Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 683 раза

Библиографическое описание:

Бобкова, Д. М. Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте / Д. М. Бобкова, Н. Э. Солынин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 229-230. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99746/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родительских отношений, которая будет основана на взаимном уважении равноправии.

Успешность решения указанной задачи возрастного развития, уровень достигаемой подростком независимости и установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяются качеством сложившихся к началу подросткового возраста детско-родительских отношений.

Ключевые слова: подростки, родители, взаимодействие родителя и ребёнка, опека родителя.

The article deals with the issues of interaction between parents and children in adolescence. Various problems of their interaction are considered. An important task for the development of adolescence and adolescence is the process of restructuring child-parent relations, which will be based on mutual respect and equality. The success of solving this problem of age-related development, the level of independence achieved by a teenager and the establishment of new boundaries within the family system are largely determined by the quality of the child-parent relationship that developed by the beginning of adolescence.

Keywords : teenagers, parents, parent-child interaction, parental custody.

Семья для любого человека является первостепенным источником формирования личности. Благодаря семье человек приобщается к различным ценностям культуры, осваивает социальные роли.

Примерно первую четверть жизни человек проводит в кругу своей семьи. Стоит сказать о том, что существуют такие понятия, как брак и супружество.

Принято считать, что брак — это союз мужчины и женщины, который основывается на взаимной договорённости. Он является общественным институтом, который регулирует взаимоотношения между мужчиной и женщиной [5].

Понятие супружество можно охарактеризовать как личностное взаимодействие мужчины и женщины.

Подразделяется данное понятие на следующие характерные признаки:

  1. Неинституциональный характер, свойственный супружеству;
  2. Равноправие обязанностей обоих супругов;

Семья, являясь социальным институтом, осуществляет много различных задач. Одной из таких задач является воспроизводство членов общества и их первичная социализация. Семья обладает достаточно сильными преимуществами в социализации личности. Данные преимущества исходят прежде всего из того, что в семьях царит особая психологическая атмосфера, способствующая развитию и образованию личности человека [4].

В любой семье создается определённая модель поведения, которую дети копируют. Взаимодействие родителя и ребёнка в семье является основным фактором формирования личности подростка, а также влияет на становление его характера.

Освобождение от опеки родителей и построение новой системы отношений, которая определяет существенное влияние на развитие подростка на данной возрастной ступени, является одной из самых важных задач. Существует отличие детско-родительских отношений в этом возрасте. Излагается оно во внутренней противоречивости двух тенденций. Во-первых, тенденции к автономизации и самостоятельности и тенденции к сохранению и развитию прежних доверительных близких отношений с родителями [2].

Родители призваны выполнять прежнюю функцию помощи и поддержки при увеличении дистанции и принятии и поощрении стремления подростка к обретению независимости. Во-вторых, это родительская чуткость и готовность оказать помощь и поддержку в любой ситуации, в которой окажется ребёнок. Все эти ситуации позволяют сохранить детско-родительские отношения достаточно близкими, и в период их перестройки и обретения подростком автономии и идентичности.

Такой тип детско-родительских отношений оказывает существенное влияние на формирование представлений подростков о своей будущей семье и собственной родительской роли. Чем гармоничнее складываются взаимоотношения подростков с родителями, тем позитивнее представляется детям их будущее родительство. И наоборот, непоследовательность в воспитании, инфантильность родителей по отношению к детям, ведет к негативному представлению подростками образа будущего родителя, вплоть до полного отказа от данной роли [1].

Необходимо помнить, что наложение запретов без каких-либо рациональных объяснений, ограничение самостоятельности, недоверие, насмешки над неудачами подталкивают подростка к применению вербальной или физической агрессии.

Значимую роль в развитии личности подростка, а также его становление в группе сверстников, напрямую зависит от того, какое взаимодействие с семьей он испытывает.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что взаимодействие между родителями и подростками напрямую влияет на его становление, как личности [3].

Это взаимодействие формирует у ребёнка задатки качеств, с которыми он будет жить дальше. Коммуникация с другими людьми так же очень важна. Родители определяют общий стиль воспитания своего ребёнка, а это, в свою очередь, является важным фактором в системе воспитания ребёнка, который находится в подростковом возрасте.

Литература:

  1. Баранова, Е. С. Влияние детско-родительских отношений на со-циометрический статус подростка в группе сверстников [Текст] / Е. С. Бара-нова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2015. — № 7(10). — С. 9–11.
  1. Дементьева, Л. А. Особенности психологической саморегуляции у подростков с психическим инфантилизмом [Текст] / Л. А. Дементьева, Ю. В. Чебакова // Психология и психотехника. — 2015. — № 9(84). — С. 951–963.
  2. Лебедева А. К., Сыромяжникова М. М. Современный подросток как объект психологического исследования // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы возрастной психологии». — Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2013. — С. 133–142
  3. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи [Текст] / А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2008. — 432 с.
  4. Яковлева Н. А. Методы регулирования подростковой дисциплины и социально-психологические последствия их реализации на практике // Материалы научно-практической конференции «Психологические проблемы детства и юношества». — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. — С. 52–64
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, семья, взаимодействие родителя, отношение, родитель, существенное влияние.


Похожие статьи

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Возможности образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе

Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника

В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходим...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних

В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...

Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет)

В статье представлен анализ проблемы формирования межличностных отношений старших подростков и юношества со сверстниками и взрослыми. Описана значимость межличностных отношений со сверстниками и взрослых для подростка и охарактеризовано их влияние на...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Похожие статьи

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Возможности образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе

Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника

В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходим...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних

В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...

Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет)

В статье представлен анализ проблемы формирования межличностных отношений старших подростков и юношества со сверстниками и взрослыми. Описана значимость межличностных отношений со сверстниками и взрослых для подростка и охарактеризовано их влияние на...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Задать вопрос