Связь статуса личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации у молодежи в различных образовательных средах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 08.06.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Орищенко, М. И. Связь статуса личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации у молодежи в различных образовательных средах / М. И. Орищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115332/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор исследует связь личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации на двух выборках — студентов колледжа и студентов вуза.

Ключевые слова: юношеский возраст, идентичность, студенты, колледж, вуз, благополучие.

Переход от детства ко взрослости характеризуется принятием новых ролей и формированием личностной идентичности, что становится одной из сложнейших задач: в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению периода юношеского возраста, что связано с решением задачи поиска идентичности и некоторыми изменениями, происходящими в современном обществе. Вопросами становления идентичности занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Так, в зарубежной психологии идентичность рассматривается в работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, З. Фрейд, Дж. Мид и др. В отечественной психологии данный феномен тесным образом связан с понятиями «сознание» и «самосознание» и рассматривается в работах Л. С. Выготского, В. В. Столина, И. С. Кон, Л. Б. Шнейдер и др.

Другой важной задачей развития юношеского периода является психологическая сепарация от родителей. При переходе от детства ко взрослости важным и необходимым становится принятие ответственности, формирование независимости и самодостаточности личности. В научной психологической литературе данный феномен рассматривается в работах Дж. Хоффмана, М. Малер, П. Блоса, В. П. Дзукаевой, А. А. Дитюк и др.

Особая актуальность при решении вышеуказанных задач поиска идентичности и сепарирования от родителей появляется и в изучении вопроса эмоционального благополучия: успешное решение может способствовать высокому эмоциональному благополучию и наоборот, нерешение этих задач может приводить к эмоциональному неблагополучию. Изучением вопроса благополучия занимались Н. Бредберн, К. Рифф, Л. В. Куликов, Л. А. Карапетян, Г. А. Глотова и другие исследователи.

Кроме того, образовательная среда также может способствовать формированию личностной идентичности. Феномен образовательной среды рассматривается в работах Д. Дерябо, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и других ученых.

В нашей работе мы поставили вопрос — существует ли связь между указанными задачами и эмоциональным благополучием человека в юношеском возрасте? Есть ли различия в уровне сформированности вышеуказанных компонентов в различных образовательных средах?

Объект исследования -личностная идентичность.

Предмет исследования — связь статуса личностной идентичности, типа эмоционального благополучия и стиля психологической сепарации у молодежи в различных образовательных средах.

Цель исследования — выявить связь статуса личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации у молодежи в различных образовательных средах.

Гипотеза исследования — существует связь между статусом личностной идентичности, эмоциональным благополучием и психологической сепарацией от родителей у молодежи в различных образовательных средах.

Кроме того, выдвинута частная гипотеза — существуют различия в уровне эмоционального благополучия и психологической сепарации при разных статусах личностной идентичности.

База и выборка исследования. Исследование проводилось с декабря 2023 г. по май 2024 г. Метод сбора информации — прямое анкетирование путем заполнения респондентами бланков исследования в малых группах (до 10–12 человек). В исследовании приняло участие 112 человек в возрасте от 18 до 21 года, из них 91 женщина и 23 мужчины.

Эмпирическая база исследования включала в себя образовательные учреждения г. Москва и Московской области. Выборка поделена на две группы. Характеристика групп:

  1. 62 человека (9 мужчин (14,5 %) и 53 женщин (85,5)) — студенты среднего профессионального образования.
  2. 50 человек (12 мужчин (24 %) и 38 женщин (76 %)) — студенты высшего профессионального образования.

Также были получены результаты для общей выборки.

Методики исследования:

  1. Методика исследования личностной идентичности (МИЛИ) Л. Б. Шнейдер, 2007 г.
  2. Опросник психологической сепарации Дж. Хоффмана, 1984 г. Модификация В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой, 2014 г.
  3. Методика «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)» Л. В. Карапетян, Г. А. Глотовой.

Статистическая обработка данных исследования проведена в пакете IBM SPSS Statistics 27.0. Для проведения статистического анализа были использованы:

  1. критерий Манна Уитни,
  2. метод ранговой корреляции Спирмена,
  3. критерий Краскела-Уоллиса.

В выборке присутствуют значительные отличия по половому признаку, поэтому по данному критерию анализ не был произведен (91 женщина, 21 мужчина).

Выводы:

  1. В рамках исследования мы выявили распространенный статус идентичности в общей выборке — статус моратория. Качественный анализ различий показал, что нет значимых различий в уровне распределения статусов личностной идентичности в двух группах.

Анализ сформированности психологической сепарации у респондентов (в двух группах) выявил больший уровень сформированности сепарации от отца в сравнении с сепарацией от матери. В группах отмечена более сформированная функциональная независимость от отца и матери (способность принимать самостоятельно решения без помощи родителей).

  1. Значимые различия выявлены в сформированности аттитюдной психологической сепарации от отца (r=0.011): студенты колледжа имеют более сформированную независимость собственных убеждений от мнения и убеждений отца. В остальном, мы говорим о том, что нет различий в уровне сформированности психологической сепарации среди двух групп.
  2. Обнаружена положительная корреляция между некоторыми видами психологической сепарации:

— конфликтологическая независимость от матери положительно коррелирует с эмоциональной независимость от матери (r=0.426, p<0.01) и от отца (r=0.258, p<0.05),

— эмоциональная независимость от матери положительно коррелирует с конфликтологической независимостью от матери (r=0.426, p<0.01), эмоциональной независимостью от отца (r=0.415, p<0.01)

— аттитюдная независимость от матери положительно коррелирует с аттитюдной независимостью от отца (r=0.237, p<0.05), с функциональной независимостью от матери (r=0.502, p<0.01),

— функциональная независимость от матери положительно коррелирует аттитюдной незасисимостью от матери (r=0.502, p<0.01), функциональной независимостью от отца (r=0.364, p<0.01), конфликтологической независимостью от отца (r=0.602, p<0.01),

— функциональная независимость от отца положительно коррелирует со всеми видами независимости от отца,

— аттитюдная независимость от отца положительно коррелирует с аттитюдной независимостью от матери (r=0.237, p<0.05), эмоциональной независимостью от отца (r=0.381, p<0.01), функциональной независимостью от отца (r=0.527, p<0.05),

— эмоциональная независимость от отца положительно коррелирует с эмоциональной независимостью от матери (r=0.415, p<0.01), аттиттюдной независимостью от отца (r=0.381, p<0.01), функциональной независимостью от отца (r=0.265, p<0.01),

— конфликтологическая независимость от отца положительно коррелирует с аттитюдной независимостью от матери (r=0.747, p<0.01), функциональной независимостью от матери (r=0.602, p<0.01), функциональной независимостью от отца (r=0.190, p<0.05).

  1. Значимые различия между показателями методики СЭЛБ по подгруппам (группа студентов колледжа и студентов ВУЗа) были выявлены в эмоциональном и личностном компоненте: больший показатель эмоционального благополучия выявлен в группе ВУЗа, личностного — в группе колледжа. Обнаружена положительная корреляция между компонентами благополучия и отрицательная между компонентами благополучия и компонентом неблагополучия.
  2. Гипотеза о том, что существует связь между статусом личностной идентичности, эмоциональным благополучием и психологической сепарацией от родителей у молодежи в различных образовательных средах, подтвердилась.
  3. Частная гипотеза «существуют различия в уровне эмоционального благополучия и психологической сепарации при разных статусах личностной идентичности» подтвердилась. При статусе достигнутой личностной идентичности в сравнении с другими статусами выявлен более высокий уровень эмоционального благополучия и эмоционально-личностного благополучия. В сравнении с преждевременной и диффузной идентичностью, при достигнутом статусе личностной идентичности более сформирована конфликтологическая независимость от отца и матери.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная идентичность, психологическая сепарация, эмоциональное благополучие, функциональная независимость, отец, мать, эмоциональная независимость, независимость, юношеский возраст, образовательная среда.


Похожие статьи

Задать вопрос