Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 08.07.2020

Статья просмотрена: 838 раз

Библиографическое описание:

Аттинг, А. Ю. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков / А. Ю. Аттинг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72523/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи типов родительского отношения и агрессивности подростков; выявлены типы родительского отношения, способствовавшие адекватному поведению подростков.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, подростковый возраст, детско-родительские отношения.

Воспитание и развитие детей подросткового возраста устанавливает перед родителями новые условия и требования. Ребенок переходит в этап усиленного овладения социальной ролью взрослого, расширяется зона общения, возрастает связь со школой и неформальными группами. В этот момент в организме подростка происходит физиологические, психологические изменения личности. Поэтому в этот период он остро нуждается в направляющей и консультирующей поддержке семьи [6, с. 128].

Предметом оживленных дискуссий стал вопрос о том, является ли родительство необходимым условием психологического благополучия личности ребенка. Исследования последних десятилетий подтверждают роль детско-родительских отношений [1, с. 53].

Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, А. Я. Варги, А. И. Захарова [2, с. 41].

Рассматривая проблему исследования, необходимо отметить, что агрессивность и агрессия имеют разное значение.

«Агрессия — любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [4, с.7].

Агрессивность — устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности субъекта к агрессивному поведению» [3, с. 9–10].

К агрессивности близко подходит понятие враждебности. А. Басс разделил понятия «агрессии» и «враждебность» и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность» [3, с. 7].

Мы предположили, что существует взаимосвязь родительского отношения и агрессивность подростков:

  1. При типе «кооперация» и «симбиоз», уровень агрессии подростков низкий;
  2. При типе «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация», уровень агрессии подростков высокий.

Для исследования мы использовали методики:

− Опросник агрессивности (Басса-Дарки);

− Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская);

− Тест-опросник «Родительско-детского отношения к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин).

В исследовании участвовали 30 подростков в возрасте 11–12 лет, мальчиков 14 и девочек 16, среднего образовательного учреждения села Нижний Суэтук.

Первый этап обследования направлен на изучение агрессивности подростков по методике Басса-Дарки.

После проведенного опроса результаты по видам агрессии в процентном соотношении по уровням, представлены в таблице (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень агрессии у подростков 11–12 лет

Уровень агрессии

Вид агрессии

Низкий (%)

Средний(%)

Высокий(%)

Физическая

33

33

33

Косвенная

10

53

37

Раздражение

37

43

20

Негативизм

30

23

40

Обида

46

36

17

Подозрительность

67

20

13

Вербальная

30

23

47

Чувство вину

90

7

3

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Суммируя показатели этих шкал, нами был высчитан индекс агрессивности и индекс враждебности. Результат агрессивности 30 испытуемых подростков составил в процентном соотношении: 37 % высокий уровень, 30 % средний уровень и низкий 33 % (Рисунок 1).

Показатели индекса агрессивности испытуемых подростков

Рис. 1. Показатели индекса агрессивности испытуемых подростков

Исходя из полученных данных, высокий индекс враждебности составил у 37 %, средний 43 % и низкий у 20 % (Рисунок 2).

Индекс враждебности испытуемых подростков

Рис. 2. Индекс враждебности испытуемых подростков

Второй этап обследования направлен на выяснения сложившейся ситуации в семье, родительско-детским отношения. На данном этапе мы воспользовались Методикой И. М. Марковской — Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» и Методикой А. Я. Варга, В. В. Столин — Тест-опросник «Родительско-детского отношения к детям».

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям (Таблица 2).

Таблица 2

Общие групповые показатели отношения родителей к ребенку, количество семей

Параметры

Количество семей

Проценты (%)

Принятие-отвержение

12

40

Симбиоз

5

17

Авторитарная гиперсоциализация

7

23

Кооперация

5

17

Маленький неудачник

1

3

По результатам тест-опросника Варга А.Я. более выраженными являются типы отношения:

«Отвержение» — 40 %. Взрослые испытывают в основном по отношению к ребенку негативные чувства: злобу, раздражения, досаду, разочарование, даже ненависть. Такие взрослы как правило, считают своего ребенка неудачником, считая, что ребенок не добьется успеха в жизни. Родителя не уважают своего ребенка, третируют его.

«Авторитарная гиперсоциализация» — 23 %. Родитель ведет себя авторитарно, требует безоговорочного подчинения и послушания, держа ребенка в строгих рамках, он старается навязать свое мнение, тщательно следит за социальными достижениями ребенка.

«Симбиоз» — 17 %. Взрослые устанавливают дистанцию между собой и ребенком. У родителя повышенная тревога за ребенка, они всячески препятствуют самостоятельности подростка.

«Кооперация» — 17 %. Родитель заинтересован в делах ребенка. Он стремится поддержать его во всех начинания, ведет постоянное участие в жизни ребенка. Взрослые всячески поощряют все начинания ребенка, гордятся им, стараются быть с ним на равных.

«Маленький неудачник» — 3 %. Стремятся инфантилизировать ребенка, Ребенок в таких отношениях подвержен дурному влиянию. Родители не доверяют своему ребенку, постоянно подчеркивают его неумелость. Взрослый стремится оградить ребенка от трудностей в жизни.

Исходя из полученных данных опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» И. М. Марковской, можно проследить взаимосвязь отношения родителей к детям. В большинстве семей 45 % уровень требовательности, строгости, контроля к своему ребенку оказался высоким, так же уровень по шкале эмоциональной дистанции, отсутствия сотрудничества был на высоком уровне 37 %. Показатели по шкалам сотрудничества, принятия и эмоциональной близости показатель составил 18 %.

Типы родительского отношения являются фактором проявления агрессии у подростка. Агрессивное поведение формируется под влиянием семьи, демонстрации модели агрессивного поведения и её подкреплением. Попустительским отношением к ребенку, поощрением его агрессивного поведения.

Процесс становления ребенка, как личности осуществляется на протяжении всей жизни. Одной из главных причин подростковой агрессии является влияние родительского отношения. Это связанно с тем, что родители недостаточно знают и понимают о психологических особенностях своего ребенка, используют не те методы воспитания. Ребенок-подросток часть семьи. Семья — это одна из главных причин социализации ребенка.

Экологичные отношения между родителями и дети характеризуются общими интересами, внимание друг к другу, постоянным контактом. Во многих, семьях с отрицательным микроклиматом возникает отчуждение, грубость, стремление делать все назло, агрессия и демонстрация неповиновения.

В ходе нашего исследования мы полностью доказали, что существует взаимосвязь между типами родительского отношения и проявлением агрессии. Мы подтвердили, что при типе «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация» уровень агрессивности высокий, а при «кооперации» и «симбиоз» низкий уровень проявления агрессии подростков. Если не помочь подростку контролировать свою агрессию вовремя, то в дальнейшем это грозит склонностью к разгульному образу жизни и укоренившемуся девиантному поведению.

Литература:

  1. Карабанова О. А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т.6. № 2. С. 15
  2. Калягина Е. А. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. — 162 с.
  3. Петровский А. В. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.–494с.
  4. Реан А. А. Психология изучения личности. — СПб., 1999.– С. 216–251.
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384 с.
  6. Савина Е. А. Родители и дети: Психология взаимоотношений. — М.: «Когито-Центр», 2003. — 230 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родительское отношение, агрессивное поведение, подростковый возраст, проявление агрессии, родитель, высокий уровень, процентное соотношение, Родительско-детское отношение, семейное воспитание.


Похожие статьи

Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде

В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социаль...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Особенности формирования суицидального поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей формирования суицидального поведения в подростковом возрасте. Особое внимание уделено изучению личностных детерминант суицидального поведения подростков: эмоционально-личностным особенностям, налич...

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Похожие статьи

Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде

В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социаль...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Особенности формирования суицидального поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей формирования суицидального поведения в подростковом возрасте. Особое внимание уделено изучению личностных детерминант суицидального поведения подростков: эмоционально-личностным особенностям, налич...

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Задать вопрос