Данная статья раскрывает связь стиля родительского воспитания, который является отражением общей системы взаимоотношений родителей и ребёнка, и самоощущения ребёнка в этих отношениях, его эмоционального состояния.
Ключевые слова: подростки, агрессивность, стиль семейного воспитания
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этом возрасте происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, появляются новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Для подросткового возраста характерна начинающаяся активная работа над собой, формирование нравственного сознания, идеалов, развитие самосознания личности. Это период ожидания, надежд, выбора пути. В силу того, что положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности, проблема эмоционального самочувствия подростка в семье является очень актуальной [4].
В настоящее время все большую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, а также их цинизм, жестокость, агрессивность. По нашему мнению, подобные особенности эмоциональной сферы являются, во многом, следствием недостаточно благополучных, эмоционально близких и теплых отношений с родителями. Именно семья является первым ориентиром в ценностном становлении личности ребёнка, его отношении к другим людям и явлениям. Развитие личности ребёнка, будучи полностью зависимого от родителей, как эмоционально, так и материально, при неблагоприятно складывающихся отношениях с ними, дефиците удовлетворения базовой потребности в принятии, может значительно деформироваться. По нашему мнению, взаимоотношения с родителями в подростковом возрасте могут сказываться на особенностях эмоциональной сферы подростка, на формирование его конфликтоустойчивости, что в свою очередь выступает как условие выстраивания и сохранения доброжелательных взаимоотношений [3]. В то же время, особенности эмоциональной сферы подростка являются неким продуктом взаимодействия взрослых и ребёнка на предыдущих возрастных этапах. Что будет нести для подростка процесс сепарации от родительской семьи — облегчение, желание освободиться от гнета и опеки, либо взаимоуважение, принятие и благодарность, во многом зависит от того, насколько благополучно складывались взаимоотношения на протяжении жизни ребёнка [1, 2].
Проблема нашего исследования: различается ли и как восприятие стиля семейного воспитания подростков с разным уровнем агрессивности? Объект исследования: восприятие стиля семейного воспитания в подростковом возрасте, а предмет- особенности восприятия семейного воспитания у подростков с разным уровнем агрессивности. Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности: у подростков с высоким уровнем агрессивности наиболее выраженными в восприятии стиля воспитания будут являться директивность, враждебность и непоследовательность, в то время как у подростков с низким уровнем агрессивности в восприятии стиля семейного воспитания выраженным будет позитивный интерес и автономность.
В качестве основных диагностических методик нами были использованы: опросник «Подростки о родителях» (в адаптации Вассермана Л. И., Горьковской И. А., Ромициной Е. Е.), направленный на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей глазами подростка, опросник агрессивности Басса — Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory), предназначенный для выявления уровня агрессивности. В исследовании приняли учащиеся 7-х классов МБОУ «СОШ № 45» г. Белгорода в количестве 30 человек, возраст испытуемых составляет 13–14 лет.
С целью выделения групп подростков с различным уровнем агрессивности для последующего анализа данных, нами был рассчитан индекс агрессивности путем суммирования полученных баллов по шкалам «физическая агрессия», «раздражение» и «вербальная агрессия». В итоге были выявлены испытуемые с низким, средним и высоким уровнем агрессивности. 53,4 % испытуемых характеризует индекс агрессивности в границах нормы, что говорит о том, что агрессивность не является для них устойчивой чертой личности, в то же время, она может проявляться ситуативно, вероятно, когда проявление агрессивности как ответной реакции является оправданным. У 30 % определен высокий индекс агрессивности, что характеризует их как склонных к проявлению как физической, так и косвенной и вербальной агрессии. У данных респондентов самоконтроль развит недостаточно, они достаточно импульсивны в действиях и высказываниях. У 16,6 % испытуемых выявлен индекс агрессивности ниже среднего, что говорит о том, что данные испытуемые не склонны проявлять агрессию — ни физическую, ни вербальную, пытаются разрешить конфликты конструктивными способами, данные испытуемые воспринимают большинство сложных ситуаций с оптимизмом и позитивным настроем.
Рассмотрим более подробно выраженность форм агрессивного поведения в подростковом возрасте (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение испытуемых сразличной выраженностью форм агрессивного поведения; (%)
Формы агрессии |
Физическая |
Косвенная |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная |
Чувство вины |
высокая |
16,6 |
43,3 |
60 |
26,6 |
30 |
26,6 |
46,6 |
13,3 |
средняя |
53,3 |
36,7 |
33,4 |
66,8 |
60 |
40,1 |
43,4 |
46,6 |
низкая |
30,1 |
20 |
6,6 |
6,6 |
10 |
33,3 |
10 |
40,1 |
Как видно из результатов, представленных в таблице, подростки наиболее характеризуются такими формами проявления агрессии, как раздражение, вербальная агрессия и косвенная агрессия, следовательно, мы можем говорить, что наиболее часто агрессия в группе подростков может проявляться в раздражительности, недовольстве. Отметим также, что среди подростков менее выраженными являются такие формы агрессии, как физическая агрессия и чувство вины, что говорит о том, что данные испытуемые не склонны испытывать чувство вины, угрызения совести, что может быть связано с перекладыванием ответственности на внешнее окружение, также они стараются не применять физическую силу в решении разногласий.
Обратимся к анализу результатов исследования восприятия подростками стиля семейного воспитания своих матерей (таблица 2).
Таблица 2
Соотношение испытуемых сразличным восприятием стиля семейного воспитания своих матерей; (%)
шкалы |
позитивный интерес |
директивность |
враждебность |
автономность |
непоследовательность |
высокий |
33,3 |
46,6 |
10 |
23,3 |
50 |
средний |
40,1 |
30,1 |
36,7 |
40,1 |
30 |
низкий |
26,6 |
23,3 |
53,3 |
46,6 |
20 |
Как видно из данных таблицы, позитивный интерес со стороны матери оценивают как средне выраженный 40,1 % подростков, 33,3 % испытуемых считают, что матери безусловно принимают их, вне зависимости от их достижений и неуспехов. 26,6 % подростков не получают необходимой эмоциональной поддержки, не ощущают заинтересованность со стороны матери в их делах и увлечениях.
46,6 % подростков оценили директивность своих матерей как выраженную характеристику их стиля воспитания, 30,1 % — как средне выраженную и всего лишь 23,3 % испытуемых считают, что их матери не являются категоричными в процессе воспитания и не стремятся их подавлять.
Враждебность оценили как слабо выраженную характеристику стиля воспитания большинство испытуемых (53,3 %), 10 % респондентов склонны считать, что их матери агрессивно настроены против них, их отношения характеризуются неким противостоянием, либо же в отношении матери они испытывают подозрительность и дистанцированность.
Автономность своих матерей как невыраженную оценили большинство испытуемых (46,6 %), что говорит о том, что данные подростки ощущают внимание со стороны матерей к своим потребностям и участие в их делах и интересах. 23,3 % подростков считают, что матери больше заняты своей жизнью и интересами, нежели их, а также считают, что матери в общении с ними формально проявляют интерес, без эмоциональной вовлеченности и участия.
Высоко оценили проявление непоследовательности половина испытуемых, 30 % респондентов считают это качество средне выраженным у своих матерей и только 20 % подростков считают, что их матери достаточно последовательны в своих действиях, словах и эмоциональных реакциях по отношению к ним.
Таким образом, сделаем вывод, что большинство подростков обнаружили следующие особенности стиля воспитания своих матерей: повышенная директивность в отношениях с ними при низкой автономности, что свидетельствует о стремлении матерей «удержать» своих детей возле себя, контролировать их, быть вовлеченными в жизнь своих детей. В то же время подростки отметили непоследовательность в эмоциональных реакциях, стиле, высказываниях по отношению к ним у своих матерей.
Далее рассмотрим, каким образом определяют особенности стиля воспитания своих матерей подростки с разным уровнем агрессивности (таблица 3).
Таблица 3
Показатели восприятия стиля семейного воспитания матерей уподростков сразным уровнем агрессивности (ср.знач.)
Уровень агрессивности |
Показатели семейного воспитания |
||||
позитивный интерес |
директивность |
враждебность |
автономность |
непоследовательность |
|
Высокий |
1,7 |
4,1 |
2,4 |
3,2 |
4,4 |
Средний |
3,6 |
3,4 |
2 |
2,4 |
3,4 |
Низкий |
4,2 |
2 |
1,6 |
1,8 |
1,6 |
По результатам таблицы можно сказать о том, что подростков с высоким уровнем агрессивности отличает наименьшая выраженность такой характеристики стиля воспитания их матерей как позитивный интерес (ср.знач.=1,7), что может говорить о недостаточной заинтересованности их матерей к личности их детей, что вероятно может обусловливать агрессивные проявления подростков, которые таким образом либо пытаются снять имеющееся напряжение, либо привлечь внимание своих родителей к себе, дабы удовлетворить базовую потребность во внимании. Матери подростков данной группы отличаются, в восприятии их детей, наибольшей директивностью в отношении с ними, автономностью и непоследовательностью. Кроме этого, показатель враждебности у матерей подростков с высоким уровнем агрессивности является наиболее высоким (ср.знач.=2,4), что может так же обусловливать проявления агрессивности у последних, поскольку враждебное, агрессивное поведение может являться усвоенным условиях семьи паттерном поведения.
У подростков с низким уровнем агрессивности, напротив, при оценке стиля воспитания матерей выявлен наиболее высокий показатель позитивного интереса матери (ср.знач.=4,2), что говорит о выраженности данной характеристики в отношении их матерей к ним. Можем предположить, что наличие глубокого интереса к личности своего ребёнка, внимательность к его проблемам и трудностям и готовность помочь являются важным условием для установления благоприятных для развития личности подростка взаимоотношений в семье. При этом показатель автономности в данной группе подростков является наиболее низким в сравнении с остальными, следовательно, внимательность матерей к потребностям ребенка, участие в его жизни так же способствуют оптимальному развитию личности в подростковом возрасте. Враждебность по отношению к ребенку, директивность и непоследовательность матерей среди испытуемых данной группы оценивается ниже, чем подростками остальных групп, что, по нашему мнению, так же является показателем благоприятных и здоровых взаимоотношений в семье у данных подростков, которые оказывают значительное влияние на особенности внутреннего состояния подростка, его удовлетворенность собой, уверенность в себе, при отсутствии которых закономерным будет являться проявление агрессии — по отношению к себе или другим.
Таким образом, в целом, мы можем констатировать, что нами были выявлены определённые особенности восприятия стиля семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности.
В ходе корреляционного анализа нами была выявлена устойчивая прямая корреляционная связь между показателем уровня агрессивности подростков и показателем семейного воспитания «враждебность» (p=0,64), что говорит о том, что агрессивные проявления подростков, во многом, могут являться отражением усвоенных в семье паттерном поведения либо быть следствием возникающего состояния подростка внутренней напряженности из-за ощущения враждебности со стороны матери. Устойчивая обратная корреляционная связь выявлена между показателем уровня агрессивности подростка и показателем семейного воспитания «позитивный интерес» (р=-0,53), что может свидетельствовать о значимости эмоционально тёплых отношений с матерью в подростковом возрасте, несмотря на то, что основной задачей возраста является эмансипация от родительской семьи, влияние эмоциональных связей внутри семьи является весьма существенным на особенности эмоциональной сферы подростка.
Литература:
- Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков / 1. Н. Л. Белопольская, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. — М.: Институт психологии РАН, 2007. — 332 с.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Чувства и конфликты / Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: АСТ, 2014. — 160 с.
- Ланских М. В., Кучерявенко И. А., Ткаченко Н. С. Формирование конфликтустойчивости современных студентов //Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51–5. — С. 548–555.
- Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2008. — 283 с.