Влияние взаимоотношений родителя и ребёнка на становление личности подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Бобкова, Д. М. Влияние взаимоотношений родителя и ребёнка на становление личности подростка / Д. М. Бобкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99747/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы влияния взаимоотношений родителя и ребенка на становление личности подростка. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Проблема отношений между родителями и детьми является одной из самых актуальных в современном обществе, так как недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения, недостаток времени и ускоренный темп современной жизни приводят к данной проблеме. Актуальность данной проблемы состоит так же и в том, что связь между родителями и детьми разрывается очень рано, так как зачастую, подросток считает себя уже достаточно взрослым и состоятельным членом общества, не нуждающимся в советах и помощи взрослых.

Ключевые слова: подростки, родители, взаимодействие родителя и ребёнка, особенности воспитания.

The article examines the issues of the influence of parent-child relationships on the formation of a teenager's personality. Various problems of their interaction are considered. The problem of relations between parents and children is one of the most urgent in modern society, since the lack of moral and ethical principles in adult relationships, low socio-psychological culture of communication, lack of time and the accelerated pace of modern life lead to this problem. The relevance of this problem also lies in the fact that the connection between parents and children is broken very early, since often a teenager considers himself to be a sufficiently adult and wealthy member of society who does not need advice and help from adults.

Keywords : teenagers, parents, parent-child interaction, parenting features.

Взаимодействие родителей и подростков всегда имело огромное значение в формировании личности человека. Родители прививают своим детям различные формы поведения, поэтому ребёнок применяет эти формы поведения в своей дальнейшей жизни. Очень часто происходит такое, что родитель делает вид, будто не обращает на ребёнка своё внимание. Так же, родители невольно могут поощрять за агрессивное поведение или наказывать за принятое в обществе поведение.

Благодаря определённым особенностям воспитания, семья создает своим детям некие условия для проявления эмоций, а также удовлетворения эмоциональных потребностей, которые оказывают помощь подростку. Они помогают почувствовать их особую принадлежность к обществу, усиливают ощущение безопасность и покой, которые, в свою очередь, порождают желание помогать и поддерживать других людей [3].

Родительские же позиции оказывают особое влияние на поведение подростка в семье. Когда подросток сталкивается с отвержением со стороны родителей, он сразу чувствует себя ненужным и отодвинутым в семье на второй план. Ребёнок, находящийся в подростковом возрасте, борется за своё положение в семье или пытается обратить на себя внимание плохим поведением.

Лишним подросток чувствует себя, когда взрослые уклоняются от общения с ним или почти не замечают его.

Когда подросток чувствует, что родители заостряют на себе внимание всех окружающих, то начинают вставать в показную позицию. Потребности таких детей отходят на другой план в отношении потребностей других членов семьи.

Если рассматривать взаимодействие с подростком с адекватной стороны, то в первую очередь подростка необходимо уважать, как личность. Одновременно нужно рассматривать и позицию ребенка подросткового возраста в семье, как полноправного члена семьи [1].

Некоторые исследователи отдают предпочтение нескольким тактикам взаимодействия с ребёнком подросткового возраста. Они несут собой определение нескольких типов взаимоотношений, таких как диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Когда во взаимоотношениях присутствует в большей степени, правила, которыми родители ограничивают жизнь ребёнка, принимают решение за него. Когда ребёнок подвергается угрозам или насилию. Такое поведение можно характеризовать, как диктат. Взрослые могут и должны предъявлять ребёнку ряд требований, которые будут соответствовать нормам общества, в котором живёт подросток. Но при этом необходимо трезво оценивать свои поступки и решения, которые касаются ребёнка, ведь это в дальнейшем может напрямую повлиять на становление личности [2].

Некоторые родители предпочитают, в качестве воспитательных мер, применять приказы и насилие. Такие родители напрямую могут столкнуться с сопротивлением подростка. Родитель получит ответную реакцию от своего ребёнка. Ребёнок может даже начать копировать поведение взрослого. Даже если сопротивление сломлено, то вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Детей систематически лишают права голоса те родители, которые не интересуются мнением своего ребёнка. Если при решении каких-либо вопросов, которые напрямую касаются подростка, он не будет видеть, что с его мнением считаются, то все это гарантия серьезных неудач формирования его личности [5].

Опека является системой взаимодействия, при которой родители обеспечивают удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всяческих дел и трудностей, как правило, они принимают решение сами и ответственность оставляют за собой.

Можно смело говорить о том, что вопрос активного формирования личности отходит на второй план. В центре воспитательного процесса оказывается задача решения проблем ребёнка.

Согласно данным психологических исследований, «в этой категории подросткам свойственно наибольшее число срывов в переходном возрасте. Эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опеке свойственно проявление заботы, ограждение от трудностей» [4].

Данная точка зрения подтверждается тем, что у подростков нет самостоятельности, как правило, они становятся, отстранены от решения вопросов, которые касаются лично их, а тем более общих проблем семьи.

Мы можем сделать вывод о том, что к подростковому возрасту дети не склонны идеализировать родителя. У них появляется собственная позиция и собственное мнение относительно различных ситуаций.

В подростковом возрасте построение оптимального взаимодействия ребенка и родителя актуальна для обеих сторон. Семья всегда является отправной точкой в социализации ребёнка, она оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Благодаря условиям, в которых живёт ребёнок, определяется его дальнейшая жизненная позиция. Немаловажную роль играют образование родителей, эмоциональная обстановка в семье и материальное обеспечение. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка оказывает воздействие вся внутрисемейная атмосфера.

Литература:

  1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина // Социальное здоровье России. — М.: Класс, 1994. — С. 25–37.
  2. Гурьева, В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков [Текст] / В. А. Гурьева. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — 208 с.
  3. Дубровина, И. В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи [Текст] / И. В. Дубровина, М. И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982. — С. 3–18.
  4. Жесткова, Н. А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности [Текст] / Н. А. Жесткова // Вестник Пермского Университета. — 2013. — № 2(14). С. 128–135.
  5. Кутейникова С. В. Возрастная психология и психология развития. — Воронеж: Издательская группа АСТ, 2013. — С. 58–70
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, подростковый возраст, подросток, ребенок, особенность воспитания, решение, семья.


Ключевые слова

подростки, родители, взаимодействие родителя и ребёнка, особенности воспитания

Похожие статьи

Актуальность исследования типов финансовых отношений в паре в контексте психологической науки

В настоящее время проблема разводов имеет чрезвычайно важное значение. Одной из основных причин разводов оказываются финансовые разногласия между супругами, однако данный вопрос мало исследуется с точки зрения психологии, в то время как в нём присутс...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Психологический аспект полового воспитания в школах немецкоязычных стран

В данной статье рассматриваются вопросы полового воспитания и просвещения в школах немецкоязычных стран, а также их психологическое влияние на школьников. Актуальность исследований в этой теме обуславливается стоящими перед человечеством нравственно...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации

Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...

Факторы, влияющие на отношение к материнству современных девочек-подростков

Данная статья посвящена вопросам выявления факторов, которые влияют на формирование отношения к будущему материнству у современных девочек, находящихся в подростковом возрасте. В тексте анализируются различные подходы психологов к этой проблеме и рас...

Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родит...

Возможности образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе

Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного...

Похожие статьи

Актуальность исследования типов финансовых отношений в паре в контексте психологической науки

В настоящее время проблема разводов имеет чрезвычайно важное значение. Одной из основных причин разводов оказываются финансовые разногласия между супругами, однако данный вопрос мало исследуется с точки зрения психологии, в то время как в нём присутс...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Психологический аспект полового воспитания в школах немецкоязычных стран

В данной статье рассматриваются вопросы полового воспитания и просвещения в школах немецкоязычных стран, а также их психологическое влияние на школьников. Актуальность исследований в этой теме обуславливается стоящими перед человечеством нравственно...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации

Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...

Факторы, влияющие на отношение к материнству современных девочек-подростков

Данная статья посвящена вопросам выявления факторов, которые влияют на формирование отношения к будущему материнству у современных девочек, находящихся в подростковом возрасте. В тексте анализируются различные подходы психологов к этой проблеме и рас...

Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родит...

Возможности образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе

Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного...

Задать вопрос