В статье автор изучает взаимосвязь детско-отцовских отношений и самооценки ребенка в полной и неполной семье.
Ключевые слова: детско-отцовские отношения, самооценка, ребенок, полная семья, неполная семья.
Среди многих проблем неполных семей особенно острой, на наш взгляд, предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Ведь сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Так, американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Многие исследования доказывают, что дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что в свою очередь ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще других проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. Кроме того, они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками [1, с.34]. Самооценка является одним из ведущих факторов развития личности. Ситуация развода, влияя в целом негативно на развитие личности ребенка, сказывается и на ее формировании. Взаимодействие родителей и детей, как в полной, так и в неполной семье осуществляется через родительские позиции, оценки и установки [2, с.53].
Существует много исследований по проблеме изучения психологических особенностей детей, проживающих в неполных семьях, тем не менее, остается важным вопрос об оказании им психологической помощи. Для того чтобы определить вид помощи надо изучить конкретные психологические особенности детей. В этих целях была предпринята попытка изучения и сравнения детско-родительских отношений, а именно, детско — отцовских отношений и самооценки детей, проживающих в полных и неполных семьях.
Целью нашего исследования сталоизучение взаимосвязи детско-отцовских отношений и самооценки ребенка в полной и неполной семье. Объектом исследования явилисьсамооценка ребенка, характеристики детско-отцовских отношений. Предмет исследования — взаимосвязь детско-отцовских отношений и самооценки ребенка в полной и неполной семье.
Общая гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь детско-отцовских отношений и самооценки ребенка в полной и неполной семье.
Частные гипотезы:
1) У детей в полной семье существует взаимосвязь адекватной и неадекатной со склонностью к завышению самооценки с такими характеристиками детско-отцовских отношений как принятие ребенка, кооперация и симбиоз с ним, удовлетворенность отношениями друг с другом.
2) У детей в неполной семье существует взаимосвязь неадекватной самооценки со склонностью, как к завышению, так и занижению с такими характеристиками детско-отцовских отношений как кооперация, отвержение и требовательность родителей.
Теоретико-методологическую базуисследования составилитеория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби, теория поля К. Левина, концепция незавершенного действия Б. В. Зейгарник [5, с. 3], а такжеработы об особенностях детско-материнских взаимоотношений и их влияния на процесс психического развития ребенка (А. С. Батуев, Н. Н. Авдеева,
Е. О. Смирнова и др.); о взаимосвязи характеристик взаимодействия матери, отца и ребенка в связи c полом, возрастом ребенка, перинатальными показателями, особенностями развития ребенка и характеристиками взаимодействия матери и ребенка (И. А. Аринцина, Н. Н. Искра,
М. Ю. Конькова, Р. Ж. Мухамедрахимов, В. Ю. Иванова, О. И. Пальмов и др.
А также исследования проблемы взаимоотношений между родителями и детьми в неполных семьях (А. И. Захаров, К. Е. Пикхарт, Л. Б. Шнейдер,
Э. Г. Эйдемиллер, и др.) [3; 4].
Методы и методики исследования: теоретические методы; эмпирические методы; методы количественного анализа данных. Психодиагностические методики: «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО); Проективная методика Рене Жиля; Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР); Методика изучения эмоционально-личностной сферы ребенка на основе рисунка семьи (методика «Рисунок семьи).Методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (программа Statistika 6.0).
Организационная база исследования: В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 9–10 лет из неполных (материнских) семей и их отцы (10 человек) и 10 детей из полных семей в возрасте 9–10 лет и их отцы (10 человек). Все семьи имеют одного ребенка. Испытуемые являлись учениками 3 классов. В экспериментальную группу входили дети из неполных семей, а в контрольную дети из полных семей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе практических психологов, педагогов, а также при подготовке научно-методических материалов по работе с проблемой взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки ребенка. Кроме того, разработанные практические рекомендации для родителей детей — могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений.
По результатам «Теста — опросника родительского отношения (ОРО)» мы видим, что у большинства отцов, которые не живут вместе с детьми и не воспитывают их, ежедневно преобладают высокие показатели по шкале авторитарной гиперсоциализации (среднее значение выраженности данного стиля — 70,5 %), по шкале принятие/отвержение получены большие баллы, что в целом говорит о принятии родителями детей (среднее значение выраженности данного стиля — 65,9 %). Для изучения особенностей отношения с позиций ребенка нами был использован проективный тест Рене Жиля. В результате проведенного исследования установлено, что у детей из неполных семей, снижено отношение к родителям, как к чете (среднее значение 44,8 балла). Результаты, полученные с помощью опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР), позволили оценить особенности взаимодействия в системе родитель-ребенок. Наиболее высокие результаты испытуемых по шкале «Контроль по отношению к ребенку». Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. На втором месте по уровню выраженности находятся результаты по шкале «Тревожность». Следующим параметром является «Требовательность родителей. Высокий уровень требовательности родителей в данном случае может объясняться тем, что родитель, не проживающий вместе с ребенком, и не имеющий возможности постоянно заниматься его воспитанием, опасается, что в отношении ребенка не достаточное внимание уделяется предъявлению требований к поведению и поступкам ребенка, и в целом — воспитанию.
В методике «Рисунок семьи» по признаку «Разделение членов семьи предметами, людьми, расстоянием» в неполных семьях дети разделяют членов семьи предметами интерьера, также наблюдается присутствие и отделение от родителя таких персонажей как «крестный», «папин друг», «сосед», т. е. люди, которые частично замещают детям отсутствие одного из родителей. По признаку «местоположение ребенка относительно родителей» дети в неполных семьях в большинстве случаев ставят себя на последнее место. При этом чаще всего (у 67 % детей) располагают себя в нижней части листа, что сигнализирует о заниженной самооценки. Однако есть в рисунках и тенденции завышения самооценки (32 % детей).
Методика детско-родительских отношений (ОРО) в группе полных семей показала, что по шкале «Принятие»: 58 % опрошенных родителей в полной семье принимают своего ребенка. По шкале «Кооперация» 62 % опрошенных родителей проявляет заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. У 58 % опрошенных родителей в полной семье испытуемых дистанция в общении с ребенком слишком мала.
То есть, родители из полных семей стараются быть в большем симбиозе, чем родители из неполных семей, они больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник».
Проективный тест Рене Жиля показал, что у детей из полных семей, отношение к родителям, как к чете преобладает (среднее значение 66 баллов). В структуре отношений детей доминируют категории «общительность» (65 % испытуемых), «любознательность» и «доминантность» (78 %), что свидетельствует о расширении сферы взаимоотношений.
То есть, можно сказать, что дети из полных семей более уравновешены и спокойны, чем дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит разлуку с дорогим для него человеком, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции. Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи. Дети из неполных семей тянутся к матери, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной человек. Для детей важно как можно больше времени проводить с ней, так как именно она заполняет им отсутствие частого общения с отцом.
Диагностика с помощью опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР), показала, что наиболее высокие результаты у испытуемых данной группы также по шкале «Контроль по отношению к ребенку». На втором месте по уровню выраженности находятся результаты по шкале «Требовательность». Следующими выраженными параметрами являются «Принятие ребенка» и «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями». То есть, в полных семьях % принятия ребенка несколько выше, как и взаимная удовлетворенность, отношениями в семье.
С помощью математической обработки в группе неполных семей наиболее выраженные корреляционные связи мы обнаружили между такими параметрами как заниженная самооценка и отвержение (rs=0,43, р0,05), завышенная самооценка и кооперация (rs=0,43, р0,05), незащищенность и авторитарная гиперсоциализация (rs=0,44, р0,05); незащищенность и требовательность родителей (rs=0,44, р0,05), заниженная самооценка и требовательность родителей (rs=0,51, р0,05).
В группе полных семей наиболее выраженные корреляционные связи мы обнаружили между такими параметрами как завышенная самооценка и принятие (rs=0,44, р0,05), адекватная самооценка и доверительные отношения(rs=0,40, р0,05), адекватная самооценка и открытые отношения (rs=0,44, р0,05), защищенность и принятие ребенка (rs=0,44, р0,05), защищенность и кооперация (rs=0,40, р0,05); защищенность и эмоциональная близость ребенка к родителям (rs=0,74, р0,05), доверительные отношения и сотрудничество (rs=0,40, р0,05), открытые отношения и принятие (rs=0,40, р0,05), завышенная самооценка и удовлетворенность отношениями ребенка с родителями (rs=0,51, р0,05).
Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что существует взаимосвязь детско-отцовских отношений и самооценки ребенка в полной и неполной семье. А именно, у детей в полной семье существует взаимосвязь адекватной и неадекатной со склонностью к завышению самооценки с такими характеристиками детско-отцовских отношений как принятие ребенка, кооперация и симбиоз с ним, удовлетворенность отношениями друг с другом. У детей в неполной семье существует взаимосвязь неадекватной самооценки со склонностью, как к завышению, так и занижению с такими характеристиками детско-отцовских отношений как кооперация, отвержение и требовательность родителей.
Литература:
- Андреева Т. В. Психология современной семьи: Монография / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2005. — 178 с.
- Бородкина Г. В., Романова Е. Г. Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях / Г. В. Бородкина, Е. Г. Романова // Системная психология и социология. — М.: Прогресс, 2011. — № 3. — С. 134–139.
- Белинская Е. П., Дубовская Е. М. Неполная семья как институт социализации: взаимосвязь представлений матери о психологическом благополучии ребенка и ее стратегий совладания с трудностями молодежи/ Е. П. Белинская, Е. М. Дубовская//Социальная психология и общество. М.: РАН, 2016,№ 7(3), С. 33–46.
- Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье/ М. И. Буянов. — М.: Прогресс, 2008. — 568 с.
- Тузова О. Н., Кардакова И. Н. Психологическая реабилитация ребенка в процессе сопровождения семьи с кровнородственной формой опеки / О. Н. Тузова, И. Н. Кардакова // Современные исследования социальных проблем. — 2015. — № 7. (рецензируемый электронный журнал).