Ключевые слова:семейные отношения, подросток, ребёнок, полная семья, неполная семья, отец, мать.
Key words:Family relations, full family, not full family, father, mother.
По мере углубления социально-политических реформ в Республике Узбекистан все более конкретизируется идея социальной поддержки подрастающего поколения, обретая черты целевых социальных действий и реальной социальной защиты. Семья — естественная и наилучшая среда для воспитания ребенка. Однако, не всегда воспитание в семье дает положительные показатели, полные и неполные семьи также отличаются своей спецификой.
Проблема семьи и отношения к детям изучается в психолого-педагогических науках в самых различных аспектах. И это понятно, если учесть их важность для становления личности ребенка. Социальная ситуация развития детей [2], как один из важнейших факторов, предопределяющих характер развития личности, предполагает особое внимание к изучению проблем детерминации отношения близких взрослых к особенности развития личности детей. В этом ракурсе серьезного внимания заслуживают исследования Б. Д. Эльконина (2008); А. В. Запорожца, Я. З. Неверович (1986); Г. Т. Хоментаускас (1989); Г. Г. Филипповой (2002) и многих других, в которых выделяются и изучаются различные типы отношения близких взрослых (родителей, учителей, воспитателей) к детям. Под отношением близкого взрослого понимается система разнообразных чувств, испытываемых к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. При изучении влияния отношения близких взрослых на эмоциональное благополучие ребенка внимание психологов концентрируется на поисках особенностей связей между взрослыми и детьми. Тем не менее, характер отношения близких взрослых к детям в полных и неполных семьях как фактор, детерминирующий особенности развития детей остается малоизученным.
Целью нашего исследования является изучение характера взаимоотношений между родителями и детьми подросткового возраста в полных и неполных семьях. В целях обеспечения объективности и валидности результатов, мы работали с 50 членами полных и неполных семей.
Актуальность нашего исследования обосновывается также тем, что малоизученным остается на сегодняшний день то, каким образом и что именно в отношении родителя к ребенку определяет особенности его семьи, а также возможности выявления и изучения эмоциональных аспектов отношения близких, значимых взрослых к детям, влияния состава семьи.
Задачи исследования: исходя из свойств характера подросткового периода, определить косвенные причины конфликтных отношений между матерью и ребёнком. При исследовании использовались методики Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого (Анализ семейных отношений).
По результатам исследования мы обратили внимание на то, что в узбекских семьях матери всегда стараются контролировать поведение ребёнка-подростка. На вопрос «Надо ли контролировать подростка?» большинство из матерей, особенно из полных семей посчитали что «Контроль над подростками должен быть строгий» (3,6) — максимальный показатель по счёту был (7), кроме того они указали, что в первую очередь строгость нужно принимать при воспитании девушек. Особенно это мнение определилось у матерей из полных семей, по ответам матерей воспитывающих девочек, ответ составил 85,7 % а матерей воспитывающих только мальчиков составило 14,3 %. Кроме того, нами получены результаты о нехватке контроля над подростками мальчиками 25 % и 37,5 %, что говорит о том что значит, контроль во многом уделяется девочкам подросткам (37,5 %). Схожие проблемы при воспитании девочек и мальчиков определились и в других позициях. Например, по мнениям матерей потребности дочерей всегда должны составлять 100 %, а потребности сыновей составляло всего (33 %); есть гендерные разницы во мнениях родителей полных семей по требованиям обеспечении детей-подростков (25 % и 50 %), сомнение матерей в своих методах воспитания составило 75 % и 50 %.
Причину таких результатов мы приобщили к тому, что у матерей присутствуют страхи и неуверенности в воспитании детей. 75 % опрошенных матерей подтвердили факт, что боятся потерять своих детей из-за конфликтов, боятся разрушить взаимоотношения с ними. Компетентность и уверенность в своих воспитательских качествах проявили всего 14,3 % опрошенных; 28.6 % указали, что воспитанием в семье должен заниматься мужчина, т. е. отец.
Психологический анализ анкеты, подтвердил, что некоторые матери одиноки во всех позициях, т. е. предпочитают, чтобы отец отвечал за поведение и воспитание ребенка в семье. Например, оказалось, что матери боятся сложностей перед подростком, установления многих ограничений и запретов, в некоторых ответах не существование ограничений, наказание подростка и ожесточение мер, или не строгое наказание. Большинство матерей совершают множество промахов, именно в подростком возрасте, когда их ребёнок становится по своему самостоятельным, когда он стремится к независимости. В целом, не имея значения пола ребёнка, за его поведением взрослые должны контролировать или же нести ответственность. По продолжению анализа коэффициентов ответов, оказалось, что нет большой разницы среди полных и неполных семей матерей по поводу строгого наказания, показатель составил (3,6 и 3,3 %). Было выяснено, среди женщин из неполных семей, они более строже относятся к сыновьям (3,2 и 2,5) Следовательно, более строгие меры в полных и неполных семьях (3,1) дали соответствующие результаты.
В предыдущих положениях анкеты «Требования для подростков и их сложности в выполнении» показали следующие результаты. К примеру, матери перед домашними обязанностями не учитывали пол ребенка. Особенно если в полных семьях воспитывается дочь, а в неполных — сын (3,0 и 2,9 %). Мытье посуды, присмотр за младшим, уборка, готовка, хотя в менталитете узбекского народа присутствует гендерные особенности, т. е. вышеуказанные занятия считаются «женскими заботами».
В заключение, еще раз важно отметить, что в рамках статьи мы не претендуем на достаточный анализ заявленных проблем, это в определенной мере некоторые комментарии, требующие последующей тщательной проработки, однако предварительные результаты, получившие убедительные доводы математико-статистической обработки, послужили основанием для их презентации.
Результаты по проведенной процедуре валидизации методики убеждают нас и ее автора в необходимости продолжения работы над созданием полупроективного метода, позволяющего вскрыть не только эмоциональную составляющую родительского поведения во взаимоотношениях с детьми в различных сферах жизнедеятельности в полных и неполных семьях, но и те побуждения к действиям, которые соответствуют в данных семьях.
В заключение можно констатировать, во-первых, необходимость продолжения процедуры валидизации методики и возможность приведения ее к инструменту, который можно использовать не только в исследовательских целях, но и при консультативной работе семейного и детского психолога.
Литература:
1. Зеньковский В. В. Психология детства. — М., 1995. — 347 с.
2. Филлипова Г. Г. Психология материнства. — М.,2002. — 239 с.
3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия-Л; 1959. 192с.
4. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. (Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу» (Вып.1)) ∕ Э. Г. Эйдемиллер ∕ ∕ Под общ. ред. Л. И. Вассермана.- М.: «Фолиум», 1996.- 48с.
5. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., — М., 2008. — 144 с.