Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 623 раза

Библиографическое описание:

Куликова, А. О. Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков / А. О. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 488-490. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96958/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у подростков уровень ситуативной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии компромисса.

Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, стратегии поведения в конфликтной ситуации, конфликт, подростковый возраст.

Исходя из определения К. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, тревожность как свойство, черта личности, предрасполагает к возникновению тревожной реакции, к восприятию широкого спектра объективно безопасных ситуаций как угрожающих [8].

Уровень тревожности, как отмечает А. М. Прихожан, — это «показатель индивидуальной чувствительности к стрессу и склонности ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие [7]. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Как устойчивая черта личности, это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей» [2].

В нашем исследовании тревога рассматривается как эмоциональное состояние, а тревожность — как «личностная черта, заставляющая индивида стремиться к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения тревожной реакции: одним из основных параметров индивидуальных различий». Этого подхода мы будем придерживаться в нашей работе» [1, 4].

Существует пять основных типов поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция [3]. Но ни один из представленных стилей разрешения конфликтов нельзя выделить как лучший, они все используются без исключения. Мы должны научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентаций взаимодействующих субъектов [6].

В данном исследовании мы предположили, что уровень тревожности личности связан с типом поведения в конфликтных ситуациях у подростков, а именно: чем выше уровень личностной тревожности, тем в большей степени подростки выбирают стратегию приспособления, а чем ниже у подростков выражен уровень ситуативной тревожности, тем в большей степени преобладает стратегия «компромисс».

Исследование проводилось на базеМОУ «СОШ № 2 г. Валуйки», Белгородской обл., в исследовании принимали участие школьники 9 классов в количестве 30 человек.

Для определения уровня тревожности была выбрана методика Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности». Опросник построен таким образом, что позволяет выявить как уровень личностной тревожности, так и ситуативной [5]. Для определения стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков нами был использован тест К. Томаса «Тактика поведения в конфликте» [5].

Приступим к обсуждению полученных результатов эмпирического исследования.

Как мы видим на рисунке 1, высокий уровень личностной тревожности, проявляющийся в увеличении склонности к тревоге, тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, был выявлен у 63 % подростков. У 33 % испытуемых — средний уровень тревожности, что может свидетельствовать о том, что такие испытуемые спокойны, у них присутствует чувство ответственности и хорошее внимание. У 3 % респондентов — низкий уровень тревожности, что констатирует сниженное чувство ответственности и необходимости обратить внимание на мотивы деятельности, выполняемой человеком.

Распределение подростков по уровням личностной и ситуативной тревожностям, %

Рис. 1. Распределение подростков по уровням личностной и ситуативной тревожностям, %

Высокий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 47 % подростков, принявших участие в исследовании, проявляется в их тревоге, страхах, как следствие которых могут появляться несдержанность, вспыльчивость. Средний уровень ситуативной тревожности был выявлен у 50 % подростков, что говорит о некотором состоянии напряжения и готовности реагировать на стрессовую ситуацию. Низкий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 3 % подростков, что свидетельствует об их спокойном состоянии в ситуации обследования.

Большая часть выборки испытуемых — 43,2 %, исходя из рисунка 2, имеет стратегию поведения в конфликте «Компромисс», что может свидетельствовать нам о том, что такие испытуемые стремятся заключить соглашение на основе взаимных уступок; или найти вариант, снимающий возникшее противоречие. 23,3 % выборки испытуемых имеет стратегию поведения в конфликте «приспособление», что может свидетельствовать нам о том, что такие испытуемые действуют совместно с другой стороной, но при этом не пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.

Распределение подростков по ведущим стратегиям поведения в конфликте, %

Рис. 2. Распределение подростков по ведущим стратегиям поведения в конфликте, %

На рисунке 2 также продемонстрировано, что 16,7 % выборки испытуемых имеет стратегию поведения в конфликте «сотрудничество», что может свидетельствовать нам о том, что такие испытуемые приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 10 % выборки испытуемых имеет стратегию поведения в конфликте «избегание». Такие испытуемые, когда затрагиваемая проблема не столь важна, не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. 6,7 % выборки испытуемых имеет стратегию поведения в конфликте «соперничество», что может свидетельствовать нам о том, что такие испытуемые стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

С целью выявления значимых связей между показателем тревожности и стилями поведения в конфликте нами был применён корреляционный анализ с использованием непараметрического математического метода -коэффициента корреляции Спирмена. Исходя из полученных данных, нами было обнаружено 2 корреляционные связи.

Личностная тревожность имеет положительную тесную корреляционную связь с тактикой «приспособления (r = 0, 651 при р ≤ 0,01), то есть, чем выше уровень личностной тревожности подростка, тем чаще подросток будет проявлять склонность к использованию такой стратегии поведения в конфликте, как приспособление. Подросток настолько сильно оценивает ситуацию конфликта как угрожающую, что готов поступиться собственными интересами, лишь бы прекратить конфликт. Ситуативная тревожность имеет отрицательную тесную корреляционную связь с тактикой компромисса (r = -0,646 при р ≤ 0,01). То есть, чем выше уровень ситуативной тревожности у подростков, тем реже подросток во время взаимодействия с другими людьми будет проявлять склонность к такой стратегии поведения в конфликте, как «компромисс». А подростки с низкой ситуативной тревожностью смогут адекватно оценить ситуацию конфликта и найти такое решение, устраивающее обе стороны конфликта.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существует связь между уровнем тревожности личности и стратегиями поведения в конфликте подтверждается на высоком уровне статистической значимости р ≤ 0,01, а именно: подросткам с высоким уровнем тревожности свойственно использовать «приспособление» как преобладающую стратегию в конфликтных ситуациях, а подросткам с низким уровнем тревожности чаще используют стратегию «компромисс». Стиль компромисса свойственен адекватным личностям, заинтересованным во мнениях друг друга и для них важен исход конфликта в пользу обеих сторон. Стиль приспособления осуществляется, как правило, уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, пытаясь смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию, однако, используя такой подход, человек откладывает свои интересы в сторону.

Литература:

  1. Алимирзаева, Э. А. Проблема тревожности у младших подростков/ Э. А. Алимирзаева. — Вестник социально-педагогического института, Дербент, № 2 (26), 2018. — С.69–74.
  2. Баранов, А. А. Тревожность подростка и его стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях / А. А. Баранов. — Удмуртский университет 2021, С 17–26.
  3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб.: ПИТЕР, 3-е изд., 2017. 576 с.
  4. Гут, Ю. Н. Влияние типа семьи на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста / Ю. Н. Гут, М. В. Ланских, Н. Н. Доронина // Вестник Вятского государственного университета, 2020, № 3 (137). С. 136–145
  5. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. / А. Карелин. — М.: Эксмо, 2017. — 416 с.
  6. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение / Н. И. Леонов. — СПб. Питер, 2017. — 240 с.
  7. Прихожан, A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2017. — 304 с.
  8. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. — Москва // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В. М. Астапов. — Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2018. — С. 85–99.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегия поведения, ситуативная тревожность, личностная тревожность, подросток, конфликт, конфликтная ситуация, уровень тревожности, выборка испытуемых, высокий уровень, уровень.


Ключевые слова

конфликт, личностная тревожность, подростковый возраст, ситуативная тревожность, стратегии поведения в конфликтной ситуации

Похожие статьи

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Личностные особенности подростков с разной склонностью к интернет-зависимости

Работа посвящена личностным особенностям подростков с разной склонностью к Интернет–зависимости. Раскрываются различные аспекты подросткового поведения и степень склонности Интернет-зависимости. Склонность к Интернет-зависимости у подростков отличает...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток»

В статье рассматриваются основы теоретического анализа, определены основные теоретические подходы к проблеме тревожности учеников младшего школьного возраста в психологической литературе, сущность понятия тревожность и рассмотрено влияние «физминуток...

Особенности подверженности страхам детей дошкольного возраста в современных социально-политических условиях

В статье рассмотрены особенности подверженности страхам детей дошкольного возраста в современных социально-политических условиях. По мнению автора, на данном этапе преобладает все же высокий и средний уровень подверженности страхам в группе, поэтому ...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков

В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У...

Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и их влияния на личность дошкольников. Эмпирическим путем автор доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревож...

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Похожие статьи

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Личностные особенности подростков с разной склонностью к интернет-зависимости

Работа посвящена личностным особенностям подростков с разной склонностью к Интернет–зависимости. Раскрываются различные аспекты подросткового поведения и степень склонности Интернет-зависимости. Склонность к Интернет-зависимости у подростков отличает...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток»

В статье рассматриваются основы теоретического анализа, определены основные теоретические подходы к проблеме тревожности учеников младшего школьного возраста в психологической литературе, сущность понятия тревожность и рассмотрено влияние «физминуток...

Особенности подверженности страхам детей дошкольного возраста в современных социально-политических условиях

В статье рассмотрены особенности подверженности страхам детей дошкольного возраста в современных социально-политических условиях. По мнению автора, на данном этапе преобладает все же высокий и средний уровень подверженности страхам в группе, поэтому ...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков

В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У...

Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и их влияния на личность дошкольников. Эмпирическим путем автор доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревож...

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Задать вопрос