Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязанности становление личности в юношеском возрасте происходит менее тревожно с сохранением эмоционально близких отношений с родителями. Результаты исследования имеют практическую значимость при проведении индивидуального консультирования, групповых формах работы со студентами по вопросам внутрисемейных отношений.
Ключевые слова: юноши и девушки, привязанность к родителям, надежный тип привязанности, избегающий тип привязанности, тревожно-избегающий тип привязанности.
The article is devoted to the study of factors influencing the formation of personality in adolescence. One such factor is the type of attachment to parents. According to the results of the study, the assumption was confirmed that with a reliable type of attachment, the formation of personality in adolescence is less alarming with the preservation of emotionally close relations with parents. The results of the study are of practical importance in the conduct of individual counseling, group forms of work with students on intra-family relations.
Key words: boys and girls, attachment to parents, reliable type of attachment, avoiding type of attachment, anxious-avoiding type of attachment.
В юношеском возрасте молодой человек стремится к автономности, самостоятельности и независимости. В этот период определяются жизненные планы на будущее, формируются взгляды, идеалы. Иными словами, юношество — это пора определения на личностном, профессиональном и жизненном пути.
Многие ученые проводят взаимосвязь жизненного определения, становления автономной личности в юношеском возрасте с типами привязанности. По словам М. Эйнсворт привязанность является близкими и прочными эмоциональными связями, чувством защищенности и комфорта в отношениях между двумя близкими друг другу людьми [5]. Трактовка привязанности от Дж. Боулби называет привязанность системой внутренней регуляции, которая формируется еще в младенческом возрасте [1].
М. Эйнсворт [4] эмпирически определила 3 типа привязанности ребенка к матери: безопасная или надежная привязанность, избегающая или ненадежная привязанность, тревожно-амбивалентная привязанность. При надежном типе привязанности (тип В) мать «чувствует» своего ребенка, своевременно реагирует на его потребности [4]. Она способна принимать его таким, какой он есть, проявляет гибкость в отношениях. Ребенок знает, что может получить материнскую поддержку, защиту, поэтому легко контактирует с другими. Ребенок, воспитанный с таким типом привязанности, адекватен в поведении и реально оценивает себя и окружающих.
Тип тревожно-амбивалентной привязанности (тип С) заключается в непоследовательном, непредсказуемом отношении матери к ребенку. Зачастую такой тип привязанности формируется, когда воспитание пренебрежительно-гиперопекающее [4]. Родители при таком типе воспитания то «заласкивают» ребенка, то необоснованно наказывают. Поэтому ребенок никогда не может предсказать поведение родителей, приспособиться к нему. Отсюда неуверенность, ощущение отсутствия безопасной среды. У ребенка развивается амбивалентное чувство привязанности-отвержения, когда, с одной стороны, он проявляет сверхпотребность в матери, тревожен в ее отсутствии, что блокирует его познавательную деятельность. С другой стороны, в ситуациях ее нахождения рядом, эмоциональный фон отношений колеблется. Он, то настойчиво ищет ее внимания, то отталкивает ее.
При ненадежной привязанности избегающего типа (тип А) ярко проявляется материнский контроль за ребенком, авторитарное, враждебное и безразличное отношение матери к ребенку [4]. Во избежание боли от отвержения у ребенка формируется избегающее поведение, он становится отстраненным, замкнутым и скрытным. В ребенке развивается сверхавтономность, он боится к кому-либо привязаться, не допускает доверительных отношений как со значимыми близкими, так и со сверстниками.
В своих исследованиях C. Tounnissen и его коллеги также определили значимую роль привязанности к родителям в личностном становлении юношей/девушек [7]. Юноши/девушки с надежным типом привязанности меньше испытывали трудностей в процессе психологического отделения по сравнению с юношами/девушками с ненадежным типом привязанности. В исследовании J. Mattanh [6] эмпирически доказана связь между надежным типом привязанности и успешной эмоционально-личностной адаптацией молодых людей в различных сферах жизнедеятельности.
Целью нашего исследования было выявление влияния типа привязанности к родителям на самоопределение личности в юношеском возрасте, на становление его автономной личности. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что у молодых людей юношеского возраста с надежным типом привязанности, но с умеренной степенью близости в отношениях, весьма благоприятно решаются вопросы индивидуализации, самостоятельности личностного становления. Респондентам с ненадежным избегающим, ненадежным тревожно-амбивалентным типом привязанности к родителям труднее психологически «отделиться» от родителей.
В исследовании приняли участие студенты четвертого курса (210 чел.: 106 девушек, 104 юноши) Московского университета государственного управления. Для определения типа привязанности к родителям была использована модифицированная методика «Опыт близких отношений» К. Бреннан, Р. К. Фрейли (в адаптации Т. В. Казанцевой) [3]. В исследовании респонденты разделились на две группы. В первой группе обозначился одинаковый тип привязанности, надежный, и к матери, и к отцу. Во второй группе студенты показали тревожно-избегающий тип привязанности к матери, а к отцу избегающий. Процентное соотношение данных групп можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение респондентов по типам привязанности
У респондентов с надежным типом привязанности (табл. 1) к обоим родителям значения по шкале «тревожность» в отношениях как с матерью (2,65), так и с отцом (2,5) низкие. По шкале «избегание близости» оценки тоже в приемлемых пределах по отношению к матери (4,3), по отношению к отцу (4,95).
Таблица 1
Средние показатели по шкалам методики «Опыт близких отношений» устудентов сразличными типами привязанности
Тип привязанности |
Тревожность |
Избегание |
|||
мать |
отец |
мать |
отец |
мать |
отец |
надежный |
надежный |
2,65 |
2,5 |
4,3 |
4,95 |
тревожно-избегающий |
избегающий |
5,2 |
4,2 |
6,4 |
8,4 |
Данные показатели говорят о том, сто юноши и девушки относятся к своим родителям, равно, как и родители к ним, как к партнерам. Их отношения гармоничны и равноправны. По шкале «избегание» показатель незначительно повышается, что косвенно говорит о некой обособленности, отстраненности от родителей, дистанцировании, что вполне объяснимо, когда молодой человек желает жить собственной жизнью, выстраивает границы личного пространства.
В группе респондентов с противоречивым типом привязанности показатели выглядят не так позитивно (табл. 1). Как уже говорилось, у студентов этой группы разные типы привязанности к матери и к отцу. По отношению к матери у юношей и девушек тревожно-избегающий тип привязанности, к отцу — избегающий тип привязанности. Это можно объяснить тем, что у молодых людей разноплановые и противоречивые стремления, взгляды на свое место в дальнейшей жизни. Как видно из таблицы 1, эти студенты по отношению к матери демонстрируют средние оценки по обеим шкалам, а к отцу значения изменчивые: шкала «тревожность» — сниженный показатель (4,2), шкала «избегание» — повышенный (8,4). Таким образом, можно сделать вывод, что юноши и девушки, имеющие такой тип привязанности к родителям, нуждаются в матери, ее участии в их жизни. Можно также предположить, что данные студенты в своих семьях «отвергают» отца. Внутрисемейные отношения этих молодых людей нельзя назвать гармоничными и теплыми. Отношения в семье строятся в основном с мамой, а отец «не включается» в пространство семьи и процессы становления личности юноши/девушки затормаживаются или осложняются конфликтной нагруженностью как в сторону отца, так и матери.
В результате исследования определилась взаимосвязь психологического отделения молодых людей юношеского возраста, становления их автономной личности с типом привязанности к родителям. При надежном типе привязанности как к матери, так и к отцу, юноши или девушки естественным путем дистанцируются от родителей, становятся самостоятельными, строят свое личное пространство. Если же типы привязанности отличаются по отношению к каждому родителю, как в нашем случае, когда к матери проявился тревожно-избегающий тип привязанности, к отцу — избегающий тип, становление личности ребенка в юношеском возрасте происходит психологически неблагоприятно. Такие юноши и девушки нуждаются в материнском участии в их жизни, но относятся к этому с тревогой. Отца же они избегают, дабы не вызывать конфликтных ситуаций, да и эмоциональной связи с ним не испытывают.
Литература:
- Боулби Дж. Привязанность / пер. с англ. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
- Дзукаева В. П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. — М., 2016. — 278 с.
- Казанцева Т. В. Адаптация модифицированной методики «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 74–2. — С. 139–143.
- Косаревская Т. Е. Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания: методические рекомендации / Т. Е. Косаревская, Р. Р. Кутькина. Витебск: УО «ВГУ им.П. М. Машерова», 2009. — 61 с.
- Плешкова Н. Л. Психологическое взаимодействие и привязанность матери и ребенка: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2011.- 40с.
- Цуркин В. А., Разуваева Т. Н. Когнитивный компонент образа физического я испытуемых с разными типами привязанности к матери // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — Вып. 22, № 13(184). — C. 369–381.
- Thoennissen C., Wendt E.-V., Schmahl F. et al. Adolescents’ and young adults’ individuation problems in relation to parents and partner: comparing findings from Germany, Italy, Spain and Sweden // Paper presented at the XII EARA Conference. — Vilnius, Lithuania, 12–15th May, 2010.