In this article features of relationship of parents with teenagers of deviant behavior are studied, and also results of a pilot study on this problem are presented.
Keywords: teenagers, relationship, parents, deviant behavior.
Актуальность изучаемой проблемы состоит в том, что в условиях социально-экономических изменений в обществе отмечается резкое увеличение числа различных девиаций и соответственно девиантных подростков. Главными причинами этого выступают как неблагоприятные условия воспитания в семье, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и влияние окружающей среды. В учреждениях образования проводится профилактическая работа с подростками девиантного поведения. Однако, эта работа должна вестись и в семьях, потому что именно там происходит существенное влияние не только на становление взаимоотношений подростка с родителями, но и дальнейшем отношения с окружающими его людьми в школе, техникуме, институте и профессиональной деятельности. От того как складываются отношения в семье, зависит, будет ли успешен подросток в образовательном учреждении, и вне его стен обитания, а также это повлияет на успешность взаимодействия с окружающими.
В исследовании мы постарались отразить вопрос об особенностях взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения и их влияние на становление личности подростка.
Научные изыскания по данному вопросу указывают, что в научной литературеимеется достаточное количество работ, которые касаются вопроса об эффективных приемах профилактической работы с девиантными подростками в общеобразовательных учреждениях и, к сожалению, не так много работ посвящено вопросу взаимодействия родителей с подростками по профилактике их поведения. Именно в этом и заключается противоречие нашего исследования. Исходя из этого, нами была выделена проблема исследования и поставлена цель, состоящая в изучении психолого-педагогических особенностей взаимодействия родителей и подростков и нахождении эффективных путей профилактической работы с ними.
С целью реализации намеченной нами цели, мы обратились к изучению теоретических аспектов данного вопроса. В работах таких ученых, как С. А. Беличева, Ю. Р. Вишневский, И. А. Горькова, А. Н. Елизаров, В. А. Никитин, А. В. Меренков, В. Д. Москаленко, Г. П. Орлов, Б. С. Павлов, В.Г, Попов, В. Т. Шапко и др. отмечается, что в связи с неблагоприятными взаимоотношениями ребенка с родителями, возникает риск проявления различных форм девиаций и формирования девиантного поведения.
В. А. Никитин выделяет повышение роли семьи в профилактике отклоняющегося поведения подростков. Он считает, что начинать работу с родителями необходимо еще до появления ребенка, родителей необходимо обучать аспектам воспитания детей и создания благоприятной среды и внутрисемейных отношений [2].
С. А. Беличева считает необходимым в данной профилактике осуществлять комплекс психолого-педагогических мер, которые будут направлены на оздоровление семейной обстановки [1].
Перед нами встал вопрос изучения возможностей психолого-педагогической помощи родителям в профилактике девиантного поведения подростков. С этой целью нами были предложены рекомендации для родителей, чтобы можно было научить их корректировать свои взаимоотношения с подростками. Для этого, родителям было предложено учесть следующие основные условия в работе со своими детьми.
Одним из важнейших условий по работе с подростками необходимо соблюдать те требования, что работа с ними может вестись на протяжении многих лет, и не всегда они могут встретить взаимопонимание со стороны подростка. Поэтому, родителям необходимо иметь позитивный настрой на работу, верить в успех. Как правило, большинство подростков девиантного поведения не всегда идут на доверительный контакт с родителями. Поэтому, им необходимо налаживать доверительное взаимодействие.
Кроме того, чтобы выстроить эффективно профилактическую работу, нужно объективно разобраться в причинах отклоняющегося поведения подростка и все действия выполнять последовательно. Только позитивное взаимодействие, системность в работе с подростком поможет родителям добиться положительных результатов в работе с ними.
Для изучения особенностей взаимодействия родителей и подростков девиантного поведения нами было спланировано и проведено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе МБОУ «Красносельская СОШ» Арзамасского района. В качестве объекта исследования выступили учащиеся 7 класса в количестве 25 человек, из них 13 девушек и 12 юношей.
Мы выбрали и использовали в работе следующие методики:
- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»;
- Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми;
- Тест-опросник родительского отношения Л. Я. Варга и В. В. Столина.
Результаты проведения первой методики нам показали, что из общего количества испытуемых 5 (20 %) детей экспериментальной группы отметили позитивный интерес во взаимоотношениях с родителями, 9 (36 %) детей — категоричность, 4 (6 %) детей — враждебность, 4 (16 %) детей — самостоятельность, 3 (12 %) ребят — противоречивость.
Таким образом, в данном классе большое число семей с директивным типом детско-родительских отношений 9(36 %).
По результатам методики изучения взаимодействия детей с родителями, нами были выявлены следующие критерии.
Критерий «Требовательность» был указан 15 детьми, тем самым 60 % детей экспериментальной группы считают своих родителей излишне требовательными.
13 человек (42 %) выделили такой критерий во взаимоотношениях с родителями, как «Строгость». Дети считают, что их родители слишком строги и суровы по отношению к ним.
Если взять такой критерий, как «Контроль», то 19 детей, то есть 76 %, считают, что родители излишне контролируют их действия.
Кроме того, 10 человек, т. е. 40 % детей чувствуют отвержение со стороны своих родителей (критерий «Отвержение»). А также 12 человек (28 %) выбрали критерий «Отсутствие сотрудничества», это говорит нам о том, что в отношениях родителей и детей отсутствует равноправие.
Результаты опроса по критерию «Несогласие между родителем и ребёнком» показали, что его выделили 25 детей (100 %). Это говорит нам о том, что между родителями и детьми отсутствует согласие.
По критерию «Непоследовательность родителей» выявлено 19 человек, что составило 76 %. То есть, родители этих подростков постоянно меняют требования и позицию по отношению к ребенку. По критерию же «Авторитетность родителей» выявлено6 (24 %)детей, которые к своим родителям относятся положительно.
Результаты последнего вопроса по критерию «Удовлетворенность отношениями с родителями» показали, что 3 ребенка (12 %)удовлетворены своими взаимоотношениями с родителями.
По данному исследованию, можно сделать вывод о том, что в большинстве семей свойственны такие критерии, как строгость, завышенная требовательность, недостаток помощи, контроль и низкая авторитетность родителей.
Опросник родительского отношения Л. Я. Варга и В. В. Столина был нами использован для выявления типа родительского отношения.
В группе получены следующие данные:
По типу «Отвержение» выявлено 15 человек. По полученным данным, можно сделать вывод о том, что 60 % родителей испытывают негативные эмоции к ребенку.
Следующий тип «Общественная желанность» выявлен только у 1 человека (4 %). Это свидетельствует о том, что данный родитель часто одобряет, хвалит и поощряет ребенка.
Тип «Симбиоз» нами было выявлено 3 человека (12 %). Высокие показатели, позволяют нам сделать вывод о том, что родители пытаются быть ближе к своим детям.
Тип «Контроль» определен у 3 человек (12 %). Это говорит нам о том, что к ребёнку относятся излишне требовательно и ставит перед ним определенные рамки.
И последний тип «Инфантилизация» выявлен у 3 человек (12 %). Полученные данные, говорят о том, что в семье ребёнка считают невезунчиком и несмышленышем.
По результатам данной методики заметно, что в группе большое количество родителей, у которых отвержение — ведущий тип детско-родительских отношений. Поэтому, нами была спланирована дальнейшая работа с родителями. С этой целью мы подготовили программу психолого-педагогической помощи родителям и подросткам в профилактике девиантного поведения.
В ходе реализации программы в дальнейшем мы предполагаем, что направленная профилактическая работа поможет родителям в создании благоприятной обстановки в семье, которая будет способствовать формированию межличностных отношений родителей и подростка.
Литература:
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1994.-224с.
- Никитин В. А. Социальная педагогика.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-272с.