Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шкилев, С. В. Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности / С. В. Шкилев, И. А. Кучерявенко, О. В. Одрына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44851/ (дата обращения: 19.11.2024).



Данная статья раскрывает связь стиля родительского воспитания, который является отражением общей системы взаимоотношений родителей и ребёнка, и самоощущения ребёнка в этих отношениях, его эмоционального состояния.

Ключевые слова: подростки, агрессивность, стиль семейного воспитания

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этом возрасте происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, появляются новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Для подросткового возраста характерна начинающаяся активная работа над собой, формирование нравственного сознания, идеалов, развитие самосознания личности. Это период ожидания, надежд, выбора пути. В силу того, что положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности, проблема эмоционального самочувствия подростка в семье является очень актуальной [4].

В настоящее время все большую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, а также их цинизм, жестокость, агрессивность. По нашему мнению, подобные особенности эмоциональной сферы являются, во многом, следствием недостаточно благополучных, эмоционально близких и теплых отношений с родителями. Именно семья является первым ориентиром в ценностном становлении личности ребёнка, его отношении к другим людям и явлениям. Развитие личности ребёнка, будучи полностью зависимого от родителей, как эмоционально, так и материально, при неблагоприятно складывающихся отношениях с ними, дефиците удовлетворения базовой потребности в принятии, может значительно деформироваться. По нашему мнению, взаимоотношения с родителями в подростковом возрасте могут сказываться на особенностях эмоциональной сферы подростка, на формирование его конфликтоустойчивости, что в свою очередь выступает как условие выстраивания и сохранения доброжелательных взаимоотношений [3]. В то же время, особенности эмоциональной сферы подростка являются неким продуктом взаимодействия взрослых и ребёнка на предыдущих возрастных этапах. Что будет нести для подростка процесс сепарации от родительской семьи — облегчение, желание освободиться от гнета и опеки, либо взаимоуважение, принятие и благодарность, во многом зависит от того, насколько благополучно складывались взаимоотношения на протяжении жизни ребёнка [1, 2].

Проблема нашего исследования: различается ли и как восприятие стиля семейного воспитания подростков с разным уровнем агрессивности? Объект исследования: восприятие стиля семейного воспитания в подростковом возрасте, а предмет- особенности восприятия семейного воспитания у подростков с разным уровнем агрессивности. Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности: у подростков с высоким уровнем агрессивности наиболее выраженными в восприятии стиля воспитания будут являться директивность, враждебность и непоследовательность, в то время как у подростков с низким уровнем агрессивности в восприятии стиля семейного воспитания выраженным будет позитивный интерес и автономность.

В качестве основных диагностических методик нами были использованы: опросник «Подростки о родителях» (в адаптации Вассермана Л. И., Горьковской И. А., Ромициной Е. Е.), направленный на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей глазами подростка, опросник агрессивности Басса — Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory), предназначенный для выявления уровня агрессивности. В исследовании приняли учащиеся 7-х классов МБОУ «СОШ № 45» г. Белгорода в количестве 30 человек, возраст испытуемых составляет 13–14 лет.

С целью выделения групп подростков с различным уровнем агрессивности для последующего анализа данных, нами был рассчитан индекс агрессивности путем суммирования полученных баллов по шкалам «физическая агрессия», «раздражение» и «вербальная агрессия». В итоге были выявлены испытуемые с низким, средним и высоким уровнем агрессивности. 53,4 % испытуемых характеризует индекс агрессивности в границах нормы, что говорит о том, что агрессивность не является для них устойчивой чертой личности, в то же время, она может проявляться ситуативно, вероятно, когда проявление агрессивности как ответной реакции является оправданным. У 30 % определен высокий индекс агрессивности, что характеризует их как склонных к проявлению как физической, так и косвенной и вербальной агрессии. У данных респондентов самоконтроль развит недостаточно, они достаточно импульсивны в действиях и высказываниях. У 16,6 % испытуемых выявлен индекс агрессивности ниже среднего, что говорит о том, что данные испытуемые не склонны проявлять агрессию — ни физическую, ни вербальную, пытаются разрешить конфликты конструктивными способами, данные испытуемые воспринимают большинство сложных ситуаций с оптимизмом и позитивным настроем.

Рассмотрим более подробно выраженность форм агрессивного поведения в подростковом возрасте (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение испытуемых сразличной выраженностью форм агрессивного поведения; (%)

Формы агрессии

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная

Чувство вины

высокая

16,6

43,3

60

26,6

30

26,6

46,6

13,3

средняя

53,3

36,7

33,4

66,8

60

40,1

43,4

46,6

низкая

30,1

20

6,6

6,6

10

33,3

10

40,1

Как видно из результатов, представленных в таблице, подростки наиболее характеризуются такими формами проявления агрессии, как раздражение, вербальная агрессия и косвенная агрессия, следовательно, мы можем говорить, что наиболее часто агрессия в группе подростков может проявляться в раздражительности, недовольстве. Отметим также, что среди подростков менее выраженными являются такие формы агрессии, как физическая агрессия и чувство вины, что говорит о том, что данные испытуемые не склонны испытывать чувство вины, угрызения совести, что может быть связано с перекладыванием ответственности на внешнее окружение, также они стараются не применять физическую силу в решении разногласий.

Обратимся к анализу результатов исследования восприятия подростками стиля семейного воспитания своих матерей (таблица 2).

Таблица 2

Соотношение испытуемых сразличным восприятием стиля семейного воспитания своих матерей; (%)

шкалы

позитивный интерес

директивность

враждебность

автономность

непоследовательность

высокий

33,3

46,6

10

23,3

50

средний

40,1

30,1

36,7

40,1

30

низкий

26,6

23,3

53,3

46,6

20

Как видно из данных таблицы, позитивный интерес со стороны матери оценивают как средне выраженный 40,1 % подростков, 33,3 % испытуемых считают, что матери безусловно принимают их, вне зависимости от их достижений и неуспехов. 26,6 % подростков не получают необходимой эмоциональной поддержки, не ощущают заинтересованность со стороны матери в их делах и увлечениях.

46,6 % подростков оценили директивность своих матерей как выраженную характеристику их стиля воспитания, 30,1 % — как средне выраженную и всего лишь 23,3 % испытуемых считают, что их матери не являются категоричными в процессе воспитания и не стремятся их подавлять.

Враждебность оценили как слабо выраженную характеристику стиля воспитания большинство испытуемых (53,3 %), 10 % респондентов склонны считать, что их матери агрессивно настроены против них, их отношения характеризуются неким противостоянием, либо же в отношении матери они испытывают подозрительность и дистанцированность.

Автономность своих матерей как невыраженную оценили большинство испытуемых (46,6 %), что говорит о том, что данные подростки ощущают внимание со стороны матерей к своим потребностям и участие в их делах и интересах. 23,3 % подростков считают, что матери больше заняты своей жизнью и интересами, нежели их, а также считают, что матери в общении с ними формально проявляют интерес, без эмоциональной вовлеченности и участия.

Высоко оценили проявление непоследовательности половина испытуемых, 30 % респондентов считают это качество средне выраженным у своих матерей и только 20 % подростков считают, что их матери достаточно последовательны в своих действиях, словах и эмоциональных реакциях по отношению к ним.

Таким образом, сделаем вывод, что большинство подростков обнаружили следующие особенности стиля воспитания своих матерей: повышенная директивность в отношениях с ними при низкой автономности, что свидетельствует о стремлении матерей «удержать» своих детей возле себя, контролировать их, быть вовлеченными в жизнь своих детей. В то же время подростки отметили непоследовательность в эмоциональных реакциях, стиле, высказываниях по отношению к ним у своих матерей.

Далее рассмотрим, каким образом определяют особенности стиля воспитания своих матерей подростки с разным уровнем агрессивности (таблица 3).

Таблица 3

Показатели восприятия стиля семейного воспитания матерей уподростков сразным уровнем агрессивности (ср.знач.)

Уровень агрессивности

Показатели семейного воспитания

позитивный интерес

директивность

враждебность

автономность

непоследовательность

Высокий

1,7

4,1

2,4

3,2

4,4

Средний

3,6

3,4

2

2,4

3,4

Низкий

4,2

2

1,6

1,8

1,6

По результатам таблицы можно сказать о том, что подростков с высоким уровнем агрессивности отличает наименьшая выраженность такой характеристики стиля воспитания их матерей как позитивный интерес (ср.знач.=1,7), что может говорить о недостаточной заинтересованности их матерей к личности их детей, что вероятно может обусловливать агрессивные проявления подростков, которые таким образом либо пытаются снять имеющееся напряжение, либо привлечь внимание своих родителей к себе, дабы удовлетворить базовую потребность во внимании. Матери подростков данной группы отличаются, в восприятии их детей, наибольшей директивностью в отношении с ними, автономностью и непоследовательностью. Кроме этого, показатель враждебности у матерей подростков с высоким уровнем агрессивности является наиболее высоким (ср.знач.=2,4), что может так же обусловливать проявления агрессивности у последних, поскольку враждебное, агрессивное поведение может являться усвоенным условиях семьи паттерном поведения.

У подростков с низким уровнем агрессивности, напротив, при оценке стиля воспитания матерей выявлен наиболее высокий показатель позитивного интереса матери (ср.знач.=4,2), что говорит о выраженности данной характеристики в отношении их матерей к ним. Можем предположить, что наличие глубокого интереса к личности своего ребёнка, внимательность к его проблемам и трудностям и готовность помочь являются важным условием для установления благоприятных для развития личности подростка взаимоотношений в семье. При этом показатель автономности в данной группе подростков является наиболее низким в сравнении с остальными, следовательно, внимательность матерей к потребностям ребенка, участие в его жизни так же способствуют оптимальному развитию личности в подростковом возрасте. Враждебность по отношению к ребенку, директивность и непоследовательность матерей среди испытуемых данной группы оценивается ниже, чем подростками остальных групп, что, по нашему мнению, так же является показателем благоприятных и здоровых взаимоотношений в семье у данных подростков, которые оказывают значительное влияние на особенности внутреннего состояния подростка, его удовлетворенность собой, уверенность в себе, при отсутствии которых закономерным будет являться проявление агрессии — по отношению к себе или другим.

Таким образом, в целом, мы можем констатировать, что нами были выявлены определённые особенности восприятия стиля семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности.

В ходе корреляционного анализа нами была выявлена устойчивая прямая корреляционная связь между показателем уровня агрессивности подростков и показателем семейного воспитания «враждебность» (p=0,64), что говорит о том, что агрессивные проявления подростков, во многом, могут являться отражением усвоенных в семье паттерном поведения либо быть следствием возникающего состояния подростка внутренней напряженности из-за ощущения враждебности со стороны матери. Устойчивая обратная корреляционная связь выявлена между показателем уровня агрессивности подростка и показателем семейного воспитания «позитивный интерес» (р=-0,53), что может свидетельствовать о значимости эмоционально тёплых отношений с матерью в подростковом возрасте, несмотря на то, что основной задачей возраста является эмансипация от родительской семьи, влияние эмоциональных связей внутри семьи является весьма существенным на особенности эмоциональной сферы подростка.

Литература:

  1. Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков / 1. Н. Л. Белопольская, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. — М.: Институт психологии РАН, 2007. — 332 с.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Чувства и конфликты / Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: АСТ, 2014. — 160 с.
  3. Ланских М. В., Кучерявенко И. А., Ткаченко Н. С. Формирование конфликтустойчивости современных студентов //Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51–5. — С. 548–555.
  4. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2008. — 283 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, подростковый возраст, подросток, уровень агрессивности, мать, позитивный интерес, восприятие стиля, высокий уровень агрессивности, отношение, агрессивное поведение.


Похожие статьи

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Развитие толерантности у подростков в условиях средней образовательной школы

В статье раскрывается проблема толерантности в современном мире. Любой человек постоянно сталкивается с чем-то отличающимся от его картины мира, от его мировоззрения: то есть с другими нравами, привычками, определенными обычаями, поведением, которое ...

Связь типа семейного воспитания и агрессивного поведения детей младшего школьного возрастаа

В данной статье представлены результаты изучения связи типа семейного воспитания и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Похожие статьи

Влияние различных стилей привязанности на формирование замкнутого характера человека и на его восприятие жизни

В данной статье мы размышляем о важности формирования привязанности как особого типа поведения, способствующего формированию гармоничной личности, доверяющей миру.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Развитие толерантности у подростков в условиях средней образовательной школы

В статье раскрывается проблема толерантности в современном мире. Любой человек постоянно сталкивается с чем-то отличающимся от его картины мира, от его мировоззрения: то есть с другими нравами, привычками, определенными обычаями, поведением, которое ...

Связь типа семейного воспитания и агрессивного поведения детей младшего школьного возрастаа

В данной статье представлены результаты изучения связи типа семейного воспитания и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Задать вопрос