Объект исследования
Исследование психологического благополучия актуально тем, что оно отражает естественное стремление человека быть счастливым, испытывать психологический комфорт и т. д. Отечественные и зарубежные психологи, исследующие психологическое благополучие, разрабатывают различные теоретические модели описывающие и объясняющие данный феномен. Но чтобы подтвердить свою практическую значимость, теоретический конструкт должен пройти ряд проверок (психометрических испытаний). Среди общепринятых мнений о психологическом благополучии, можно выделить следующие: К. Рифф считает, что данное явление представляет собой «восприятие и оценку своего внутреннего функционирования с точки зрения вершины человеческих потенциальных возможностей»; по мнению А. А. Шадрина, психологическое благополучие личности — это «переживание успехов и достижений в профессиональной деятельности и в личной жизни»; в свою очередь, Р. М. Шамионов рассматривает психологическое благополучие как состояние «динамического равновесия, достигаемое разнонаправленными переживаниями удовлетворенности в различных сферах жизнедеятельности» и др. [2, с. 286–287].
Если рассматривать феномен психологического благополучия среди подростков, то современная психология располагает диагностическим опросником, с символичным названием EPOCH (epoch — эпоха, век), название которого происходит из аббревиатуры первых букв, пяти основных компонентов психологического благополучия: «вовлеченности подростка в деятельность (Engagement — вовлеченность, активность, участие); настойчивости и упорства (Perseverance — упорство, стойкость, настойчивость); оптимизма, который характеризуется надеждой, уверенностью в будущем (Optimism — оптимизм, уверенность в будущем); взаимосвязи с другими людьми (Connectedness — связанность, сопряженность); ощущения счастья как устойчивого состояния позитивного настроения и чувства удовлетворенности своей жизнью (Happiness — счастье, радость) [1, с. 111]. Русскоязычная адаптация опросника успешно реализована исследовательской группой в составе Е. Н. Волковой и И. В. Волковой [1].
Предмет исследования
Предметом нашего исследования выступает связь между психологическим благополучием и волевыми качествами подростков. Волевая сфера человека, является одной из основополагающих сфер жизнедеятельности, благодаря которой, происходит формирование позитивной установки по отношению к реализации собственного творческого потенциала, позволяющей человеку успешно социализироваться, минимизировать риски в преодолении жизненных трудностей и т. д. Современное представление о волевых качествах подростков в отечественной психологии, отображено в разработанном диагностическом конструкте К. Р. Сидорова («Тест-опросник волевых качеств в подростковом возрасте»), с помощью которого определяется выраженность следующих компонентов волевой сферы: выдержки — «способность сдерживать собственную импульсивность и выжидать, подавляя малообдуманные действия»; инициативности — «способность порождать намерения и способы решения задач»; настойчивости — «способность устойчиво двигаться в направлении цели»; организованности — «способность структурировать и упорядочивать свои намерения и действия»; решительности — «способность быстро принимать решения и осуществлять действия»; самостоятельности — «способность эффективно действовать без поддержки других»; смелости — «способность не поддаваться страху». Сумма данных показателей определят общую характеристику силы воли подростка [3, с. 305].
Цели и задачи: установить взаимосвязь психологического благополучия и волевых качеств подростков, путем эмпирического исследования, сочетающего в себе теоретический анализ, реализацию психодиагностических мероприятий и статистическую обработку данных.
Материалы и методы: внастоящем исследовании, приняли добровольное участие 11 подростков, из них 8 девушек и 3 юноши, в возрасте от 13 до 16 лет. Для реализации целей и задач нашего исследования были использованы два опросника: 1. Опросник благополучия подростков EPOCH; 2. «Тест-опросник определения психологических свойств независимых волевых качеств в подростковом возраст» (Е. Н. Волкова, И. В. Волковой) [1, 3].
Статистическая обработка данных (корреляционный анализ Спирмена) проводилась в компьютерной программе «STATISTICA 12».
Результаты
Распределение психодиагностических результатов отображено в таблице 1 (интегральный показатель психологического благополучия подростков) и таблице 2 (общий показатель силы воли качеств в подростковом возрасте). Обнаруженная статистически значимая связь между изучаемыми переменными, продемонстрирована в таблице 3.
Таблица 1
Распределение психодиагностических результатов интегрального показателя психологического благополучия подростков (N=11)
|
Низкий уровень, % |
Средний/ Высокий уровень | |
|
Психологическое благополучие (интегральный показатель) |
27 |
73 |
Низкий уровень интегрального показателя психологического благополучия диагностирован у 27 % опрошенных подростков, средний/высокий уровень был выявлен у 73 %.
Таблица 2
Распределение психодиагностических результатов общего показателя силы воли подростков (N=11)
|
Низкий уровень, % |
Средний уровень, % |
Высокий уровень, % | |
|
Сила воли |
9 |
73 |
18 |
Низкий уровень общего показателя силы воли подростков был диагностирован у 9 % респондентов, средний уровень — у 73 %, высокий уровень — у 18 %.
Таблица 3
Корреляционный анализ психологического благополучия и волевых качеств подростков (N=11)
|
Психологические переменные |
Вовлеченность |
Упорство |
Оптимизм |
Взаимосвязь |
Счастье |
Психологическое благополучие (интегральный показатель) |
|
Выдержка |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Инициативность |
r=0,72* |
- |
r=0,62* |
r=0,67* |
r=0,94* |
r=0,70* |
|
Настойчивость |
- |
- |
- |
- |
- |
r=0,60* |
|
Организованность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Решительность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Самостоятельность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Смелость |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Сила воли (общий показетль) |
r=0,72* |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Социальной значимости |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
*В таблице отображены только статистически значимые результаты, при p<0,05
Выявлена статически значимая связь между показателями психологического благополучия (вовлеченность, оптимизм, взаимосвязь, счастье, интегральный показатель психологического благополучия) и инициативностью подростка; интегральным показателем психологического благополучия и настойчивостью (r=0,60; p<0,05); вовлеченностью и общим показателем силы воли подростка (r=0,72; p<0,05).
Обсуждение результатов
Наличие статистически достоверной связи между показателями психологического благополучия и волевых качеств подростков, говорит в пользу взаимозначимости исследуемых феноменов в жизни юношей и девушек в подростковом возрасте. Так, для поддержания достаточного уровня психологического благополучия, подростку необходимо в достаточной мере быть инициативным и настойчивым, а для поддержания достаточной силы воли, ему важно быть в достаточной мере вовлеченным в деятельность.
Выводы
Психологическое благополучие и волевые качества подростков оказываются взаимосвязаны между собой — в те моменты, когда подросток испытывает трудности волевого характера, одним из неблагоприятных психологических факторов, выступает недостаточный уровень вовлеченности.
При недостаточном проявлении волевых усилий подростка по отношению к какой-либо деятельности (будь это учебная деятельность, либо помощь в быту родителям), взрослым целесообразно сделать попытку замотивировать подростка не угрозами наказания, а с помощью психологических возможностей диалога, который может быть направлен в продуктивное русло — на создание доверительных отношений, с обязательным условием соблюдения договоренностей между сторонами. Необходимо и достаточное информирование между участниками диалога.
Также, для поддержания удовлетворительного уровня психологического благополучия подростка, важное значение приобретают механизмы поощрения инициативности и настойчивости, которые характеризуются: способностью порождать намерения и способы решения задач; способностью устойчиво двигаться в направлении цели. С одной стороны, взрослому необходимо не препятствовать попыткам реализации творческого потенциала подростка в конструктивном ключе, даже если он видится чрезмерно амбициозным, а с другой стороны, взрослому необходимо поощрять скромные и последовательные начинания подростка. В обоих случаях, подростки будут получать непосредственный опыт реализации своего творческого потенциала — реально оценивая свои возможности и ограничения, что является необходимым и конструктивным условием в процессе становления личности.
Литература:
- Волкова, Е. Н. Опросник EPOCH для изучения психологического благополучия российских подростков: психометрические характеристики и возможности использования / Е. Н. Волкова, И. В. Волкова. — Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2025. — № 4 (30). — С. 109–119.
- Данилова, М. А. Психологическое благополучие личности: понятие и основные уровни / М. А. Данилова, Е. А. Тарасенко. — Текст: непосредственный // Форум молодых ученых. — 2019. — № 4 (32). — С. 285–289.
- Сидоров, К. Р. Тест-опросник определения психологических свойств независимых волевых качеств в подростковом возрасте / К. Р. Сидоров. — Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. — 2019. — № 3. — С. 304–313.

