В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи типов родительского отношения и агрессивности подростков; выявлены типы родительского отношения, способствовавшие адекватному поведению подростков.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, подростковый возраст, детско-родительские отношения.
Воспитание и развитие детей подросткового возраста устанавливает перед родителями новые условия и требования. Ребенок переходит в этап усиленного овладения социальной ролью взрослого, расширяется зона общения, возрастает связь со школой и неформальными группами. В этот момент в организме подростка происходит физиологические, психологические изменения личности. Поэтому в этот период он остро нуждается в направляющей и консультирующей поддержке семьи [6, с. 128].
Предметом оживленных дискуссий стал вопрос о том, является ли родительство необходимым условием психологического благополучия личности ребенка. Исследования последних десятилетий подтверждают роль детско-родительских отношений [1, с. 53].
Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, А. Я. Варги, А. И. Захарова [2, с. 41].
Рассматривая проблему исследования, необходимо отметить, что агрессивность и агрессия имеют разное значение.
«Агрессия — любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [4, с.7].
Агрессивность — устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности субъекта к агрессивному поведению» [3, с. 9–10].
К агрессивности близко подходит понятие враждебности. А. Басс разделил понятия «агрессии» и «враждебность» и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность» [3, с. 7].
Мы предположили, что существует взаимосвязь родительского отношения и агрессивность подростков:
- При типе «кооперация» и «симбиоз», уровень агрессии подростков низкий;
- При типе «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация», уровень агрессии подростков высокий.
Для исследования мы использовали методики:
− Опросник агрессивности (Басса-Дарки);
− Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская);
− Тест-опросник «Родительско-детского отношения к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин).
В исследовании участвовали 30 подростков в возрасте 11–12 лет, мальчиков 14 и девочек 16, среднего образовательного учреждения села Нижний Суэтук.
Первый этап обследования направлен на изучение агрессивности подростков по методике Басса-Дарки.
После проведенного опроса результаты по видам агрессии в процентном соотношении по уровням, представлены в таблице (Таблица 1).
Таблица 1
Уровень агрессии у подростков 11–12 лет
Уровень агрессии Вид агрессии |
Низкий (%) |
Средний(%) |
Высокий(%) |
Физическая |
33 |
33 |
33 |
Косвенная |
10 |
53 |
37 |
Раздражение |
37 |
43 |
20 |
Негативизм |
30 |
23 |
40 |
Обида |
46 |
36 |
17 |
Подозрительность |
67 |
20 |
13 |
Вербальная |
30 |
23 |
47 |
Чувство вину |
90 |
7 |
3 |
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Суммируя показатели этих шкал, нами был высчитан индекс агрессивности и индекс враждебности. Результат агрессивности 30 испытуемых подростков составил в процентном соотношении: 37 % высокий уровень, 30 % средний уровень и низкий 33 % (Рисунок 1).
Рис. 1. Показатели индекса агрессивности испытуемых подростков
Исходя из полученных данных, высокий индекс враждебности составил у 37 %, средний 43 % и низкий у 20 % (Рисунок 2).
Рис. 2. Индекс враждебности испытуемых подростков
Второй этап обследования направлен на выяснения сложившейся ситуации в семье, родительско-детским отношения. На данном этапе мы воспользовались Методикой И. М. Марковской — Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» и Методикой А. Я. Варга, В. В. Столин — Тест-опросник «Родительско-детского отношения к детям».
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям (Таблица 2).
Таблица 2
Общие групповые показатели отношения родителей к ребенку, количество семей
Параметры |
Количество семей |
Проценты (%) |
Принятие-отвержение |
12 |
40 |
Симбиоз |
5 |
17 |
Авторитарная гиперсоциализация |
7 |
23 |
Кооперация |
5 |
17 |
Маленький неудачник |
1 |
3 |
По результатам тест-опросника Варга А.Я. более выраженными являются типы отношения:
«Отвержение» — 40 %. Взрослые испытывают в основном по отношению к ребенку негативные чувства: злобу, раздражения, досаду, разочарование, даже ненависть. Такие взрослы как правило, считают своего ребенка неудачником, считая, что ребенок не добьется успеха в жизни. Родителя не уважают своего ребенка, третируют его.
«Авторитарная гиперсоциализация» — 23 %. Родитель ведет себя авторитарно, требует безоговорочного подчинения и послушания, держа ребенка в строгих рамках, он старается навязать свое мнение, тщательно следит за социальными достижениями ребенка.
«Симбиоз» — 17 %. Взрослые устанавливают дистанцию между собой и ребенком. У родителя повышенная тревога за ребенка, они всячески препятствуют самостоятельности подростка.
«Кооперация» — 17 %. Родитель заинтересован в делах ребенка. Он стремится поддержать его во всех начинания, ведет постоянное участие в жизни ребенка. Взрослые всячески поощряют все начинания ребенка, гордятся им, стараются быть с ним на равных.
«Маленький неудачник» — 3 %. Стремятся инфантилизировать ребенка, Ребенок в таких отношениях подвержен дурному влиянию. Родители не доверяют своему ребенку, постоянно подчеркивают его неумелость. Взрослый стремится оградить ребенка от трудностей в жизни.
Исходя из полученных данных опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» И. М. Марковской, можно проследить взаимосвязь отношения родителей к детям. В большинстве семей 45 % уровень требовательности, строгости, контроля к своему ребенку оказался высоким, так же уровень по шкале эмоциональной дистанции, отсутствия сотрудничества был на высоком уровне 37 %. Показатели по шкалам сотрудничества, принятия и эмоциональной близости показатель составил 18 %.
Типы родительского отношения являются фактором проявления агрессии у подростка. Агрессивное поведение формируется под влиянием семьи, демонстрации модели агрессивного поведения и её подкреплением. Попустительским отношением к ребенку, поощрением его агрессивного поведения.
Процесс становления ребенка, как личности осуществляется на протяжении всей жизни. Одной из главных причин подростковой агрессии является влияние родительского отношения. Это связанно с тем, что родители недостаточно знают и понимают о психологических особенностях своего ребенка, используют не те методы воспитания. Ребенок-подросток часть семьи. Семья — это одна из главных причин социализации ребенка.
Экологичные отношения между родителями и дети характеризуются общими интересами, внимание друг к другу, постоянным контактом. Во многих, семьях с отрицательным микроклиматом возникает отчуждение, грубость, стремление делать все назло, агрессия и демонстрация неповиновения.
В ходе нашего исследования мы полностью доказали, что существует взаимосвязь между типами родительского отношения и проявлением агрессии. Мы подтвердили, что при типе «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация» уровень агрессивности высокий, а при «кооперации» и «симбиоз» низкий уровень проявления агрессии подростков. Если не помочь подростку контролировать свою агрессию вовремя, то в дальнейшем это грозит склонностью к разгульному образу жизни и укоренившемуся девиантному поведению.
Литература:
- Карабанова О. А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т.6. № 2. С. 15
- Калягина Е. А. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. — 162 с.
- Петровский А. В. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.–494с.
- Реан А. А. Психология изучения личности. — СПб., 1999.– С. 216–251.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384 с.
- Савина Е. А. Родители и дети: Психология взаимоотношений. — М.: «Когито-Центр», 2003. — 230 с.