Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у подростков уровень ситуативной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии компромисса.
Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, стратегии поведения в конфликтной ситуации, конфликт, подростковый возраст.
Исходя из определения К. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, тревожность как свойство, черта личности, предрасполагает к возникновению тревожной реакции, к восприятию широкого спектра объективно безопасных ситуаций как угрожающих [8].
Уровень тревожности, как отмечает А. М. Прихожан, — это «показатель индивидуальной чувствительности к стрессу и склонности ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие [7]. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Как устойчивая черта личности, это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей» [2].
В нашем исследовании тревога рассматривается как эмоциональное состояние, а тревожность — как «личностная черта, заставляющая индивида стремиться к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения тревожной реакции: одним из основных параметров индивидуальных различий». Этого подхода мы будем придерживаться в нашей работе» [1, 4].
Существует пять основных типов поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция [3]. Но ни один из представленных стилей разрешения конфликтов нельзя выделить как лучший, они все используются без исключения. Мы должны научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентаций взаимодействующих субъектов [6].
В данном исследовании мы предположили, что уровень тревожности личности связан с типом поведения в конфликтных ситуациях у подростков, а именно: чем выше уровень личностной тревожности, тем в большей степени подростки выбирают стратегию приспособления, а чем ниже у подростков выражен уровень ситуативной тревожности, тем в большей степени преобладает стратегия «компромисс».
Исследование проводилось на базеМОУ «СОШ № 2 г. Валуйки», Белгородской обл., в исследовании принимали участие школьники 9 классов в количестве 30 человек.
Для определения уровня тревожности была выбрана методика Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности». Опросник построен таким образом, что позволяет выявить как уровень личностной тревожности, так и ситуативной [5]. Для определения стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков нами был использован тест К. Томаса «Тактика поведения в конфликте» [5].
Приступим к обсуждению полученных результатов эмпирического исследования.
Как мы видим на рисунке 1, высокий уровень личностной тревожности, проявляющийся в увеличении склонности к тревоге, тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, был выявлен у 63 % подростков. У 33 % испытуемых — средний уровень тревожности, что может свидетельствовать о том, что такие испытуемые спокойны, у них присутствует чувство ответственности и хорошее внимание. У 3 % респондентов — низкий уровень тревожности, что констатирует сниженное чувство ответственности и необходимости обратить внимание на мотивы деятельности, выполняемой человеком.
Рис. 1. Распределение подростков по уровням личностной и ситуативной тревожностям, %
Высокий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 47 % подростков, принявших участие в исследовании, проявляется в их тревоге, страхах, как следствие которых могут появляться несдержанность, вспыльчивость. Средний уровень ситуативной тревожности был выявлен у 50 % подростков, что говорит о некотором состоянии напряжения и готовности реагировать на стрессовую ситуацию. Низкий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 3 % подростков, что свидетельствует об их спокойном состоянии в ситуации обследования.
Большая часть выборки испытуемых — 43,2 %, исходя из рисунка 2, имеет стратегию поведения в конфликте «Компромисс», что может свидетельствовать нам о том, что такие испытуемые стремятся заключить соглашение на основе взаимных уступок; или найти вариант, снимающий возникшее противоречие. 23,3 % выборки испытуемых имеет стратегию поведения в конфликте «приспособление», что может свидетельствовать нам о том, что такие испытуемые действуют совместно с другой стороной, но при этом не пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.
Рис. 2. Распределение подростков по ведущим стратегиям поведения в конфликте, %
На рисунке 2 также продемонстрировано, что 16,7 % выборки испытуемых имеет стратегию поведения в конфликте «сотрудничество», что может свидетельствовать нам о том, что такие испытуемые приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 10 % выборки испытуемых имеет стратегию поведения в конфликте «избегание». Такие испытуемые, когда затрагиваемая проблема не столь важна, не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. 6,7 % выборки испытуемых имеет стратегию поведения в конфликте «соперничество», что может свидетельствовать нам о том, что такие испытуемые стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
С целью выявления значимых связей между показателем тревожности и стилями поведения в конфликте нами был применён корреляционный анализ с использованием непараметрического математического метода -коэффициента корреляции Спирмена. Исходя из полученных данных, нами было обнаружено 2 корреляционные связи.
Личностная тревожность имеет положительную тесную корреляционную связь с тактикой «приспособления (r = 0, 651 при р ≤ 0,01), то есть, чем выше уровень личностной тревожности подростка, тем чаще подросток будет проявлять склонность к использованию такой стратегии поведения в конфликте, как приспособление. Подросток настолько сильно оценивает ситуацию конфликта как угрожающую, что готов поступиться собственными интересами, лишь бы прекратить конфликт. Ситуативная тревожность имеет отрицательную тесную корреляционную связь с тактикой компромисса (r = -0,646 при р ≤ 0,01). То есть, чем выше уровень ситуативной тревожности у подростков, тем реже подросток во время взаимодействия с другими людьми будет проявлять склонность к такой стратегии поведения в конфликте, как «компромисс». А подростки с низкой ситуативной тревожностью смогут адекватно оценить ситуацию конфликта и найти такое решение, устраивающее обе стороны конфликта.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует связь между уровнем тревожности личности и стратегиями поведения в конфликте подтверждается на высоком уровне статистической значимости р ≤ 0,01, а именно: подросткам с высоким уровнем тревожности свойственно использовать «приспособление» как преобладающую стратегию в конфликтных ситуациях, а подросткам с низким уровнем тревожности чаще используют стратегию «компромисс». Стиль компромисса свойственен адекватным личностям, заинтересованным во мнениях друг друга и для них важен исход конфликта в пользу обеих сторон. Стиль приспособления осуществляется, как правило, уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, пытаясь смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию, однако, используя такой подход, человек откладывает свои интересы в сторону.
Литература:
- Алимирзаева, Э. А. Проблема тревожности у младших подростков/ Э. А. Алимирзаева. — Вестник социально-педагогического института, Дербент, № 2 (26), 2018. — С.69–74.
- Баранов, А. А. Тревожность подростка и его стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях / А. А. Баранов. — Удмуртский университет 2021, С 17–26.
- Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб.: ПИТЕР, 3-е изд., 2017. 576 с.
- Гут, Ю. Н. Влияние типа семьи на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста / Ю. Н. Гут, М. В. Ланских, Н. Н. Доронина // Вестник Вятского государственного университета, 2020, № 3 (137). С. 136–145
- Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. / А. Карелин. — М.: Эксмо, 2017. — 416 с.
- Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение / Н. И. Леонов. — СПб. Питер, 2017. — 240 с.
- Прихожан, A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2017. — 304 с.
- Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. — Москва // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В. М. Астапов. — Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2018. — С. 85–99.