Ключевые слова: самоотношение старших подростков, ранняя юность, тип привязанности к матери, психологическое благополучие.
Актуальность темы исследования
Множество эмпирических исследований подтверждают, что правильно сформированная привязанность является хорошим прогностическим фактором развития здоровой, социально развитой личности. Через отношение к себе значимого взрослого (объект или фигура привязанности), осуществляющего за ним уход, ребенок, как персона или субъект привязанности, воспринимает себя. Многие авторы изучали проблему самоотношения: С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин и другие. Вопрос роли качественных особенностей привязанности к матери в процессе становления самоотношения в старшем подростковом возрасте остается малоизученным.
Значимость данного исследования определяется тем, что формирование отношений с близким окружением (в первую очередь с матерью) — не автономный линейный процесс развития. С самого момента рождения — это процесс, сопряжённый со становлением у ребёнка его образа «Я», отношения к себе и к миру, ощущения собственной значимости и самоценности. Активное развитие компонентов самоотношения приходится на период ранней юности и обусловлено как большей способностью понимать себя и уверенностью в себе, так и референтным окружением [1].
Первоначально содержание самоотношения ребенка наполняется спецификой отношений к нему людей из семейного круга, при этом эмоциональные связи видоизменяются вместе с возрастом. Это создаёт необходимость рассмотрения самоотношения подростков в период ранней юности, характера его связи с привязанностью к матери и определяют актуальность выбора темы нашей магистерской диссертации.
Становление личности неразрывным образом связано с включением индивида в систему окружающих его отношений. Формирование отношения личности к себе — непрерывный, динамический процесс, а само самоотношение является ключевым звеном психических процессов во внутреннем мире личности [5, 7, 8].
Позитивное самоотношение характеризуется энергичностью и самостоятельностью индивида, верой в собственные возможности, оптимистическим видением успешности результатов своей деятельности в неопределённой ситуации [3]. Негативное самоотношение связано с ригидным поведением личности и трудностями в межличностном общении. Отрицательное или конфликтное самоотношение обусловлено высоким уровнем самообвинения, связано с асоциальным и неадаптивным поведением, влияет на возникновение девиации и депрессии у личности [2].
Отношение личности к себе в подростковом возрасте имеет признаки неустойчивости, что находит отражение в некоторой несформированности самосознания. В течение периода ранней юности у подростков растёт вера в свои способности и силы [1]. При этом, с одной стороны, подростки всё больше нуждаются в обратной связи от близких людей — информации, которая сравнивается с личными представлениями субъекта о себе и помогает внести коррективы в своё самоотношение, а с другой стороны происходят изменения в структуре аутосимпатии — растёт самопринятие, отмечается рост интереса личности к себе [1]. В старшем подростковом возрасте самоотношение подвержено серьёзным изменениям, связанным с большей дифференцированностью и усложнением компонентов самоотношения, их высокой степенью интеграции в единую систему, таким образом обретая некоторую стабильность.
Влияние родителей остается для старших подростков преобладающим по многим важным проблемам, хоть эти отношения и характеризуются сложностью [4]. Длительные эмоциональные связи формируют новые образцы поведения, поскольку и ребёнок, и тот, кто о нём заботится, растут, развиваются и меняются. В этот период на передний план выходит важность детско-родительских переговоров. В идеале такие переговоры должны привести к стратегии постепенного расставания [9; с. 159].
Важную роль в жизни подростков в период ранней юности продолжает играть общение со сверстниками. Внутренние рабочие модели социальных отношений не могут строиться исключительно на отношениях ребёнка с родителями. Формирование привязанности происходит также и в отношении сверстников и одноклассников, что может стать проявлением конкурирующей привязанности, оттягивающей внимание ребёнка от контакта с его главной рабочей привязанностью [9; 6, с.23].
Привязанность в настоящее время рассматривается не только как продолжительная эмоциональная связь между ребенком и знакомым ему взрослым, существующая даже после того, как ребенок сам становится взрослым, но и как процесс развития индивидуального набора образцов поведения, эмоций, идей и чувств.
Раннее мы определили проблему нашего исследования как недостаточность изучения связи самоотношения и привязанности к матери у старших подростков в отечественной психологической науке. Для её решения нами было организовано и выполнено эмпирическое исследование по изучению типа привязанности, самоотношения и психологического благополучия у старших подростков.
Целью исследования мы определили выявление особенностей самоотношения старших подростков с различными типами привязанности к матери. Приступая к исследованию, мы предположили, что у старших подростков существует связь самоотношения с различными типами привязанности к матери.
Для проверки гипотезы исследования и решения сформулированных во введении нашей выпускной квалификационной работы задач, мы использовали соответствующие методы, а именно: теоретические — анализ настоящей проблемы в психолого-педагогической литературе (изучение и синтез), эмпирические — тестирование респондентов, констатирующий эксперимент. Для осуществления методов исследования нами были использованы: «Модифицированный опросник для определения типа привязанности к матери» М. В. Яремчук, «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеев (МИС), Шкала психологического благополучия К. Рифф (русскоязычная версия Н. Н. Лепешинского).
На начальном этапе, чтобы проверить нашу гипотезу, мы организовали и провели исследование типа эмоциональной привязанности для всех участников исследования.
Мы определили, что у больше половины старших подростков определён надёжный тип привязанности к матери (63 %), у 23 % участников исследования — тревожно-амбивалентная, 14 % — избегающая.
Далее мы выявили взаимосвязи самоотношения старших подростков и различных типов привязанности к матери. Значимость различий по шкалам самоотношения у старших подростков, имеющих различные типы привязанности, проверяли, используя критерий Манна-Уитни. В ходе исследования нами было установлено, что у старших подростков с надежным типом привязанности к матери более выражено «Самоуважение» и общее «Позитивное самоотношение». Таким образом, принимается гипотеза: самоотношение старших подростков с надёжным типом привязанности к матери более позитивное.
Вместе с тем наиболее отчётливые тенденции проявления среднего уровня показателей мы можем отметить по шкалам: «Саморуководство», «Зеркальное Я» и «Самопринятие». При этом мы можем видеть, что по шкалам «Открытость», «Самоуверенность», «Самоценность», «Самопривязанность», «Конфликтность», «Самообвинение», «Аутосимпатия», «Внутренняя неустроенность» и общее «Негативное самоотношение» нет значимых различий.
На следующем этапе, чтобы оценить влияние самоотношения и его компонентов на психологическое благополучие старших подростков, мы вычислили парные коэффициенты корреляции Спирмена по соответствующим шкалам и проверили их на значимость по критерию Стьюдента. Полученные данные позволили на увидеть, что чем выше позитивное самоотношение, тем выше общее психологическое благополучие. В связи с этим, принимается наша вторая частная гипотеза: высокий уровень психологического благополучия связан с позитивным отношением к себе старших подростков.
Таким образом, исследование, проведённое нами, подтвердило важное влияние привязанности к матери на особенности самоотношения старших подростков и их уровень психологического благополучия.
Мы считаем возможным, что следующим шагом важно рассмотреть влияние целостной системы взаимоотношений — с обоими родителями на самоотношение старших подростков, с целью понять, в какой мере отец (или же возможно близкий друг) предположительно осуществляют компенсаторную функцию, предоставляя подростку недостающие материнские тепло и поддержку.
Литература:
- Арендачук И. В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2017. — Т. 17. — Вып. 4. — С. 434–438.
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — Москва: Полиздат, 1984. — 225с.
- Корнилова А. П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 107–114.
- Павлоцкая Я. И. Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 14. — С. 28–31
- Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — Москва: Изд-во МГУ, 1991. — 125 с.
- Писарик О. Привязанность — жизненно-важная связь // Ресурс, 2019. -96с.
- Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — Москва: Изд-во МГУ, 1989. — 213 с.
- Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — Москва: Вагриус, 1991.
- Mercer J. Understanding attachment // Praeger imprint of FDC-CLIO, LLC. 2006. — 193p.