Семейное неблагополучие как фактор риска совершения правонарушений несовершеннолетними | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 28.05.2017

Статья просмотрена: 1793 раза

Библиографическое описание:

Борзова, О. М. Семейное неблагополучие как фактор риска совершения правонарушений несовершеннолетними / О. М. Борзова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 404-408. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43781/ (дата обращения: 16.12.2024).



Правонарушения подростков остаются неизменно острой проблемой в условиях современного общества, потому что в сферы организованной преступности все больше втягивается несовершеннолетних. Уголовные и административные правонарушения несовершеннолетних опасны как для общества, так и для самой личности. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам. Но все же если анализировать статистические данные, то она неуклонно уменьшается: если за 2005 год количество несовершеннолетних правонарушителей составило 154734, за 2011 год этот показатель сократился до 71910, а в 2015 году — до 61833 [2].

Несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [3].

На основе анализа литературы выделили основные причины подростковых правонарушений:

1) Кризисная экономическая ситуация в стране.

Как справедливо указывает Ю. М. Антогонян, «нельзя забывать, что бедное общество бедно и духовно, это является одной из главных причин нынешнего высокого уровня безнравственности и преступности» [1, с. 68]. Особенно неблагополучно социально-экономическое положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которой недоступны многие внешне притягательные атрибуты. Это может толкать их на совершение погромов, краж, грабежей, разбоев и хулиганских действий.

2) Криминогенность родителей.

Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4–5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал.

Несовершеннолетние в таких семьях воспитываются в условиях высокой криминогенной зараженности микросреды. Антиобщественное противоправное поведение родителей пагубно влияет на их физическое и нравственно-психологическое развитие, порождает обстановку нравственной безответственности, служит одной из основных причин их алкоголизма, аморального и правонарушающего поведения.

3) Возрастные особенности.

Большинство правонарушений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почте озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста.

4) Отрицательное влияние группы сверстников на подростка.

Главной референтой группой в подростковом возрасте является группа сверстников. Она указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительная направленность может заключаться в учебной или производственной мотивации, а негативная — в злоупотреблении психоактивными веществами, пьянстве, хулиганстве и воровстве.

5) Влияние СМИ на подростковые правонарушения.

Средства массовой информации занимают особое место в современном обществе. Оно влияет на все сферы личности, в том числе и на становление личности подростка. СМИ имеет как отрицательные, так и положительные стороны. К сожалению, в последнее время СМИ демонстрирует только пошлость, насилие, жестокость, которое может привести к формированию антисоциальной направленности личности.

Антисоциальная направленность личности, как правило, порождает состояние противоправности.

На основе данных причин можно выделить основные характеристики несовершеннолетних правонарушителей, а именно:

‒ постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);

‒ следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участите в азартных играх;

‒ бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

‒ ранние половые связи, половая распущенность;

‒ систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;

‒ культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся в учебе, дисциплинированным поведением;

‒ привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления влияния отделенных показателей неблагополучия семьи на формирование негативных черт у подростков. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: «Шкала семейного окружения» (ШСО), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП).

Шкала семейного окружения предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов.

По данной шкале были получены следующие результаты:

Рис. 1. Результаты по методике ШСО

Из рис. 1 видно, что в 27 % семей высокий уровень конфликта, в 27 % — высокий уровень контроля, у 47 % — низкие показатели морально-нравственных аспектов, у 60 % — низкие показатели интеллектуально-культурной ориентации, у 27 % семей — низкие показатели ориентации на активный отдых.

Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

По данному опроснику были получены следующие результаты (рис. 2.):

Рис. 2. Результаты по опроснику СОП

У 40 % подростков проявилась склонность к деликвентному поведению, у 13 % — склонность к аддиктивному поведению, у 73 % подростков была выявлена склонность к агрессии и насилию, у 27 % — склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, у 20 % подростков результаты показали низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций.

Таким образом, можно сделать сравнительный анализ методик: «Шкала семейного окружения» (ШСО) и «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП).

Таблица 1

Сравнительный анализ методик ШСО иСОП

группы испытуемых (семьи)

ШСО

СОП

1

Высокий уровень организации, низкие показатели интеллектуально — культурная ориентация и сплоченность.

Склонность к деликвентному поведению, склонность к агрессии и насилию.

2

Высокий уровень конфликта, низкие показатели морально — нравственных аспектов.

Склонность к деликвентному поведению, склонность к агрессии и насилию

3

Низкий уровень морально — нравственных аспектов, низкий уровень контроля.

Склонность к агрессии и насилию

4

Высокий уровень сплоченности, организации и экспрессивности.

Склонности к аддиктивному поведению, склонности к преодолению норм и правил

5

Высокий показатель контроля, низкий показатель интеллектуально-культурной ориентации и ориентации на активный отдых.

Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций

6

Высокий уровень конфликта и низкий процент интеллектуально — культурной ориентации.

Склонности к деликвентному поведению, Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций

7

Низкий уровень ориентации на активный отдых и морально — нравственные аспекты, высокий уровень контроля.

Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций, склонности к агрессии и насилию

8

низкий уровень морально — нравственных аспектов, конфликтов, низкий уровень контроля.

Склонность к деликвентному поведению

9

Высокий уровень организации, низкие показатели интеллектуально- культурная ориентация и сплоченность.

Склонность к преодолению норм и правил, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

10

Высокий уровень конфликта и независимости, низкий уровень интеллектуально- культурной ориентации.

Склонность к деликвентному поведению, склонность к агрессии и насилию

11

Высокий уровень ориентации на достижения, низкие показатели контроля и ориентации на активный отдых.

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению,

склонность к деликвентному поведению

12

Высокие показатели контроля, конфликта, низкие морально нравственные аспекты.

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

13

Высокий показатель организации, контроля, низкий ориентация на активный отдых.

Склонности к деликвентному поведению

14

Низкий уровень морально — нравственных аспектов, низкий уровень контроля.

Склонности к агрессии и насилию, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

15

Высокий показатель контроля, низкий показатель интеллектуально-культурной ориентации.

Склонности к агрессии и насилию,

склонности к аддиктивному поведению

В соответствии с данными, приведенными в таблице 1 можно сделать вывод, что для детей, у которых преобладают низкие показатели морально- нравственных аспектов и низкие показатели интеллектуально-культурной ориентации, характерны такие черты, как агрессия и насилие и они склонны к делинквентному поведению (80 %). В семьях, где высокий уровень конфликта, высокий уровень контроля, низкие показатели на активный отдых, детям свойственные такие черты, как низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций и они так же склонные к делинкветному поведению (60 %).

Таким образом, при работе с детьми из неблагополучных семей в направлении профилактики правонарушений необходимо ориентироваться на формирование позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению, повышение правовой грамотности, усвоение знаний о способах сохранения здоровья, совершенствования коммуникативных навыков

Работа должна проводиться не только с подростками, но и их семьями, т. к. в данном случае семья является катализатором формирования негативных черт у подростков.

Литература:

  1. Е. В. Новикова Семья и формирование личности/ Новикова Н. В. — М.: Просвещение, 2013. — 156- 180 с.
  2. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru) (Дата обращения: 11.11.2016)
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (http://base.garant.ru/12116087/#ixzz4heD4t9tt)
Основные термины (генерируются автоматически): склонность, активный отдых, поведение, волевой контроль, высокий уровень конфликта, интеллектуально-культурная ориентация, культурная ориентация, отклоняющееся поведение, показатель, семья.


Похожие статьи

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Криминологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения у подростков

Похожие статьи

Девиантное поведение как предпосылка и фактор правонарушений в подростковой и молодежной среде

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Криминологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения у подростков

Задать вопрос