивность и непосредственность, которые ни коим образом не способствуют понижению тревожности в ситуациях, в которых проявление этих личностных черт будут лишним. Также, при таком типе воспитания у родителей к ребёнку список требований к нему является минимальным, а это, в свою очередь, провоцирует формирование психического инфантилизма, что также негативно сказывается на уровне тревожности подростка.
При типе воспитания «доминирующая гиперпротекция» подростку также уделяется чрезмерно много излишнего внимания, направленного на максимальное удовлетворения потребностей ребёнка, в то же время, лишая его возможности проявлять собственную самостоятельность, не предоставляя ему свободы выбора. Естественно, сталкиваясь с ситуациями, в которых подростку необходимо принимать самостоятельные решения, у него повышается уровень тревожности от неизвестности и страха, возникающего перед ситуациями, которые обычно решают целиком и полностью его родители.
Также, в результате анализа полученных результатов было определено, что повышению уровня тревожности подростков будут способствовать следующие характеристики семейного воспитания:
– отсутствие внимания и заботы к подростку со стороны родителей, любви, тепла, симпатии, эмоциональной близости, веры в подростка;
– отсутствие желания и стремления удовлетворять потребности подростка;
– большое количество домашних обязанностей, возлагающихся на подростка;
– большое количество запретов, ограничивающих поведение подростка рамок, наказаний, отсутствие поощрений;
– проекция на подростка собственных негативных черт и особенностей.
Результаты проведённого исследования позволяют говорить о том, что характеристики семейного воспитания влияют на тревожность подростков в предэкзаменационный период. Полученные данные позволяют говорить о существовании связи повышения тревожности подростков перед экзаменами с негармоничными типами семейных отношений. Это дает основания для проведения профилактической и просветительской работы с родителями подростков выпускных классов школ.
Материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы социально-педагогическими службами образовательных учреждений, а также подростковыми психологами в работе с подростками и их родителями.
Литература:
- Тревога и тревожность: сборник статей / под ред. В. М. Астапова. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 256 с.
- Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. И сост. И. Б. Дерманова. — СПб.: Речь, 2004. — С. 121–122.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. / А. М. Прихожан. — Воронеж: НПО МОДЭК, 2014. — 304 с.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999. — 656 с.