Связь типа семейного воспитания и характера привязанности подростков к родителям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 07.05.2024

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Назарова, А. В. Связь типа семейного воспитания и характера привязанности подростков к родителям / А. В. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113806/ (дата обращения: 16.12.2024).



Несмотря на большой интерес психологов к проблеме семейного воспитания и значительный объем научных публикаций по этой теме, важнейшие ее аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, имеющихся знаний оказывается недостаточно, чтобы ответить на вопрос, какую роль играет тип семейного воспитания в формировании характера привязанности к родителям.

Феномен привязанности отражает субъективную устойчивую эмоциональную установку, которая сформирована посредством опыта взаимоотношений ребенка с родителями [2]. Характер привязанности показывает степень эмоциональной близости и доверия, которые ребенок испытывает к родителю [3].

В зависимости от отношения родителей, а также от условий воспитания у ребенка происходит формирование одного из типов привязанности: надежная привязанность, избегающая привязанность, тревожно-амбивалентная привязанность [6].

Характер привязанности обусловливает определенную систему ожиданий по отношению к участникам всех других социальных контактов, что фактически опосредствует дальнейшее взаимодействие ребенка с окружающим миром и, следовательно, становится важным механизмом влияния на другие стороны его развития [1].

Тип семейного воспитания — совокупность установок родителей в отношении воспитания детей. В целом, многие исследователи предлагают четыре основных стиля воспитания детей, опирающиеся на два основных показателя: родительская любовь и родительский контроль [8]. Зачастую родители имеют различные стили воспитания: отцы, как правило, воспринимаются, и на самом деле бывают, более жесткими и авторитарными чем матери. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга [7].

Обзор эмпирических исследований связи типа семейного воспитания и характера привязанности к родителям показывает, что формирование определённого характера привязанности у ребенка зависит от родительского поведения, качества отношений, эмоциональной близости, степени удовлетворения потребностей ребенка, соответственно от стиля семейного воспитания [5]. Выделяют функциональный стиль родительского отношения, определяющий формирование надежного типа привязанности, который проявляется в способности воспринимать и понимать причины состояния ребенка, способности к сопереживанию, безусловном принятии, стремлении к телесному контакту, оказании эмоциональной поддержки [9].

Целью нашего исследования было исследование связи типа семейного воспитания и характера привязанности к матери и отцу у подростков.

Важность изучения отношений с родителями в подростковом возрасте обусловлена тем, что в подростковом возрасте главной задачей развития становится достижение автономности и построение личностной идентичности [4]. В этой связи негативные отношения с родителями могут нарушать нормальное развитие подростка, что формирует актуальную задачу профилактики и коррекции неблагополучия в этих отношениях.

Было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление связи между типом семейного воспитания и характером привязанности к матери и отцу у подростков.

Выборку исследования составили 40 подростков от 13 до 16 лет, среди них 20 мальчиков и 20 девочек.

Проведена диагностика типов семейного воспитания и характера привязанности к матери и отцу у подростков с помощью батареи психодиагностических методик: «Подростки о родителях» (автор Е. Шафер, модификация З. Матейчика и П. Ржичана); Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. М. Марковской, вариант для подростков; Методика М. Яремчук для оценки качества привязанности подростков к родителям; Опросник привязанности к близким людям Н. В. Сабельникова, Д. В. Каширский.

Для выявления связи между типом семейного воспитания и характером привязанности к матери и отцу у подростков проведен корреляционный анализ.

Результаты корреляционного анализа показали, что надежная привязанность к отцу и к матери у подростков имеет положительные взаимосвязи с позитивным интересом, который родители проявляют к ребенку.

Надежная привязанность к отцу снижается при проявлениях тревожности отца. Интересным представляется результат, положительной связи надежной привязанности к отцу с враждебностью и непоследовательностью типа воспитания. Тревожно-амбивалентная привязанность к отцу у подростков усиливается при росте директивности отца и непоследовательности его воспитательных мер. Тревожно-амбивалентная привязанность к матери имеет положительные связи с враждебностью матери.

Избегающий тип привязанности к отцу у подростков имеет положительные взаимосвязи с повышенным интересом и враждебностью отцов. Избегающая привязанность к матери отрицательно связана с непоследовательностью в воспитании.

Подводя итог эмпирическому исследованию, можно сделать следующие выводы:

— позитивный интерес родителей способствует формированию либо надежной, либо избегающей привязанности, что, вероятно, обусловлено возрастными особенностями подростков, которые проявляются в стремлении к автономии от родительской опеки, поэтому повышенный интерес к их жизни может вызывать у подростков не только надежную привязанность, но и стремление избегать близости с родителями;

— враждебность и непоследовательность в воспитании отцов способствует формированию либо надежной, либо тревожно-амбивалентной привязанности, что может означать, что подросткам необходимо внимание отца, даже построенное на враждебности, что дает им ощущение присутствия отца;

— враждебность матерей способствует формированию тревожно-амбивалентной привязанности, а непоследовательность в воспитании матерей — избегающей привязанности у подростков.

Литература:

  1. Боулби Дж. Привязанность. М., 2021.
  2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2023.
  3. Бриш К. Теория привязанности и воспитание счастливых людей. М., 2022.
  4. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М., 2019.
  5. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста / под ред. Л. В. Токарской: коллективная монография. Екатеринбург, 2019.
  6. Сабельникова Н. В., Каширский Д. В. Опросник привязанности к близким людям// Психологический журнал. 2015.Т. 36. № 4.
  7. Чевтаева А. В., Тетерина Е. А. Связь стилей семейного воспитания с типологией поведения ребёнка// Вестник экспериментального образования. 2021.№ 3 (28).
  8. Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А., Ростовцева М. В., Ковалевич И. А., Догадаев О. Н., Шестаков В. Н. Влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте // Вестник НГПУ. 2019.№ 3.
  9. Ширяева О. А. Особенности стиля родительского воспитания в семьях со здоровыми и часто болеющими детьми// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014.№ 40.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, характер привязанности, надежная привязанность, тревожно-амбивалентная привязанность, избегающая привязанность, отец, подросток, мать, родитель, корреляционный анализ.


Похожие статьи

Связь эмоционального интеллекта и характера отношений с матерью в подростковом возрасте

Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети

Зависимость протекания подросткового кризиса от нежеланности рождения ребенка

Условия и факторы воспитания гуманистического отношения к природе

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Похожие статьи

Связь эмоционального интеллекта и характера отношений с матерью в подростковом возрасте

Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети

Зависимость протекания подросткового кризиса от нежеланности рождения ребенка

Условия и факторы воспитания гуманистического отношения к природе

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Задать вопрос