В статье исследуется проблема влияния неполной семьи на девиантное поведение младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что неполная семья является фактором возникновения девиантного поведения младших школьников.
Ключевые слова: влияние, девиантное поведение, младшие школьники, неполные семьи.
Abstract. The paper investigates the problem of the influence of incomplete family on deviant behavior of younger students. By means of an experiment the authors proved that single-parent family is a factor of the emergence of deviant behavior of younger students.
Keywords: impact, deviant behavior, younger students, single-parent families.
Актуальность выбранной нами проблемы, заключается в том, что в данный момент времени в современной обстановке имеют распространенность, такие формы асоциального поведения учеников, как: употребление детьми наркотических веществ, преступность, занятие азартными играми, детский алкоголизм и проституция, суицидальное поведение детей, дети индиго, интернет-зависимость, агрессия [7].
По результатам современной статистики, эту группу детей девиантного поведения, в основном составляют дети из неполных семей. Основной наиболее значимой причиной проявления девиаций, а также нежелательного поведения в детстве считается педагогическая запущенность в условиях воспитания в неполной семье [3].
По мнению доктора педагогических наук С.А. Беличевой, отклоняющееся поведение – это дезорганизация развития социализированности мальчиков и девочек; поступки, не согласованные с юридическими и моральными законами [2].
С позиции Холостовой Е.Н. неполная семья – семья, где нет одного из родителей. Неполная семья малая – группа с частичными неполными связями, где отсутствует установленный порядок взаимоотношений мама-папа-дитя [5].
В психолого-педагогической литературе можно встретить другую интерпретацию неполной семьи: материнская, где в семье отсутствует отец, и таким образом созданы условия для появления различных аномалий в психике детей, в том числе появление девиаций. Специалисты придерживаются того мнения, что недостаток сильного крепкого воздействия в таких семьях возможно может проявляться в следующем:
– нарушении полноценного становления познавательной сферы, хромает «аналитичная геометрия» детей;
– менее определенным образом происходит процесс гендерной общности детей;
– трудности обучении детей младшего школьного и подросткового возраста, коммуникабельности с представителям противоположного пола;
– становлении возможного формирования излишней ласки к маме.
По утверждениям специалистов, характерные свойства в становлении познавательной сферы детей из данного типа семьи начинают выражаться в начальной школе, когда интеллектуальный труд особенно усиленный и обогащенный. Уровень успеха детерминирован индивидуальными особенностями личности, стремлением к учению, интересом к учебной деятельности.
Очень значимым вопросом в плане духовности, переплетающимся с взращиванием детей в такой семье, служит нарушение гендерной идентичности, отсутствие опыта «половых ролей» [5].
Следующим из препятствий, с которым встречаются мальчики и девочки из неполных семей, считается отсутствие борьбы с жизненными трудностями, неуверенность в себе, а в следствии, низкая степень их общественной инициативности. Что же касается социализации, возникновения общественной инициативности ребят, растущих в таких семьях, то показатели уровней их развития низкие. У таких детей ученые дифференцируют социальную, гражданскую, и психологическую незрелость, недоразвитость, детскость, и в этом стоит искать причину в «женском» взращивании, «женской» педагогике, дефицитном значении папы в семье. Существует утверждение, что недостаток папы в семье влечет за собой искажение онтогенеза детей в плане психического развития, уменьшению их общественной инициативности, дезорганизацию процесса онтогенеза человека и осознания своей принадлежности к мужскому или женскому полу, и всяческого характера девиациям в поведении и в душевном психическом самочувствии [6].
Алмазов Б.Н утверждает, что эти семьи характеризуются недостаточно высокой общей степенью образования одного из родителей, не имеющих попытки предоставить поддержку ребенку в учебной деятельности; также это семьи, где дети тратят много времени и сил на сохранение их финансового достатка.
Данные семьи по себе не формируют «трудных» детей, случается, в них вырастают нравственно совершенные люди [1].
Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается система наказаний и поощрений, применяемой в неполной семье. Здесь нужны особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная ласка, так и наказание одного из родителей равносильно и опасно в воспитании детей. Дефицит в семье эмоционального комфорта, теплоты и любви, помощи в любой момент по отношению к ребенку вызывает его психическое состояние [1].
На данный момент времени наиболее распространенная форма отклоняющегося поведения, как в благополучной семье, так и не в полной – проявление агрессии. В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения влияния неполной семьи на девиантное поведение младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы девиантного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе;
2. Раскрыть особенности развития младших школьников в неполной семье;
3. Исследовать особенности девиантного поведения младших школьников в условиях общеобразовательной школы;
4. Разработать программу для специалистов образовательных учреждений по профилактике девиантного поведения.
Для изучения данной проблемы мы подобрали диагностический инструментарий и провели экспериментальное исследование на базе МБОУ Криушинская СОШ. В экспериментальную группу вошли 12 учащихся начальных классов, которые воспитываются в неполных семьях.
Диагностическое исследование мы начали с проведения методики «Кактус», составителем которой является М.А.Панфилова. Целью данной методики является проявления чувств детей, факта враждебности, его ориентации и насыщенности. Для проведения данной методики учащимся рекомендовалось на листе бумаги изобразить кактус, как он выглядит в их представлении. Для выполнения этой работы ребенку дается нужное количество времени. По окончанию работы с каждым ребенком проходило обсуждение. Во время обсуждения ребятам задавались вопросы с целью уточнения интерпретации рисунка.
Остановимся подробнее на полученных результатах проективной методики детей. Нами были выявлены следующие уровни проявления чувств детей, факта враждебности, его ориентации и насыщенности:
– низкий уровень проявления наблюдался у 27% (4 человека). Эти результаты показали – Катя М., Витя В., Лена Л., Даша К. Данному уровню соответствует отсутствие колючек у кактуса в рисунках. Наличие низкого уровня агрессивности детей было видно даже по их внешнему виду. Дети спокойны, общительны;
– средний уровень проявления наблюдался у 53% (8 человек). В рисунках этих детей нарисован дикорастущий пустынный кактус, в нем присутствует наличие темных цветов и штриховки, что говорит об эгоцентризме и тревожности, также небольшое число колючек, но они не четко прорисованы. Значительную часть изображения занимает ствол кактуса или остальные составляющие изображения;
– высокий уровень проявления наблюдался у 20% (3 человека) – Андрей Г., Максим Л., Матвей Ч. В рисунках испытуемых с таким уровнем, присутствуют продолжительные, выпирающие в различные направления колючки. Колючки изображены детально, четко и на рисунках их много.
Преобладающим уровнем проявления чувств детей, факта враждебности, его ориентации и насыщенности является средний уровень проявления (53%). Следовательно, было подтверждено посредством проективной методики «Кактус», что в детской среде на данный момент наиболее распространенный вид девиантного поведения младших школьников в изученных семьях – проявление агрессии.
Для проведения дальнейшего диагностического исследования мы использовали методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н.Орла и получили следующие результаты:
По шкале склонности к агрессии и насилию полученные результаты доказывают, что дети (9 учащихся – 75%) не могут контролировать свои эмоции и чувства и проявляют агрессию по отношению к сверстникам, животным
По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению данный показатель был выявлен у 5 учащихся, что составило 41,6 %. Этим детям присуще склонность к риску, потребность в острых ощущениях.
По шкале волевого контроля эмоциональных реакций результаты были выявлены у 1 учащегося (8,3%). Данный ребенок не контролирует поведенческие проявления эмоциональных реакций, имеет слабый волевой контроль эмоций и чувств в реализации в поведении отрицательных проявлений.
Обобщая полученные нами результаты проведения данной методики можно сделать вывод о том, что в классе у большинства детей (9 человек – 75 %) преобладает склонность агрессии и насилию.
Мы продолжили наше исследование с помощью проведения методики «Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности» Н. Айзенка (в модификации Т.В. Матолиной), которая направлена на определение базовых психодинамических личностных свойств. Данная методика была подобрана нами с целью изучения вопроса: как личностные свойства влияют на девиации в психике и поведении ребенка. Мы получили следующие результаты:
6 человек, что составляет 40 % от общего числа учеников, (это Ксюша К., Юра К., Карина С., Данила Б., Антон З., Андрей З.) относятся к Типу №11. Э: 20-24; Н: 4-8. Им свойственны следующие характерологические проявления: они активны, общительны, благородны, честолюбивы, наряду с этим легко соглашаются на рискованные развлечения. Не всегда разборчивы в друзьях, в средствах достижения цели, имеют организаторские склонности.
6 человек, что составляет 40% от общего числа учеников, относятся к Типу №7. Э: 0-4; Н: 8-16. Им свойственны следующие характерологические проявления: они скромны, активны, справедливы, являются преданными друзьями. О них можно сказать, что они очень хорошие, умелые помощники, но плохие организаторы. Как правило, они застенчивы, часто предпочитают оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоят, а дружат вдвоем. Взаимоотношениям придают большое значение.
3 человек, что составляет 20% от общего числа учеников, относятся к Типу № 4. Э: 0-4; Н: 20-24. Им свойственны следующие характерологические проявления: данный тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Они необщительны, поэтому имеют смещенные оценки и самооценки. Это высокоранимые дети, у которых процесс адаптации идет длительное время, поэтому действия у них замедленны. Они не любят активный образ жизни, легко драматизируют ситуацию.
Таким образом, проведенное нами исследование доказывает, что у большинства детей, воспитывающихся в неполных семьях, наблюдается агрессивные проявления. Значит, для дальнейшей работы по решению данной проблемы младших школьников, нам необходимо продумать коррекционно-развивающие занятия, что и планируется нами в перспективе дальнейшей работы по данной теме исследования.
Литература:
1. Алмазов Б.Н Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск: УрГУ, 1996. – 150 с.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Соц. здоровье России, 1994. – 221 С.
3. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение детей и причины его возникновения // Девиантное поведение: профилактика, коррекция. – М.: «Владос», 2010. – 288 с.
4. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – Кн. 2: Психология образования. – 480 с.
5. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.; Тула: ИСР, 1996. – 168 с.
6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Изд во ВЛАДОС. ПРЕСС, 2006. – 271 с.
7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, Трикста, 2005. – 336 с.