Введение
В данной статье мы предприняли попытку установить связь между семейной идентичностью и психологическим благополучием у старших подростков в возрасте 14–17 лет. Мы провели теоретический анализ проблемы семейной идентичности и психологического благополучия подростков, выявив специфику понимания понятий семейной идентичности и психологического благополучия подростками, а также определив соотношение этих понятий в данной возрастной группе. На наш взгляд, понимание семейной идентичности и психологического благополучия неразрывно связаны друг с другом в сознании подростков в возрасте 14–17 лет.
Материал для исследования
Материалом для исследования послужили результаты анкетирования, проведенного среди подростков в возрасте 14–17 лет, учащихся города Москвы. Количество испытуемых составило 177 человек, среди которых было 108 юношей и 69 девушек.
Метод исследования
Объект данного исследования имеет сублогическую, иррациональную природу, сложность восприятия которой диктует методы, применяемые для анализа и верификации результатов данного эксперимента. Во-первых, мы собирали эмпирические данные при помощи опроса и тестирования. Подросткам предложили опросник, представляющий собой «Шкалу психологического благополучия» К. Рифф, показывающий, что психологическое благополучие зависит от многих факторов, в том числе от особенностей данной социальной группы, и выявляющий взаимосвязь понятий психологическое благополучие и семейная идентичность. Кроме того, подросткам предлагался тест, разработанный на основе «Шкалы семейной адаптации и сплоченности FACES III» Д. Х. Олсона, позволяющий оценить представление о структуре своей семьи у испытуемого. Во-вторых, для верификации исследования мы используем метод математической статистики— корреляционный анализ по методу Спирмена, служащий доказательством для подтверждения предположения о наличии связи между семейной идентичностью и психологическим благополучием.
Результаты исследования
Согласно «Шкале психологического благополучия» К. Рифф обнаружили, что наибольшая часть испытуемых (73 %) имеет низкий уровень психологического благополучия. Данная ситуация показана на Рисунке 1.
Рис. 1. Уровень психологического благополучия старших подростков по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф
Понятие семейная идентичность состоит из двух компонентов: семейная сплоченность и семейная адаптация. Анализ этих компонентов проводился по методике, описанной в «Шкале семейной адаптации и сплоченности» Д. Х. Олсона. Тестирование по «Шкале семейной адаптации и сплоченности» Д. Х. Олсона продемонстрировало у 76 % респондентов раздельный тип семейной сплоченности, а у 16 % респондентов — разобщенный тип семейной сплоченности (см. Рисунок 2). Под семейной сплоченностью понимается степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности связи они взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга. Выделяют четыре уровня семейной сплоченности — от экстремально низкого до экстремально высокого. На практике они называются разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Из ситуации, изображенной на Рисунке 2, видно, что большая часть респондентов относят себя к раздельному и разобщенному типам семьи, характеризующимся низким уровнем сплоченности. При разобщенном типе члены семьи не поддерживают друг друга, не делятся друг с другом, мало времени проводят вместе, и соответственно в такой семье царит эмоциональная холодность и отсутствуют общие интересы. При раздельном типе члены семьи много времени проводят вне семьи, но могут собираться в семейном кругу и обсуждать общие проблемы, оказывать поддержку друг другу и вырабатывать семейные решения. Кроме этого, в «Шкале семейной адаптации и сплоченности» Д. Х. Олсона очень важен показатель семейной адаптации, то есть характеристики того, насколько гибко или ригидно семейная система способна приспосабливаться к воздействию внешней среды и изменяться под влиянием стрессоров. Исходя из данных, полученных при проведении эксперимента, наибольшее значение этого показателя равно 64 % (эта ситуация показана на Рисунке 3) и свидетельствует о хаотичном типе семейной адаптации, при котором решения в семье принимаются импульсивно и необдуманно. В такой семье нет лидера, он часто меняется, роли членов семьи неясные.
Рис. 2. Выявление семейной сплоченности по методике «Шкала семейной адаптации и сплоченности Д. Х. Олсона по всей выборке в %
Рис. 3. Выявление семейной адаптации по методике «Шкала семейной адаптации и сплоченности» Д. Х. Олсона по всей выборке в %
Чтобы указать на связь явлений семейной идентичности и психологического благополучия, обратимся к математическому способу верификации эксперимента, например, к корреляционному анализу по методу Спирмена. В ходе анализа с применением метода Спирмена отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны, определяемые взаимодействием психологического благополучия подростков и их пониманием семейной идентичности. Среди положительных моментов можно отметить следующие: связь психологического благополучия с отношениями между членами семьи, (чем выше эмоциональная связь, тем выше уровень психологического благополучия, r = 0,26 при p < 0,01), связь психологического благополучия с отношением семьи к друзьям подростка (чем лучше семья относится к друзьям подростка, тем выше у подростка уровень психологического благополучия, r = 0,25 при p < 0,01), связь психологического благополучия с авторитетом родителей внутри семьи (чем выше авторитет, тем выше уровень психологического благополучия подростка, r = 0,27 при p < 0,01). Также имеются и отрицательные аспекты, влияющие на уровень психологического благополучия подростка и касающиеся взаимодействия дисциплины внутри семьи (r = -0,15 при p < 0,05), жесткости установления семейных границ (r = -0,29 при p < 0,01), отсутствия дифференцированного лидерства, т. е. наличия одного постоянного лидера (r = -0,27 при p < 0,01), нестабильности правил внутри семьи (r = -0,15 при p < 0,05), уровня семейной адаптации (r = -0,15 при p < 0,01) и психологического благополучия, чем выше приведенные составляющие, тем ниже уровень психологического благополучия. Наличие этих факторов и их корреляция с психологическим благополучием показана на Рисунке 4.
Рис. 4. Плеяда корреляционных связей между семейной идентичностью и психологическим благополучием старших подростков
Вывод
Итак, семейная идентичность и психологическое благополучие не только взаимосвязаны, но и оказывают сильное влияние друг на друга. Тесная эмоциональная связь между членами одной семьи, положительное отношение членов семьи к друзьям друг друга, уверенность в родителе и его авторитете повышают уровень психологического благополучия подростков. А жесткие семейные границы, чрезмерно высокий уровень дисциплины, изменчивость правил внутри семьи, хаотичный тип семейной адаптации способствуют снижению психологического благополучия подростков.