Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Пилотажное исследование взаимосвязи психологического благополучия и волевых качеств в подростковом возрасте

Научный руководитель
Педагогика и психология
Препринт статьи
03.12.2025
15
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь психологического благополучия и волевых качеств подростков. Данное исследование по причине немногочисленного числа испытуемых является пилотажным. Тем не менее, все методы статистической обработки данных, используются в настоящем исследовании корректно, что в свою очередь говорит о достоверности полученных результатов.
Библиографическое описание
Пилотажное исследование взаимосвязи психологического благополучия и волевых качеств в подростковом возрасте / М. А. Дрик, М. П. Буракова, Е. М. Волосевич [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 11 (96). — URL: https://moluch.ru/young/archive/96/5249.


Объект исследования

Исследование психологического благополучия актуально тем, что оно отражает естественное стремление человека быть счастливым, испытывать психологический комфорт и т. д. Отечественные и зарубежные психологи, исследующие психологическое благополучие, разрабатывают различные теоретические модели описывающие и объясняющие данный феномен. Но чтобы подтвердить свою практическую значимость, теоретический конструкт должен пройти ряд проверок (психометрических испытаний). Среди общепринятых мнений о психологическом благополучии, можно выделить следующие: К. Рифф считает, что данное явление представляет собой «восприятие и оценку своего внутреннего функционирования с точки зрения вершины человеческих потенциальных возможностей»; по мнению А. А. Шадрина, психологическое благополучие личности — это «переживание успехов и достижений в профессиональной деятельности и в личной жизни»; в свою очередь, Р. М. Шамионов рассматривает психологическое благополучие как состояние «динамического равновесия, достигаемое разнонаправленными переживаниями удовлетворенности в различных сферах жизнедеятельности» и др. [2, с. 286–287].

Если рассматривать феномен психологического благополучия среди подростков, то современная психология располагает диагностическим опросником, с символичным названием EPOCH (epoch — эпоха, век), название которого происходит из аббревиатуры первых букв, пяти основных компонентов психологического благополучия: «вовлеченности подростка в деятельность (Engagement — вовлеченность, активность, участие); настойчивости и упорства (Perseverance — упорство, стойкость, настойчивость); оптимизма, который характеризуется надеждой, уверенностью в будущем (Optimism — оптимизм, уверенность в будущем); взаимосвязи с другими людьми (Connectedness — связанность, сопряженность); ощущения счастья как устойчивого состояния позитивного настроения и чувства удовлетворенности своей жизнью (Happiness — счастье, радость) [1, с. 111]. Русскоязычная адаптация опросника успешно реализована исследовательской группой в составе Е. Н. Волковой и И. В. Волковой [1].

Предмет исследования

Предметом нашего исследования выступает связь между психологическим благополучием и волевыми качествами подростков. Волевая сфера человека, является одной из основополагающих сфер жизнедеятельности, благодаря которой, происходит формирование позитивной установки по отношению к реализации собственного творческого потенциала, позволяющей человеку успешно социализироваться, минимизировать риски в преодолении жизненных трудностей и т. д. Современное представление о волевых качествах подростков в отечественной психологии, отображено в разработанном диагностическом конструкте К. Р. Сидорова («Тест-опросник волевых качеств в подростковом возрасте»), с помощью которого определяется выраженность следующих компонентов волевой сферы: выдержки — «способность сдерживать собственную импульсивность и выжидать, подавляя малообдуманные действия»; инициативности — «способность порождать намерения и способы решения задач»; настойчивости — «способность устойчиво двигаться в направлении цели»; организованности — «способность структурировать и упорядочивать свои намерения и действия»; решительности — «способность быстро принимать решения и осуществлять действия»; самостоятельности — «способность эффективно действовать без поддержки других»; смелости — «способность не поддаваться страху». Сумма данных показателей определят общую характеристику силы воли подростка [3, с. 305].

Цели и задачи: установить взаимосвязь психологического благополучия и волевых качеств подростков, путем эмпирического исследования, сочетающего в себе теоретический анализ, реализацию психодиагностических мероприятий и статистическую обработку данных.

Материалы и методы: внастоящем исследовании, приняли добровольное участие 11 подростков, из них 8 девушек и 3 юноши, в возрасте от 13 до 16 лет. Для реализации целей и задач нашего исследования были использованы два опросника: 1. Опросник благополучия подростков EPOCH; 2. «Тест-опросник определения психологических свойств независимых волевых качеств в подростковом возраст» (Е. Н. Волкова, И. В. Волковой) [1, 3].

Статистическая обработка данных (корреляционный анализ Спирмена) проводилась в компьютерной программе «STATISTICA 12».

Результаты

Распределение психодиагностических результатов отображено в таблице 1 (интегральный показатель психологического благополучия подростков) и таблице 2 (общий показатель силы воли качеств в подростковом возрасте). Обнаруженная статистически значимая связь между изучаемыми переменными, продемонстрирована в таблице 3.

Таблица 1

Распределение психодиагностических результатов интегрального показателя психологического благополучия подростков (N=11)

Низкий уровень, %

Средний/ Высокий уровень

Психологическое благополучие

(интегральный показатель)

27

73

Низкий уровень интегрального показателя психологического благополучия диагностирован у 27 % опрошенных подростков, средний/высокий уровень был выявлен у 73 %.

Таблица 2

Распределение психодиагностических результатов общего показателя силы воли подростков (N=11)

Низкий уровень, %

Средний уровень, %

Высокий уровень, %

Сила воли

9

73

18

Низкий уровень общего показателя силы воли подростков был диагностирован у 9 % респондентов, средний уровень — у 73 %, высокий уровень — у 18 %.


Таблица 3

Корреляционный анализ психологического благополучия и волевых качеств подростков (N=11)

Психологические

переменные

Вовлеченность

Упорство

Оптимизм

Взаимосвязь

Счастье

Психологическое благополучие

(интегральный показатель)

Выдержка

-

-

-

-

-

-

Инициативность

r=0,72*

-

r=0,62*

r=0,67*

r=0,94*

r=0,70*

Настойчивость

-

-

-

-

-

r=0,60*

Организованность

-

-

-

-

-

-

Решительность

-

-

-

-

-

-

Самостоятельность

-

-

-

-

-

-

Смелость

-

-

-

-

-

-

Сила воли

(общий показетль)

r=0,72*

-

-

-

-

-

Социальной значимости

-

-

-

-

-

-

*В таблице отображены только статистически значимые результаты, при p<0,05


Выявлена статически значимая связь между показателями психологического благополучия (вовлеченность, оптимизм, взаимосвязь, счастье, интегральный показатель психологического благополучия) и инициативностью подростка; интегральным показателем психологического благополучия и настойчивостью (r=0,60; p<0,05); вовлеченностью и общим показателем силы воли подростка (r=0,72; p<0,05).

Обсуждение результатов

Наличие статистически достоверной связи между показателями психологического благополучия и волевых качеств подростков, говорит в пользу взаимозначимости исследуемых феноменов в жизни юношей и девушек в подростковом возрасте. Так, для поддержания достаточного уровня психологического благополучия, подростку необходимо в достаточной мере быть инициативным и настойчивым, а для поддержания достаточной силы воли, ему важно быть в достаточной мере вовлеченным в деятельность.

Выводы

Психологическое благополучие и волевые качества подростков оказываются взаимосвязаны между собой — в те моменты, когда подросток испытывает трудности волевого характера, одним из неблагоприятных психологических факторов, выступает недостаточный уровень вовлеченности.

При недостаточном проявлении волевых усилий подростка по отношению к какой-либо деятельности (будь это учебная деятельность, либо помощь в быту родителям), взрослым целесообразно сделать попытку замотивировать подростка не угрозами наказания, а с помощью психологических возможностей диалога, который может быть направлен в продуктивное русло — на создание доверительных отношений, с обязательным условием соблюдения договоренностей между сторонами. Необходимо и достаточное информирование между участниками диалога.

Также, для поддержания удовлетворительного уровня психологического благополучия подростка, важное значение приобретают механизмы поощрения инициативности и настойчивости, которые характеризуются: способностью порождать намерения и способы решения задач; способностью устойчиво двигаться в направлении цели. С одной стороны, взрослому необходимо не препятствовать попыткам реализации творческого потенциала подростка в конструктивном ключе, даже если он видится чрезмерно амбициозным, а с другой стороны, взрослому необходимо поощрять скромные и последовательные начинания подростка. В обоих случаях, подростки будут получать непосредственный опыт реализации своего творческого потенциала — реально оценивая свои возможности и ограничения, что является необходимым и конструктивным условием в процессе становления личности.

Литература:

  1. Волкова, Е. Н. Опросник EPOCH для изучения психологического благополучия российских подростков: психометрические характеристики и возможности использования / Е. Н. Волкова, И. В. Волкова. — Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2025. — № 4 (30). — С. 109–119.
  2. Данилова, М. А. Психологическое благополучие личности: понятие и основные уровни / М. А. Данилова, Е. А. Тарасенко. — Текст: непосредственный // Форум молодых ученых. — 2019. — № 4 (32). — С. 285–289.
  3. Сидоров, К. Р. Тест-опросник определения психологических свойств независимых волевых качеств в подростковом возрасте / К. Р. Сидоров. — Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. — 2019. — № 3. — С. 304–313.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Юный ученый №11 (96) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный