Преступность несовершеннолетних представляет особую угрозу для общества, не только в связи с негативным влиянием на общий уровень общественного порядка и безопасности в стране, но и в связи с риском пополнения в ближайшем будущем общества лицами с устойчивой преступной направленностью. Необходимость комплексного подхода к данной проблеме, разработка более эффективных мер профилактики и противодействия преступности среди несовершеннолетних особенно остро назрела в настоящее время.
Рост числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является одной из самых актуальных общественных проблем на данный момент.
Актуальность дискуссии по данной проблематике вновь была обозначена как приоритетная в 2025 году на уровне руководства Следственного Комитета Российской Федерации. По информации председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, в 2025 году более 14 тыс. подростков совершили преступления, особенно отмечен рост подростковой преступности. [1]
Согласно официальным данным на конец 2024 года, опубликованным на сайте Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в Отчёте о составе осуждённых на месте совершения преступления за 12 месяцев 2024 года, общее количество несовершеннолетних осуждённых по всем составам УК РФ лиц, составило 11 944 человека. [2]
В СКР указали также на увеличение числа детей, не достигших к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности.
Кроме того, прослеживается «устойчивая динамика» роста числа детей, совершающих преступления в составе организованной группы или преступного сообщества. Всем известно, что, например, в последнее время мошенники все чаще превращают подростков в преступников-дропперов.
Стоит более подробно раскрыть определение понятия, используемого в криминологической практике, как «Дроппер» (сокращённо «Дроп»). Это подставное лицо, как правило, социально уязвимое, используемое для обналичивания или перевода нелегально полученных денежных средств, а также для прикрытия деятельности реальных криминальных элементов.
Подростковая преступность принимает рецидивный, устойчивый характер. Часто совершаемые подростками преступления выходят за пределы мелких хулиганств и становятся наиболее социально опасными: квартирные кражи, разбойные нападения, грабежи, влекущие за собой не только имущественный ущерб, но и причинение телесного вреда, насилие, операции с наркотиками, жестокие убийства, киберпреступления, финансовые преступления.
Правонарушения несовершеннолетних носят специфический характер, который проявляется в комплексе причин и мотивации формирования подобного поведения, некоторые особенности обусловлены личностными характеристиками.
Психолого-педагогический аспект совершения преступлений несовершеннолетними включает изучение причин противоправного поведения, особенностей личности несовершеннолетнего преступника и влияния окружающей среды на формирование противоправного поведения. Анализ этого аспекта важен для формирования эффективных мер профилактики преступлений среди несовершеннолетних.
Девиантное поведение несовершеннолетних, склонность к совершению преступлений, прежде всего, связаны с их личностными качествами, психологическими особенностями, проявляющимися в силу их возраста, отсутствием полной дееспособности. Такие личностные качества, как импульсивность, несдержанность, стремление быть «как все», приспосабливаться к мнению большинства, внушаемость, ранимость и т. д., присущи многим, но все-таки далеко не все становятся преступниками.
Важно, эти личностные качества направить «в правильное русло», ведущее к созиданию, а не к разрушению личности. Своевременно поддержать, поощрить за приложенные усилия, не критиковать подростков за их своеобразное видение мира и, возможно, в чем-то не схожее с общепризнанными нормами поведение, помочь разобраться, чтобы появилась вера в собственные силы, стремление к успеху, мотивировать на преодоление жизненных трудностей и самостоятельное решение проблем.
Часто у подростков происходит деформация нравственных установок, искажённое представление о моральных понятиях, например, они смешивают «настойчивость» и «упрямство», «смелость», часто ими движет жажда авантюры, стремление к самоутверждению, и как результат, неоправданно рискованное поведение, ведущее к правонарушениям и преступлениям, так как любая противоправная деятельность подразумевает риск.
Незрелость и искаженное представление о системе правовых запретов в обществе, неспособность регулировать свои потребности приводят к тому, что следование антиобщественным формам поведения для несовершеннолетних представляется наиболее лёгким и удобным вариантом существования. И если рядом, в ближайшем окружении, оказываются мнимые авторитеты, как правило старшего возраста, с криминальным прошлым, то склонить на преступный путь неадаптированного к жизни ребенка не составляет особого труда.
Таким образом, ближайшее окружение несовершеннолетних играет огромную роль в формировании их личности.
И это окружение, прежде всего, — семья. Отрицательный пример родителей и других членов семьи оказывает большое влияние на проявление противоправного поведения детей. Довольно часто родители, совершая преступления, вовлекают в свою преступную деятельность и своих детей. Ребенок подсознательно копирует отрицательный пример взрослых, модель их поведения, пытаясь во всем им соответствовать.
В случаях, когда в семье жестокость — это норма, физическое и другие виды насилия являются постоянным средством воздействия, у детей озлобленность против родителей сохраняется на всю жизнь. Известны случаи жестоких убийств детьми и подростками своих родителей. Подросток ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей — у него появляется ненависть к людям, и жертвой может стать абсолютно любой человек.
Отсутствие должного контроля семьи и образовательных учреждений за связями и временем несовершеннолетних, безнадзорность являются результатом более 90 % случаев преступлений, происходящих внутри семьи. Одна из главных причин в том, что в неблагополучной семье — дети предоставлены сами себе, нет должной заботы, любви и внимания.
Отсутствие эмоциональных контактов между членами семьи, неблагополучная эмоциональная атмосфера — важная причина беспризорности среди детей и подростков. Непоследовательность воспитания, отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка; хаотичность в воспитании из-за несогласованности родителей; отсутствие доверительных отношений в семье, вызывают у подростка реакцию в форме поведенческих нарушений: побег из дома, бродяжничество, суицид. Отсутствие контроля над поведением детей, аморальный образ жизни родителей, неполная семья затрудняют развитие способности ребёнка к самоутверждению в различных жизненных ситуациях.
Социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам, отсутствие у родителей возможности материально обеспечивать реально необходимые потребности детей, и между тем, желание детей быть богатыми и успешными при отсутствии возможностей, не пытаясь и не прикладывая никаких усилий для достижения желаемого, также могут стать причиной их противоправного поведения.
Удовлетворяя свои потребности, многие подростки начинают получать нелегальные доходы, приобретать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступлений.
В данном случае важно создать для несовершеннолетних определенную систему самореализации и трудоустройства, предоставляя подросткам возможность самим честным путем заработать необходимые финансовые средства.
Противоправное поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием внешней социальной среды, подстрекательством на противоправные действия со стороны сверстников. В подростковом возрасте наиболее значимым для подростка является мнение сверстника, вследствие этого он легко поддаётся на уговоры. Соглашаясь, он уверен, что сможет самоутвердиться и заявить о себе. Часто в кругу сверстников несовершеннолетний находит поддержку и признание своего успеха, ощущение комфорта, которого ему так не хватает в семье, и беспрекословно выполняет все требования этой группы, даже если их действия идут в разрез с законом.
Чтобы ребенок не попал в криминальный мир, необходимо помочь ребенку адаптироваться среди своих одноклассников, в своей школе, в коллективе сверстников, не имеющем противоправных наклонностей, путем вовлечения ребенка в общественные мероприятия, выступления, концерты, походы и т. д. Для успешной жизни повышать у ребенка самооценку до нужного уровня и нормализовать ее, если вдруг, она окажется, слишком завышена. В данном случае важна работа учителей, воспитателей, психологов. Для поднятия своего рейтинга среди сверстников нередко подростки выкладывают в интернет видео, на которых запечатлены жестокие сцены истязания животных, избиения сверстников, издевательства над взрослыми в беспомощном состоянии и другие подтверждения противоправных действий, которые впоследствии могут быть использованы как источники доказательственной информации об их виновности в совершении данных конкретных преступлений.
Деструктивный контент в сети Интернет, в СМИ, культивирование насилия, жестокости, демонстрация фильмов, телепередач, доступность интернет ресурсов со стандартами антиобщественного поведения, нормализующими жестокость, также являются причиной криминализации молодежи. Современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности, даже если эту личность он видит на экране в жестоких криминальных сценах. В общественном мнении имеет место популярная точка зрения, о том, что фильмы должны быть нацелены на формирование и воспитание в ребенке лучших человеческих качеств, таких как: любовь к своим близким, честность, справедливость, доброта, участие, бескорыстность, сострадание, и так далее. Зачастую, с неуспеваемости по учебе, отстраненности от общественной жизни в школе, отстранения от семьи, знакомство с группой лиц, имеющих криминальные взгляды, и начинается противоправная деятельность детей.
Для формирования законопослушного поведения также необходимо обеспечить постоянную внеучебную занятость с позитивной направленностью для несовершеннолетних. Но не все семьи могут оплачивать дополнительные занятия. Должны быть доступны бесплатные спортивные секции, должны бесплатно предоставляться помещения, где можно заниматься музыкой, развивать свои художественные навыки, где можно научиться делать что-то полезное своими руками, должны быть бесплатные кружки по интересам, студии и так далее.
Задача государства и семьи — создать с учетом индивидуальных особенностей ребенка и внешних обстоятельств условия для ребенка, в которых он будет ощущать свою значимость, нужность, защиту, сможет проявить позитивную самостоятельность и активность, моральную стойкость. Все это будет способствовать гармоничному развитию личности и стремлению к саморазвитию, и тогда, снизится риск совершения противоправных действий среди несовершеннолетних.
Правовое регулирование предупреждения и профилактики преступности, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи, — одно из основных направлений и приоритетных задач государственной политики современной России, что определено, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400. [3]
Главное помнить и делать всё во исполнение важнейшего принципа: «Дети — это наше будущее». И главное в этом аспекте — создать все условия, чтобы дети в будущем стали законопослушными гражданами, с наивысшим уровнем правового сознания, с полным неприятием противоправных моделей поведения.
Литература:
- Криминальный подросток. — Текст: электронный // rg.ru: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2025/10/22/kriminalnyj-podrost.html (дата обращения: 18.12.2025)..
- Отчёт о составе осуждённых на месте совершения преступления за 12 месяцев 2024 года, опубликованным на сайте Судебного Департамента при Верховном Суде РФ // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ: [сайт]. — URL: https://cdep.ru/index.php?id=79 %20item=8946&item=8946 (дата обращения: 18.12.2025).
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.07.2021, «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351

