Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние семьи на профессиональное самоопределение подростков

Психология
12.12.2020
819
Поделиться
Библиографическое описание
Широкова, Е. Ю. Влияние семьи на профессиональное самоопределение подростков / Е. Ю. Широкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 448-449. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76406/.


Подростковый возраст является исключительно значимым для психического развития. На данный возрастной период приходится не только интенсивное физическое развитие человека, но также активное личностное развитие, формирование моральных и интеллектуальных возможностей человека. На сложность и значимость данного возрастного периода для личностного развития указывает также то, что в настоящее время существует множество теоретических концепций, которые характеризуются особенности развития личности в подростковом возрасте: анализируются и интерпретируются закономерности и специфические особенности психического развития, определяются особенности развития интеллектуального плана у подростков, рассматриваются особенности развития коммуникативной сферы, общения, мировоззрения и нравственного сознания подростков [1].

Изменения в социально-экономических отношениях в стране, которые произошли в последние десятилетия не могли не затронуть модели поведения, ценности и нормы общества. Изменения социально-экономической обстановки общества, активное развитие информационных технологий, глобализация мировой экономики ставит перед современным человеком новые задачи. Изменения в жизни общества сказываются и на психологическом статусе подрастающего поколения. Современный подросток сталкивается с большими объемами информации, с новыми требованиями, к которым он вынужден адаптироваться и которым он должен соответствовать для самостоятельной жизни и реализации своего потенциала во взрослой жизни. Благополучие, социальный статус, собственное благосостояние в значительной степени связано с актуальностью и значимостью выбранной человеком области профессиональной деятельности. Это обусловливает значимость и необходимость своевременной профориентационной деятельности, а также обеспечения условий для профессионального самоопределения подростков. Учет интересов, личностных особенностей, конкретного запроса общества на специалистов различного профиля позволяет начать процесс профессионального самоопределения как можно раньше и обеспечить возможности для полноценного личностного и социального развития подростка [2].

Современная действительность характеризуется возросшими требованиями к уровню определенности в профессиональных предпочтениях выпускников школ, с одной стороны, а также недостаточным вниманием образовательных учреждений к адекватной и своевременной профориентационной работе.

Вопросы профессионального самоопределения подростков являлись предметом исследования многих ученых. Данная проблема рассматривалась в работах В. Н. Грузкова, В. М. Данилова, Н. И. Ковалева, Н. С. Пряжникова и др. ученых Психологические особенности особенностей личности подростков рассматривались в работах Г. С. Абрамовой, И. С. Кона, А. А. Реана и др.

Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание ученых к проблеме профессионального самоопределения многие аспекты данного феномена остались без достаточного внимания, в первую очередь имеет большое значение проблема факторов и причин профессионального самоопределения подростков, а именно влияния семьи и детско-родительских отношений.

Самоопределение в профессиональной сфере можно рассматривать как динамическое движение, которое включает в себя такие компоненты, как формирование личности в профессиональной сфере, как творческое совершенствование и обогащение личности профессиональной направленностью. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как движение в развитии личности по профессиональному совершенствованию на базе полного применения личных задатков, индивидуальных возможностей, а также способностей. Профессиональное самоопределение не ограничивается единственным этапом, а охватывает все время деятельной профессиональной жизни. Для успешного вхождения в ходе самоопределения в рамках профессиональной деятельности важным является ориентация личности в выборе профессий с учетом ее индивидуальных особенностей, а также актуальных потребностей рынка труда [3].

Подростковый возраст является значимым периодом развития личности. В этом возрасте происходят существенные изменения социального и личностного плана, которые обуславливаются сменой ведущей деятельности, изменением социальной ситуации развития, а также характера взаимоотношений с другими людьми. Интенсивное психофизиологическое развитие, половое созревание, а также изменение социальной ситуации развития в подростковом возрасте позволяет рассматривать данный возрастной период как критический, в котором происходят существенные личностные изменения, происходит формирование мировоззрения, а также выбор предпочитаемых форм поведения. В качестве одного из результатов развития на данном возрастном этапе может выступать чувство одиночество, тогда как агрессивность может рассматриваться как наиболее часто выбираемая подростками форма поведения и способ получения желаемого, что, учитывая незрелость форм реагирования и сниженные возможности самоконтроля может стать фактором дезадаптации.

Профессиональное самоопределение подростка — это активный и относительно длительный процесс, а также результат выбора области профессиональной деятельности. Применительно подросткового возраста профессиональное самоопределения является начальным этапом профессионального и один из наиболее значимых аспектов общего личностного развития подростка.

Семейные отношения — это система чувств и представлений родителей по отношению к своим детям, а также особенности восприятия и понимания семейных отношений со стороны ребенка. Структурно семейные взаимоотношения включают в себя эмоциональной, поведенческий и когнитивный компоненты.

В структуре семейных взаимоотношений выделяется эмоциональный, когнитивный, а также поведенческий компоненты, которые формируют систему отношений между детьми и их родителями. Выступая как специфический институт социализации, семья оказывает влияние на профессиональный выбор подростков.

Литература:

  1. Шаманин, Н.В., Лапшин, В. Е. Особенности профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий) [Текст] / Н. В. Шаманин, В.Е, Лапшин//Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 52–56.
  2. Галимова, Р. Ф. Роль семьи в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте [Текст] / Р. Ф. Галимова //Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 135–141.
  3. Александрова, Н. А. Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи [Электронный ресурс] / Н. А. Александрова// https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe–samoopredelenie–podrostkov–i–yunoshestva–s–pozitsii–roditelskoy–semi (дата обращения: 18.05.2020).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 448-449):
Часть 6 (стр. 371-449)
Расположение в файле:
стр. 371стр. 448-449стр. 449

Молодой учёный