Подростковый возраст является исключительно значимым для психического развития. На данный возрастной период приходится не только интенсивное физическое развитие человека, но также активное личностное развитие, формирование моральных и интеллектуальных возможностей человека. На сложность и значимость данного возрастного периода для личностного развития указывает также то, что в настоящее время существует множество теоретических концепций, которые характеризуются особенности развития личности в подростковом возрасте: анализируются и интерпретируются закономерности и специфические особенности психического развития, определяются особенности развития интеллектуального плана у подростков, рассматриваются особенности развития коммуникативной сферы, общения, мировоззрения и нравственного сознания подростков [1].
Изменения в социально-экономических отношениях в стране, которые произошли в последние десятилетия не могли не затронуть модели поведения, ценности и нормы общества. Изменения социально-экономической обстановки общества, активное развитие информационных технологий, глобализация мировой экономики ставит перед современным человеком новые задачи. Изменения в жизни общества сказываются и на психологическом статусе подрастающего поколения. Современный подросток сталкивается с большими объемами информации, с новыми требованиями, к которым он вынужден адаптироваться и которым он должен соответствовать для самостоятельной жизни и реализации своего потенциала во взрослой жизни. Благополучие, социальный статус, собственное благосостояние в значительной степени связано с актуальностью и значимостью выбранной человеком области профессиональной деятельности. Это обусловливает значимость и необходимость своевременной профориентационной деятельности, а также обеспечения условий для профессионального самоопределения подростков. Учет интересов, личностных особенностей, конкретного запроса общества на специалистов различного профиля позволяет начать процесс профессионального самоопределения как можно раньше и обеспечить возможности для полноценного личностного и социального развития подростка [2].
Современная действительность характеризуется возросшими требованиями к уровню определенности в профессиональных предпочтениях выпускников школ, с одной стороны, а также недостаточным вниманием образовательных учреждений к адекватной и своевременной профориентационной работе.
Вопросы профессионального самоопределения подростков являлись предметом исследования многих ученых. Данная проблема рассматривалась в работах В. Н. Грузкова, В. М. Данилова, Н. И. Ковалева, Н. С. Пряжникова и др. ученых Психологические особенности особенностей личности подростков рассматривались в работах Г. С. Абрамовой, И. С. Кона, А. А. Реана и др.
Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание ученых к проблеме профессионального самоопределения многие аспекты данного феномена остались без достаточного внимания, в первую очередь имеет большое значение проблема факторов и причин профессионального самоопределения подростков, а именно влияния семьи и детско-родительских отношений.
Самоопределение в профессиональной сфере можно рассматривать как динамическое движение, которое включает в себя такие компоненты, как формирование личности в профессиональной сфере, как творческое совершенствование и обогащение личности профессиональной направленностью. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как движение в развитии личности по профессиональному совершенствованию на базе полного применения личных задатков, индивидуальных возможностей, а также способностей. Профессиональное самоопределение не ограничивается единственным этапом, а охватывает все время деятельной профессиональной жизни. Для успешного вхождения в ходе самоопределения в рамках профессиональной деятельности важным является ориентация личности в выборе профессий с учетом ее индивидуальных особенностей, а также актуальных потребностей рынка труда [3].
Подростковый возраст является значимым периодом развития личности. В этом возрасте происходят существенные изменения социального и личностного плана, которые обуславливаются сменой ведущей деятельности, изменением социальной ситуации развития, а также характера взаимоотношений с другими людьми. Интенсивное психофизиологическое развитие, половое созревание, а также изменение социальной ситуации развития в подростковом возрасте позволяет рассматривать данный возрастной период как критический, в котором происходят существенные личностные изменения, происходит формирование мировоззрения, а также выбор предпочитаемых форм поведения. В качестве одного из результатов развития на данном возрастном этапе может выступать чувство одиночество, тогда как агрессивность может рассматриваться как наиболее часто выбираемая подростками форма поведения и способ получения желаемого, что, учитывая незрелость форм реагирования и сниженные возможности самоконтроля может стать фактором дезадаптации.
Профессиональное самоопределение подростка — это активный и относительно длительный процесс, а также результат выбора области профессиональной деятельности. Применительно подросткового возраста профессиональное самоопределения является начальным этапом профессионального и один из наиболее значимых аспектов общего личностного развития подростка.
Семейные отношения — это система чувств и представлений родителей по отношению к своим детям, а также особенности восприятия и понимания семейных отношений со стороны ребенка. Структурно семейные взаимоотношения включают в себя эмоциональной, поведенческий и когнитивный компоненты.
В структуре семейных взаимоотношений выделяется эмоциональный, когнитивный, а также поведенческий компоненты, которые формируют систему отношений между детьми и их родителями. Выступая как специфический институт социализации, семья оказывает влияние на профессиональный выбор подростков.
Литература:
- Шаманин, Н.В., Лапшин, В. Е. Особенности профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий) [Текст] / Н. В. Шаманин, В.Е, Лапшин//Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 52–56.
- Галимова, Р. Ф. Роль семьи в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте [Текст] / Р. Ф. Галимова //Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 135–141.
- Александрова, Н. А. Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи [Электронный ресурс] / Н. А. Александрова// https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe–samoopredelenie–podrostkov–i–yunoshestva–s–pozitsii–roditelskoy–semi (дата обращения: 18.05.2020).